"Анализ программ нового поколения для подготовки детей к школе"
консультация по теме
УМК "Предшкола нового поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.02 МБ |
vystuplenie_na_ped._sovete.doc | 780.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УМК «Предшкола нового поколения»
Составитель комплекта программ профессор Р.Г. Чуракова Авторы программ О.А.Захарова, Н.А.Чуракова, И.С.Рукавишников, А.К.Сундукова, О.В.Малаховская, О.Н.Федотова, Т.Г.Раджувейт, Л.В.Харазова, Л.Г.Кудрова, С.Г.Ашикова .
Разделы программы «Здоровье и физическая культура» «Развитие»
Цель комплекта : Воспитывать и развивать у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию; инициативность; самостоятельность.
Задачи комплекта: Формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности; познавательных способностей; умений общаться со сверстниками и взрослыми;
образного мышления и воображения, словесно-логического мышления; необходимого уровня монологической и диалогической речи; целостных представлений о мире.
- развитие речи - окружающий мир и математика - мир художественной культуры - основы физической культуры Интегрированные области:
Предшкола нового поколения
Предшкола нового поколения
Предшкола нового поколения
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом;
Достоинства комплекта «Предшкола нового поколения» построен на принципе личностно- ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности; обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
программа полностью оснащена УМК по каждому направлению, включающими в себя методические указания для взрослых, рабочие материалы, предназначенные для индивидуальной и групповой работы с детьми. с целью создания условий для активного взаимодействия детей с учебным материалом все учебные книги имеют сюжетную основу.
обеспечивает преемственность целей задач дошкольного и начального школьного образования наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы.
Недостатки: необходимы материальные затраты на приобретение учебников и тетрадей (взаимодействие с родителями)
«Игралочка» (часть 1-2) авторы Л.Г. Петерсон и Е.Е.Кочемасова «Раз- ступенька, два-ступенька…» (часть 1-2 )автор Л.Г.Петерсон. Игралочка
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. Увеличение объема памяти и внимания. Основные задачи курса
Формирование приемов умственных действий. Развитие образного и вариатив- ного мышления, фантазии, вооб – ражения, творческих способностей .
Развитие речи, умения аргументиро- вать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Формирование умений планиро – вать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданны- ми правилами и алгоритмами, прове- рять результат своих действий и т.д. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Формы организации НОД самостоятельная работа детей фронтальная работа постановка и разрешение проблемных ситуаций экспериментирование
Система дидактических принципов: принцип психологической комфортности принцип деятельности принцип минимакса принцип целостного представления о мире принцип вариативности принцип творчества принцип непрерывности
Достоинства: Направлена на подготовку детей к школьному обучению. Процесс обучения настроен на как можно более раннее возникновение «почему?» у ребенка. В ходе НОД используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы.
Работа с дошкольниками строится на основе системы дидактических принципов. Программа включает в себя подроб – ные материалы, предназначенные для индивидуальной и групповой работы с детьми.
Недостатки: необходимы материальные затраты на приобретение учебников и тетрадей (взаимодействие с родителями)
Заниматься с дошкольниками нужно, играя . Играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой для учителя будут горящие глаза ребенка и желание учиться .
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Новые инструменты для новых результатов»
«Анализ программ нового поколения
для подготовки детей к школьному обучению»
На современном этапе образования огромное внимание стало уделяться школе и учебному процессу. Одним из важнейших нововведений стал процесс подготовки ребенка к школе. Подготовка к школе является в настоящее время необходимым составляющим для современной школы, так как процесс обучения стал намного сложнее, требования к учению, поведению и уровню преподаваемого материала жестче.
Для полноценного развития детей новые программы по предшкольной подготовке открывают широкий спектр возможностей и информации о процессе обучения. Это способствует ознакомлению с первоначальными азами обучения; требованиями, предъявляемыми в школе.
Педагоги нашего ДОУ прошли курсовую подготовку по программам «Предшкола нового поколения» и «Игралочка». Именно на этих программах мы сегодня подробнее остановимся.
«Предшкола нового поколения»
Модель новой школы России предусматривает включение в систему общего образования еще одной ступени, а именно ступени дошкольного образования, рассчитанной на детей 5-7 лет.
Парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе. Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста».
Составитель комплекта программ профессор Роза Гельфановна Чуракова, авторы программ О.А.Захарова, Н.А.Чуракова, И.С.Рукавишников, А.К.Сундукова, О.В.Малаховская, О.Н.Федотова, Т.Г.Раджувейт, Л.В.Харазова, Л.Г.Кудрова, С.Г.Ашикова .
«Предшкола нового поколения» включает программы социально-личностного, познавательно-речевого, нацеленные на выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе. Программа полностью соответствует новым образовательным стандартам.
Она состоит из двух разделов «Здоровье и физическая культура» и « Развитие».
Цели комплекта программ: Воспитывать и развивать у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию; инициативность; самостоятельность. |
Задачи комплекта программ - формирование и развитие у ребенка: необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности; познавательных способностей; умений общаться со сверстниками и взрослыми; образного мышления и воображения, словесно-логического мышления; образного мышления и воображения, словесно-логического мышления; необходимого уровня монологической и диалогической речи; целостных представлений о мире. Учебно-методический комплект включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знаний: развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения); окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ); мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр). Средствами всех пособий комплекта создается единая среда, которая разворачивается вокруг событий дидактической волшебной сказки. Учиться с удовольствием ребенку помогают сквозные герои волшебной сказки - белый барсучонок - Кронтик и его друзья. |
Так, например, при обучении сенсорных эталонов и математических представлений по учебнику «Кронтик учится считать» Р.Г.Чураковой через НОД с такими темами, как «Загадки», « Загадки про пуговицы» ребята через игровые технологии усваивают такие понятия, как коллективизм, умение договариваться друг с другом в игре, радоваться успехам.
