Организация совместной образовательной деятельности с воспитанниками младшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Игры и игрушки».
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Баракова Ирина Михайловна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ СЕМИНАРЕ

  «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОО К ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Идея разработки проекта «Игры и игрушки» возникла не только с целью реализации соответствующей тематической недели, но и выявленных проблем взаимодействия малышей друг с другом в игре. Наблюдения показали, что большинство детей испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или нежеланием учитывать интересы и позицию партнеров, найти взаимопонимание. Учитывая, что в младшем возрасте  важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка, был разработан данный проект, участниками которого являются дети второй младшей группы, педагоги и родители воспитанников.

Цель проекта ориентирована на  обогащение игрового опыта детей, освоение простых способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, установления доброжелательных отношений; создание условий для проявления самостоятельности, детской инициативы и творчества в разных видах деятельности.

Содержание проекта носит познавательно-игровой характер, направленный на создание условий для проявления интереса к экспериментированию с различными игрушками; овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек; проявление  доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам; проявления речевой активности детей в разных видах деятельности. Кроме того в ходе реализации проекта предусматривается вовлечение родителей воспитанников, обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье, повышение их компетентности при выборе игрушек для ребенка.

Задачи, направленные на реализацию проекта ориентированы на создание образовательной среды  для социальной ситуации развития всех участников образовательных отношений (родителей, детей, воспитателей);  на развитие игровых, познавательных, сенсорных, речевых способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, овладение образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой, формирование  у детей эмоционально-эстетического и бережного отношение к игрушкам.

Для успешной реализации поставленных задач данного проекта была разработана модель  педагог - дети – родители, в основе которой лежит деятельностный подход всех участников образовательных отношений.

           Были определены этапы работы проекта. Первый этап -  подготовительный. Он включает погружение и мотивацию детей на интересную деятельность, прогнозирование результата, обсуждение и вовлечение родителей в деятельность проекта.

           С целью успешной реализации проекта мною были спроектированы разнообразные занимательные  дела по дням недели:

  • понедельник: День «Поиграй – ка»;
  • вторник День «Умных игр со Смешариками»
  • среда: День «Почемучки»;
  • четверг «День детского театра»;
  • пятница День «Юного архитектора»;

В содержание деятельности дня «Поиграй – ка» с детьми были включены следующие формы организации:

- в непосредственно-образовательной области  «Физическое развитие» использовалась двигательная деятельность с игровыми ситуациями, предполагающая проявление инициативы и развитие двигательного творчества малышей.

- в непосредственно-образовательной области «Познавательное развитие» использовали образовательную ситуацию;

- выставка «Моя любимая игрушка», на которой дети рассказали о своей любимой игрушке и как с ней играют;

- образовательные ситуации «Больница для зверей», «Построим дом для игрушек», «Уложим куклу Катю спать», мотивирующие детей на игровые действия;

- чтение художественных произведений (стихотворение А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»);

- подвижные игры «Зайка серенький сидит», «Волк и зайцы», «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик»,  «У медведя во бору»;

В содержание деятельности дня «Умные игры со Смешариками» использовались:

- в  непосредственно-образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной деятельности репертуар песенок-драматизаций, игры-драматизации, появление кукольного персонажа, обыгрывание;

- сенсорно-игровой  тренинг, включающий  настольные и дидактические игры, направленные на развитие умений находить игрушку по описанию,  умений ориентироваться в пространстве, памяти, внимания, зрительного восприятия, развитие мелкой моторики рук;

- вечер настольных и дидактических игр: «Собери картинку», «Найди игрушку по описанию», «Рыбалка», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино», «Лото», «Собери пазлы», «Формы и цвета», «Кто, где живёт?», игры с палочками Кюизенера, игры с блоками Дьенеша, игры со счётными  палочками.

- отгадывание загадок об игрушках;

-  творческая мастерская (создание книги А.Барто «Игрушки»);

- чтение стихов А.Барто с опорой на картинки;

- литературная гостиная (чтение отрывка » из книги Ч. Янчарского  «В магазине игрушек»);

- подвижные игры «Попади в круг», «Ровным кругом», «Найди пару», «Возьми платочек»;

           В содержание деятельности дня «Почемучки» были включены:

- в  непосредственно-образовательной области «Познавательное развитие» образовательные ситуации («Подарки от куклы Маши», «Музыкальные загадки»), в процессе  которых дети устанавливали связи между предметами по цвету, размеру, форме;

- игры – экспериментирования с различными материалами, направленные на ознакомление со свойствами предметов: «Почему колобок не получился?» (песок и вода), «Весёлые кораблики» (вода и кораблики из бумаги),  «Почему камешки утонули?» (вода и камешки);

- игра – забава с водой «Рыбалка»;

- выставка игрушек самоделок руками детей и родителей, на которой малыши смогли  проявить себя при рассказывании об игрушке - самоделке, которую изготовили вместе с родителями; на выставку приглашались дети и педагоги из других групп;

- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «По ровненькой дорожке» и «С кочки на кочку».

            В содержание деятельности дня «Детского театра» использовались:

- в  непосредственно-образовательной области «Познавательное развитие»  игры-драматизации, двигательные импровизации для стимулирования творческих способностей детей;

- театрализованная деятельность (настольный театр с деревянными игрушками по сказке «Курочка Ряба»; пальчиковый театр по сказке «Репка»), в которой дети проявляли словесное творчество в рассказывании знакомых сказок;

- подвижные игры с сюжетным содержанием: «Воробушки и автомобиль», «Дождик и солнце», «Самолеты», «Зайка серенький сидит».

