МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ.
статья на тему
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?
Неоценимую помощь в нравственно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_statya.docx | 212.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Студентка магистерской программы
«Духовно-нравственное воспитание»
группа 6 МД, 2 курс, заочное обучение
Рустамова Ирина Николаевна
Под руководством: научного руководителя,
к.п.н., доц. Гладкой Ирины Вячеславовны
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ.
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?
Неоценимую помощь в нравственно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.
Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» - в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих, например, о периодах творчества Рублева. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Ведь пожелания современных родителей-развивать у ребенка чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. При таких занятиях ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. И это далеко не все. Музейная педагогика имеет более обширные задачи:
- воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;
- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.
Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике должна иметь ряд отличительных особенностей:
1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.
3. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов) .
5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.
Главное – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.
Музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человечка к культурному наследию. Поэтому, включение такой программы в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Наиболее продуктивной будет работа с ребенком, начиная уже с 3 лет, когда у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденном.
Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности ДОУ. Если ребенок устал, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от таких занятий, поэтому, они должны обладать релаксирующей функцией, где можно расслабиться, помечтать, рассуждать.
В-третьих, задача педагога - научить ребенка «расшифровывать» сложный символический язык, постичь скрытый смысл окружающих его вещей. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. И чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение.
А после проведения занятия для закрепления полученной информации желательна небольшая творческая работа, можно вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое.
В-четвертых, для получения наилучшего результата необходимо тесное сотрудничество со всеми специалистами ДОУ как в выборе тем для образовательной деятельности, так и в их планировании и проведении, и в обсуждении полученных результатов. Поэтому надо рассчитывать на консультации педагога-психолога и педагога-логопеда.
Пожалуй, работа с дошкольниками, наиболее трудна для современных музеев, ведь они более ориентированы на школу и вузы. Между тем дошкольное образование постепенно и последовательно расширяет сферу сотрудничества с музеями. На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях. Ранее это, как правило, были уголки и выставки репродукций. Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено. Например, мини-музей «Бумажные истории» в ДОУ г. Санкт-Петербурга в сотрудничестве с музеями может помочь решению следующих педагогических задач дошкольного детства:
Знакомство и формирование первоначального понятия «бумага» через историю возникновения и развития бумаги.
Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;
Развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;
Распределение тем непосредственной образовательной деятельности в сетке учебного плана остается на усмотрение педагога. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой образовательного учреждения.
ДОУ могут быть созданы тематические видеофильмы, дидактические и подвижные игры. Свои знания и впечатления, полученные на занятиях, ребята могут раскрыть через свои работы с бумагой (рисунки, макеты, модели, различные постройки, поделки). По итогам проведенных занятий по различным темам можно провести выставки работ детей в мини-музей «Бумажные истории».
Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.
Таким образом, на вопрос «Зачем это необходимо? » можно ответить: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса.
Список источников:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. http://www.resobr.ru/article/41638-mini-muzei-v-dou-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. – N24. – http://dob.1september.ru/view_article.php?id=200902415
3. http://dob.1september.ru Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.
4. http://www.portal-slovo.ru: Образовательный портал "Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50. http://sov.opredelim.com/docs/89700/index-7604.html?page=20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...
Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в ДОУ
Консультация для воспитателей по внедрению музейной технологии в работе с дошкольниками...
Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ
Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ...
Программа "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Реализуемая цель: Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств личности средствами музейной педагогики....
Выступление на педагогическом совете "Музейная педагогика как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Посещение музея - событие в жизни ребенка. Музей является тем художественным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Представлена консультация для воспитателей о понятии музейная педагогика, о ее формах, принципах....
«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста "
Система работы в ДОУ по формированию у дошкольников нравственно - патриотических чувств....