На НОД по окружающему миру ребята сталкиваются с нормами общения со сверстниками и взрослыми. Это просматривается, например, на шестом занятии тема: «Почему Маша обиделась на Мишу?». Оказывается, младший брат играл не по-честному, а обманул сестру, спрятав конфету. Дети рассуждают и приходят к выводу, что так делать нельзя. А вопрос: «А вы, ребята, умеете честно играть?» − заставляет их рефлексировать, оценить самих себя.
По учебнику «Кронтик учится рисовать фигуры» по теме: «Про все вокруг» дети знакомятся с новыми понятиями: гербарий, ботанический сад. С помощью творчества и игровых технологий происходит осознание этих понятий и, проявляя творчество как соревнование создают общий гербарий, а самое главное находят сами отличительные особенности формы листа подорожника.
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи,
- учебная деятельность подчиняется правилам игры,
- учебный материал используется в качестве ее средства,
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология на занятиях по логике строится как целостное образование охватывающую определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил. Все эти принципы присущи УМК Предшкола нового поколения.
Достоинства комплекта «Предшкола нового поколения»:
построен на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;
обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
программа полностью оснащена УМК по каждому направлению, включающими в себя подробные методические указания для взрослых, а также рабочие материалы, предназначенные для индивидуальной и групповой работы с детьми;
с целью создания условий для активного взаимодействия детей с учебным материалом все учебные книги "Предшколы нового поколения" имеют сюжетную основу;
учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования, предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки (обеспечивает преемственность целей и задач дошкольного и начального школьного образования наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы).
Недостатки:
необходимы материальные затраты на приобретение учебников и тетрадей (взаимодействие с родителями)
«Игралочка» - ступенька к школе
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений, навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что- то новое.
Подготовительная работа с детьми 3-4 и 4-5 лет может осуществляться по комплекту «Игралочка», часть 1-2, авторов Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой, а продолжением является курс математики «Раз- ступенька, два- ступенька…» , автор Л.Г. Петерсон
Основными задачами предшкольного курса по математике «Игралочка» для дошкольников являются:
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Увеличение объема памяти и внимания.
Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.
Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Возрастные особенности детей определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Отсюда и название программы - "Игралочка". Однако использование большого количества игр вовсе не означает снижения уровня математического содержания. Напротив, многие традиционные для дошкольной подготовки темы перенесены на более ранний период, а спектр рассматриваемых вопросов существенно расширен в направлении формирования у детей фундаментальных математических идей.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как "открытие" закономерных связей и отношений этого мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение "почему?" Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная активность.
НОД проводится деятельностным методом, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребенок выступает в роли исследователя, "открывающего" основополагающие свойства и отношения. А воспитатель подводит детей к этому "открытию", организуя и направляя их учебные действия.
Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями – «домиками». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается – ведь расстояние одно и то же? В результате исследования дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается количество шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.
Еще пример, ребенку предлагается прокатить 2 предмета через ворота. Дети самостоятельно приходят к выводу, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы.
Таким образом, самостоятельные "открытия” детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.
В ходе НОД широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.
В соответствии с возрастными особенностями, формы организации НОД весьма разнообразны:
самостоятельная работа детей,
фронтальная работа,
постановка и разрешение проблемных ситуаций,
экспериментирование.
Работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовой форме, а через самостоятельное «открытие» его детьми ( принцип деятельности);
обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом ( принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира ( принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия ( принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности ( принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Достоинства:
Направлена на подготовку детей к школьному обучению
Весь процесс обучения настроен на как можно более раннее возникновение "почему?" у ребенка.
В ходе НОД широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.
Работа с дошкольниками в данной программе строится на основе системы дидактических принципов. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
программа включает в себя подробные методические указания для педагогов, а также рабочие материалы, предназначенные для индивидуальной и групповой работы с детьми.
Недостатки:
необходимы материальные затраты на приобретение учебников и тетрадей (взаимодействие с родителями)
Многолетний опыт педагогов - практиков показывает, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предметам, а психологическая и общеучебная готовность к школе, развитый познавательный интерес, внимание, память мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности. Именно на решение этих задач и сориентирован курс «Игралочка – ступенька к школе».
Таким образом, применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и способствует созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности. Заниматься с дошкольниками нужно, играя. Играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой для учителя будут горящие глаза ребенка и желание учиться.
Считаю, что обе программы «Предшкола нового поколения» и «Игралочка» открывают широкий спектр возможностей и информации о процессе обучения. Это способствует ознакомлению с первоначальными азами обучения; требованиями, предъявляемыми в школе. Работая по данным программам, педагог обучает необходимой дисциплине, умению общаться с учителем и другими детьми, дает уроки этикета, развивает внимание, мышление, память, воображение, речь, умения, переводя их в навыки, расширяет кругозор, воспитывает уважение, трудолюбие, аккуратность. Обе программы учитывают вариативность организационных форм дошкольного образования, предусматривают оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки (обеспечивают преемственность целей и задач дошкольного и начального школьного образования наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы) и построены на принципе взаимодействия взрослых с детьми с учетом показателей детской успешности.
Все это будет способствовать полноценному развитию и обучению ребенка при поступлении в школу.
Спасибо за внимание!
(прилагается презентация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного м...
Программа дополнительного образования по подготовке детей к школе детей 6 - 7 лет «РАЗВИВАЙКА»
Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Развивайка» направлена на общее развитие детей дошкольного возраста, на подготовку и...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Рабочая программа дополнительного образованияпо подготовке детей к школе «Тропинка к шк...