            В содержание деятельности дня «Юный архитектор» были включены:

-в непосредственно-образовательной области «Речевое развитие» образовательные ситуации («Построим гараж для машин», «Дом для игрушек»), которые побуждали дошкольников рассказывать о любимой игрушке;

- в непосредственно-образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» организовали творческую мастерскую, где дети изготавливали погремушку из бросового материала (развитие мелкой моторики рук);

- образовательные ситуации: «Построим гараж для машин», «Постройка дороги», «Дом для игрушек»;

- строительные игры на прогулке: «Построим для Фили горку из снега» (обыгрывание);

- подвижные игры на прогулке: «Солнышко и дождик», «Воробушки», «Ровным кругом…»;

- гости из «Жемчужинки» (знакомим детей подготовительной группы с выставкой игрушек-самоделок);

- игры с конструкторами: «Построим из конструктора дорожки для машин» «Построим дом для игрушек» «Построим машину для игрушек».

          Содержание деятельности любого дня предусматривало детскую инициативу и творчество детей. Разнообразные образовательные ситуации с проблематикой предоставляли ребёнку самостоятельный поиск решений, такие как: «Почему колобку удалось быстро укатиться от зайца?», «Как помочь кукле Кате выздороветь?», «Почему колобок не получился», «На каком кораблике Филе лучше путешествовать?» Выставке игрушки-самоделки предшествовала совместная творческая деятельность детей и родителей, в которой учитывалось желание ребёнка при создании игрушки (дети подбирали пуговицы по цвету, подкрашивали глазки, подбирали материал и т.д.). Развёртывание сюжета ролевых игр осуществлялось в свободном выборе ребёнком атрибутов к игре, выборе портнёра по игре. При подборе художественной литературы учитывались интересы и желания детей. Подвижные игры  были ареной развития двигательного творчества детей. У воспитанников была возможность свободного выбора  атрибутов к играм. Избегать кофликтных ситуаций помогало большое разнообразие масок, при изготовлении и приобретении участвовали сами родители. Отгадки на загадки дети с удовольствием находили в занимательном сундучке. Литературная гостиная преобразовывалась в игры – драматизации, для которых в предметно-пространственной среде заранее изготавливались атрибуты воплощения образа героев. Дети охотно использовали модули, предметы-заместители. Игровые вечера стали часто практиковаться в нашей группе с целью гармонизации детско-родительских отношений и сплочении коллектива сверстников. Данная форма взаимодействия с родителями способствует вовлечению родителей в образовательный процесс, так как именно игра является основной формой обучения ребёнка.

          С родителями воспитанников использовались следующие формы взаимодействия:

 - информационный буклет, отражающий содержание проведения тематической недели «Игры и игрушек»;

- экспресс-опрос «Любимые игрушки моего ребенка», позволяющий получить информацию о любимых игрушках детей, как и кто играет с ребенком дома, по каким принципам обогащается игровая среда; о наличии игрового уголка у ребенка.

- благотворительная Акция с родителями воспитанников «Подарите детям радость», направленная на обновление игровой среды в группе;

- конкурс «Игрушка-самоделка», способствующий сближению и улучшению детско-родительских отношений в организации совместной творческой продуктивной деятельности, обогащении игровой среды в группы;

- информационно-познавательный альманах «Как играть с малышами», «Какие игрушки покупать детям»;

 - фоторепортаж «По страничкам  проекта «Игры и игрушки»

Анализируя работу по внедрению проекта «Игры и игрушки», пришли к следующим выводам: работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка, проявление ребенком самостоятельности и инициативы. В ходе реализации проекта «Игры и игрушки» можно отметить положительные результаты:

  • обогащение знаний детей о свойствах, качествах и функциональном

назначении игрушек;

  • положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с

разными видами игрушек; проявление любознательности,  интереса дошкольников к экспериментированию с различными игрушками;

  •  речевая активность детей в разных видах деятельности, что положительно

повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;

  • улучшение взаимоотношений детей в коллективе сверстников, проявление

доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам; проявление творческих достижений воспитанников;

  • обогащение предметно-пространственной  среды в группе;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • установление партнерских взаимоотношений среди участников

образовательных отношений (педагог – дети – родители);

  • отметилась обратная связь с родителями, не проявляющими интерес к

деятельности ребёнка в детском саду (они стали более активными участниками в жизни, активными  нашими помощниками; стали выходить с предложениями сами). Такое живое творческое участие родителей стала стартовой площадкой для дальнейших совместных творческих конкурсов, посвящённых «Году Литературы».

Таким образом, совместная деятельность с дошкольниками с использованием проектного метода успешно реализует комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач  с использованием различных видов детской деятельности. Позволяет педагогу более ярко продемонстрировать достижения каждого ребенка в коллективе сверстников, продемонстрировать достижения ребенка перед родителем, а самое главное создать условия для проявления самостоятельности, поддержания их инициативы; создать ситуацию успеха для каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Пешеходы на дороге. Светофор»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (вторая младшая группа)ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ«Пешеходы на дороге. Светофор...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Домик для Незнайки в Лунном городе» (Дидактическая игра, пальчиковая игра, аппликация)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Домик для Незнайки в Лунном городе» (Дидакти...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «В гости к нам пришли игрушки»

Задачи:Развивать у детей интерес к совместной игровой деятельности.Учить принимать игровой образ, отражать его в движениях и в соответствии с музыкой.Способствовать развитию положительных эмоций при в...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»

Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...