«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста»
статья
При построении развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности развития детей, ориентируясь на охрану, укрепление здоровья воспитанников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы в соответствии с особенностями данного возрастного этапа. Среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда включает компоненты, которые необходимы для физического, эстетического, познавательного, речевого и социально - коммуникативного развития детей. Эти компоненты делают детскую деятельность разнообразной и интересной, они развиваются как коллективно, так и индивидуально. Правильно построенная развивающая среда обеспечивает социально-культурное развитие ребенка, удовлетворяет их творческие способности и помогает в развитии других способностей.
Развивающая предметно-пространственная среда группы
- содержательно-насыщенная,
- трансформируемая,
- полифункциональная,
- вариативная,
- доступная
- безопасная
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию ООП ДО. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация пространства для детей второй группы раннего возраста предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
свободный доступ для всех детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная программа детского сада представляет 5 образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие
-познавательное развитие
-речевое развитие
-художественно – эстетическое развитие
-физическое развитие
Мы организовали развивающую среду в группе, таким образом, чтобы в ней просматривались и решались задачи каждой образовательной области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - формирует потребность детей в речевом развитии, позволяет детям познать азы общения с взрослыми и сверстниками, наладить взаимоотношения.
Одна из основных задач, данной области – развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Главное чтобы она способствовала разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста как условие их успешного и гармоничного развития.
Центр игры включает в себя игры, направленные на овладение предметами-орудиями, способствующие развитию ролевых игр: «Дом», игры с инструментами, игры с овощами и фруктами - «Магазин», игры по гендерным отличиям: куклы, коляски, пупсики для девочек; машинки, гаражи, инструменты – для мальчиков. Игры с предметами: посудка, «маленький повар» и др.
Центр безопасности: хоть мои малыши ещё совсем маленькие, но я уже с раннего возраста знакомлю их с помощью игр, игровых приёмов с такими понятиями как «светофор», сигналы светофора «красный», «зелёный», «жёлтый». Оформлен макет «дорога».
Область «Познавательное развитие» - удовлетворяет потребность детей в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность, способствует развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря.
Включает в себя центры:
«Эксперименты»: стол для экспериментирования с песком и водой.
«Сенсорный уголок» - пособия и игры, способствующие развитию сенсорных эталонов.
«Центр познавай-ка»- разные вида животных: домашние животные, дикие животные, птицы.
Игры и игровые пособия «Кто, чем питается», «Чей хвост», «Мамы и детки», «Кто спрятался» и др.
Область «Речевое развитие»
Речь находится на кончиках пальцев – это всем известно. Поэтому большое значение имеет центр развития мелкой моторики, в который входят:
Игры с крупами «бассейны»
Игры и пособия: шнуровки, игры с крышками, с прищепками.
Центр «Мир книг»
В книжном уголке расположены книги в соответствии с возрастом детей, имеющие твёрдые страницы, музыкальные книги, книги с многоразовыми наклейками.
Область «Художественно – эстетическое развитие» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации, развивает мелкую моторику и фантазию детей. В группе есть музыкальный уголок, театральный уголок.
Область «Физическое развитие» - способствует развитию двигательной активности детей, формирует навыки здорового образа жизни. В физкультурном уголке содержится разнообразный инвентарь: коврики массажные, набор мячей, кегли, обручи, скакалки, сухой басейн.
Для разнообразия предметно-пространственной среды игры, игровые пособия меняются в соответствии с целями и задачами, тематикой недели, индивидуальными и возрастными потребностями детей. Для заинтересованности детей одни игры убираются, а другие обновляют предметно-пространственную среду, потом снова достаются, и меняются.
Развивающая предметно – пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствиями с требованиями ФГОС ДО. В ФГОС главное не результат, а условие. Это стандарт условий. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка – сложившаяся система взаимодействия ребёнка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. И если условия созданы – стандарт реализован.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx1_.docx | 60.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» | |
| 412300, Саратовская область, г. Балашов, ул. М. Луначарского, д. 2 Телефон: (884545) 4-26-54 эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru |
Доклад на тему:
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста»
Воспитатель: Федулова С.И.
