Организация совместной образовательной деятельности с воспитанниками младшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Игры и игрушки».
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ СЕМИНАРЕ
«ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОО К ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_respublikanskom_seminare_igry_i_igrushki_-_kopiya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Идея разработки проекта «Игры и игрушки» возникла не только с целью реализации соответствующей тематической недели, но и выявленных проблем взаимодействия малышей друг с другом в игре. Наблюдения показали, что большинство детей испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или нежеланием учитывать интересы и позицию партнеров, найти взаимопонимание. Учитывая, что в младшем возрасте важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка, был разработан данный проект, участниками которого являются дети второй младшей группы, педагоги и родители воспитанников.
Цель проекта ориентирована на обогащение игрового опыта детей, освоение простых способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, установления доброжелательных отношений; создание условий для проявления самостоятельности, детской инициативы и творчества в разных видах деятельности.
Содержание проекта носит познавательно-игровой характер, направленный на создание условий для проявления интереса к экспериментированию с различными игрушками; овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек; проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам; проявления речевой активности детей в разных видах деятельности. Кроме того в ходе реализации проекта предусматривается вовлечение родителей воспитанников, обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье, повышение их компетентности при выборе игрушек для ребенка.
Задачи, направленные на реализацию проекта ориентированы на создание образовательной среды для социальной ситуации развития всех участников образовательных отношений (родителей, детей, воспитателей); на развитие игровых, познавательных, сенсорных, речевых способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, овладение образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой, формирование у детей эмоционально-эстетического и бережного отношение к игрушкам.
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта была разработана модель педагог - дети – родители, в основе которой лежит деятельностный подход всех участников образовательных отношений.
Были определены этапы работы проекта. Первый этап - подготовительный. Он включает погружение и мотивацию детей на интересную деятельность, прогнозирование результата, обсуждение и вовлечение родителей в деятельность проекта.
С целью успешной реализации проекта мною были спроектированы разнообразные занимательные дела по дням недели:
- понедельник: День «Поиграй – ка»;
- вторник День «Умных игр со Смешариками»
- среда: День «Почемучки»;
- четверг «День детского театра»;
- пятница День «Юного архитектора»;
В содержание деятельности дня «Поиграй – ка» с детьми были включены следующие формы организации:
- в непосредственно-образовательной области «Физическое развитие» использовалась двигательная деятельность с игровыми ситуациями, предполагающая проявление инициативы и развитие двигательного творчества малышей.
- в непосредственно-образовательной области «Познавательное развитие» использовали образовательную ситуацию;
- выставка «Моя любимая игрушка», на которой дети рассказали о своей любимой игрушке и как с ней играют;
- образовательные ситуации «Больница для зверей», «Построим дом для игрушек», «Уложим куклу Катю спать», мотивирующие детей на игровые действия;
- чтение художественных произведений (стихотворение А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»);
- подвижные игры «Зайка серенький сидит», «Волк и зайцы», «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору»;
В содержание деятельности дня «Умные игры со Смешариками» использовались:
- в непосредственно-образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной деятельности репертуар песенок-драматизаций, игры-драматизации, появление кукольного персонажа, обыгрывание;
- сенсорно-игровой тренинг, включающий настольные и дидактические игры, направленные на развитие умений находить игрушку по описанию, умений ориентироваться в пространстве, памяти, внимания, зрительного восприятия, развитие мелкой моторики рук;
- вечер настольных и дидактических игр: «Собери картинку», «Найди игрушку по описанию», «Рыбалка», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино», «Лото», «Собери пазлы», «Формы и цвета», «Кто, где живёт?», игры с палочками Кюизенера, игры с блоками Дьенеша, игры со счётными палочками.
- отгадывание загадок об игрушках;
- творческая мастерская (создание книги А.Барто «Игрушки»);
- чтение стихов А.Барто с опорой на картинки;
- литературная гостиная (чтение отрывка » из книги Ч. Янчарского «В магазине игрушек»);
- подвижные игры «Попади в круг», «Ровным кругом», «Найди пару», «Возьми платочек»;
В содержание деятельности дня «Почемучки» были включены:
- в непосредственно-образовательной области «Познавательное развитие» образовательные ситуации («Подарки от куклы Маши», «Музыкальные загадки»), в процессе которых дети устанавливали связи между предметами по цвету, размеру, форме;
- игры – экспериментирования с различными материалами, направленные на ознакомление со свойствами предметов: «Почему колобок не получился?» (песок и вода), «Весёлые кораблики» (вода и кораблики из бумаги), «Почему камешки утонули?» (вода и камешки);
- игра – забава с водой «Рыбалка»;
- выставка игрушек самоделок руками детей и родителей, на которой малыши смогли проявить себя при рассказывании об игрушке - самоделке, которую изготовили вместе с родителями; на выставку приглашались дети и педагоги из других групп;
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «По ровненькой дорожке» и «С кочки на кочку».
В содержание деятельности дня «Детского театра» использовались:
- в непосредственно-образовательной области «Познавательное развитие» игры-драматизации, двигательные импровизации для стимулирования творческих способностей детей;
- театрализованная деятельность (настольный театр с деревянными игрушками по сказке «Курочка Ряба»; пальчиковый театр по сказке «Репка»), в которой дети проявляли словесное творчество в рассказывании знакомых сказок;
- подвижные игры с сюжетным содержанием: «Воробушки и автомобиль», «Дождик и солнце», «Самолеты», «Зайка серенький сидит».
В содержание деятельности дня «Юный архитектор» были включены:
-в непосредственно-образовательной области «Речевое развитие» образовательные ситуации («Построим гараж для машин», «Дом для игрушек»), которые побуждали дошкольников рассказывать о любимой игрушке;
- в непосредственно-образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» организовали творческую мастерскую, где дети изготавливали погремушку из бросового материала (развитие мелкой моторики рук);
- образовательные ситуации: «Построим гараж для машин», «Постройка дороги», «Дом для игрушек»;
- строительные игры на прогулке: «Построим для Фили горку из снега» (обыгрывание);
- подвижные игры на прогулке: «Солнышко и дождик», «Воробушки», «Ровным кругом…»;
- гости из «Жемчужинки» (знакомим детей подготовительной группы с выставкой игрушек-самоделок);
- игры с конструкторами: «Построим из конструктора дорожки для машин» «Построим дом для игрушек» «Построим машину для игрушек».
Содержание деятельности любого дня предусматривало детскую инициативу и творчество детей. Разнообразные образовательные ситуации с проблематикой предоставляли ребёнку самостоятельный поиск решений, такие как: «Почему колобку удалось быстро укатиться от зайца?», «Как помочь кукле Кате выздороветь?», «Почему колобок не получился», «На каком кораблике Филе лучше путешествовать?» Выставке игрушки-самоделки предшествовала совместная творческая деятельность детей и родителей, в которой учитывалось желание ребёнка при создании игрушки (дети подбирали пуговицы по цвету, подкрашивали глазки, подбирали материал и т.д.). Развёртывание сюжета ролевых игр осуществлялось в свободном выборе ребёнком атрибутов к игре, выборе портнёра по игре. При подборе художественной литературы учитывались интересы и желания детей. Подвижные игры были ареной развития двигательного творчества детей. У воспитанников была возможность свободного выбора атрибутов к играм. Избегать кофликтных ситуаций помогало большое разнообразие масок, при изготовлении и приобретении участвовали сами родители. Отгадки на загадки дети с удовольствием находили в занимательном сундучке. Литературная гостиная преобразовывалась в игры – драматизации, для которых в предметно-пространственной среде заранее изготавливались атрибуты воплощения образа героев. Дети охотно использовали модули, предметы-заместители. Игровые вечера стали часто практиковаться в нашей группе с целью гармонизации детско-родительских отношений и сплочении коллектива сверстников. Данная форма взаимодействия с родителями способствует вовлечению родителей в образовательный процесс, так как именно игра является основной формой обучения ребёнка.
С родителями воспитанников использовались следующие формы взаимодействия:
- информационный буклет, отражающий содержание проведения тематической недели «Игры и игрушек»;
- экспресс-опрос «Любимые игрушки моего ребенка», позволяющий получить информацию о любимых игрушках детей, как и кто играет с ребенком дома, по каким принципам обогащается игровая среда; о наличии игрового уголка у ребенка.
- благотворительная Акция с родителями воспитанников «Подарите детям радость», направленная на обновление игровой среды в группе;
- конкурс «Игрушка-самоделка», способствующий сближению и улучшению детско-родительских отношений в организации совместной творческой продуктивной деятельности, обогащении игровой среды в группы;
- информационно-познавательный альманах «Как играть с малышами», «Какие игрушки покупать детям»;
- фоторепортаж «По страничкам проекта «Игры и игрушки»
Анализируя работу по внедрению проекта «Игры и игрушки», пришли к следующим выводам: работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка, проявление ребенком самостоятельности и инициативы. В ходе реализации проекта «Игры и игрушки» можно отметить положительные результаты:
- обогащение знаний детей о свойствах, качествах и функциональном
назначении игрушек;
- положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с
разными видами игрушек; проявление любознательности, интереса дошкольников к экспериментированию с различными игрушками;
- речевая активность детей в разных видах деятельности, что положительно
повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
- улучшение взаимоотношений детей в коллективе сверстников, проявление
доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам; проявление творческих достижений воспитанников;
- обогащение предметно-пространственной среды в группе;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- установление партнерских взаимоотношений среди участников
образовательных отношений (педагог – дети – родители);
- отметилась обратная связь с родителями, не проявляющими интерес к
деятельности ребёнка в детском саду (они стали более активными участниками в жизни, активными нашими помощниками; стали выходить с предложениями сами). Такое живое творческое участие родителей стала стартовой площадкой для дальнейших совместных творческих конкурсов, посвящённых «Году Литературы».
Таким образом, совместная деятельность с дошкольниками с использованием проектного метода успешно реализует комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач с использованием различных видов детской деятельности. Позволяет педагогу более ярко продемонстрировать достижения каждого ребенка в коллективе сверстников, продемонстрировать достижения ребенка перед родителем, а самое главное создать условия для проявления самостоятельности, поддержания их инициативы; создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Пешеходы на дороге. Светофор»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (вторая младшая группа)ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ«Пешеходы на дороге. Светофор...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 208» по образовательной области «Познавательное развитие»
Тема совместной образовательной деятельности: Дети спешат на помощь Щенячьему патрулю ...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Домик для Незнайки в Лунном городе» (Дидактическая игра, пальчиковая игра, аппликация)
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Домик для Незнайки в Лунном городе» (Дидакти...
Конспект совместной игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «В гости к нам пришли игрушки»
Задачи:Развивать у детей интерес к совместной игровой деятельности.Учить принимать игровой образ, отражать его в движениях и в соответствии с музыкой.Способствовать развитию положительных эмоций при в...
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с воспитанниками старшего дошкольного возраста 6-7 лет по формированию основ безопасности жизнедеятельности: «Путешествие по городу Светофорску»
Цель: закрепить у воспитанников старшего дошкольного возраста представления о безопасности жизнедеятельности...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»
Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...