2019-2020 уч. год
При построении развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности развития детей, ориентируясь на охрану, укрепление здоровья воспитанников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы в соответствии с особенностями данного возрастного этапа. Среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда включает компоненты, которые необходимы для физического, эстетического, познавательного, речевого и социально - коммуникативного развития детей. Эти компоненты делают детскую деятельность разнообразной и интересной, они развиваются как коллективно, так и индивидуально. Правильно построенная развивающая среда обеспечивает социально-культурное развитие ребенка, удовлетворяет их творческие способности и помогает в развитии других способностей.
Развивающая предметно-пространственная среда группы
- содержательно-насыщенная,
- трансформируемая,
- полифункциональная,
- вариативная,
- доступная
- безопасная
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию ООП ДО. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация пространства для детей второй группы раннего возраста предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
свободный доступ для всех детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная программа детского сада представляет 5 образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие
-познавательное развитие
-речевое развитие
-художественно – эстетическое развитие
-физическое развитие
Мы организовали развивающую среду в группе, таким образом, чтобы в ней просматривались и решались задачи каждой образовательной области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - формирует потребность детей в речевом развитии, позволяет детям познать азы общения с взрослыми и сверстниками, наладить взаимоотношения.
Одна из основных задач, данной области – развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Главное чтобы она способствовала разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста как условие их успешного и гармоничного развития.
Центр игры включает в себя игры, направленные на овладение предметами-орудиями, способствующие развитию ролевых игр: «Дом», игры с инструментами, игры с овощами и фруктами - «Магазин», игры по гендерным отличиям: куклы, коляски, пупсики для девочек; машинки, гаражи, инструменты – для мальчиков. Игры с предметами: посудка, «маленький повар» и др.
Центр безопасности: хоть мои малыши ещё совсем маленькие, но я уже с раннего возраста знакомлю их с помощью игр, игровых приёмов с такими понятиями как «светофор», сигналы светофора «красный», «зелёный», «жёлтый». Оформлен макет «дорога».
Область «Познавательное развитие» - удовлетворяет потребность детей в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность, способствует развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря.
Включает в себя центры:
«Эксперименты»: стол для экспериментирования с песком и водой.
«Сенсорный уголок» - пособия и игры, способствующие развитию сенсорных эталонов.
«Центр познавай-ка»- разные вида животных: домашние животные, дикие животные, птицы.
Игры и игровые пособия «Кто, чем питается», «Чей хвост», «Мамы и детки», «Кто спрятался» и др.
Область «Речевое развитие»
Речь находится на кончиках пальцев – это всем известно. Поэтому большое значение имеет центр развития мелкой моторики, в который входят:
Игры с крупами «бассейны»
Игры и пособия: шнуровки, игры с крышками, с прищепками.
Центр «Мир книг»
В книжном уголке расположены книги в соответствии с возрастом детей, имеющие твёрдые страницы, музыкальные книги, книги с многоразовыми наклейками.
Область «Художественно – эстетическое развитие» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации, развивает мелкую моторику и фантазию детей. В группе есть музыкальный уголок, театральный уголок.
Область «Физическое развитие» - способствует развитию двигательной активности детей, формирует навыки здорового образа жизни. В физкультурном уголке содержится разнообразный инвентарь: коврики массажные, набор мячей, кегли, обручи, скакалки, сухой басейн.
Для разнообразия предметно-пространственной среды игры, игровые пособия меняются в соответствии с целями и задачами, тематикой недели, индивидуальными и возрастными потребностями детей. Для заинтересованности детей одни игры убираются, а другие обновляют предметно-пространственную среду, потом снова достаются, и меняются.
Развивающая предметно – пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствиями с требованиями ФГОС ДО. В ФГОС главное не результат, а условие. Это стандарт условий. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка – сложившаяся система взаимодействия ребёнка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. И если условия созданы – стандарт реализован.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"
Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Консультация для воспитателей ДОУ На тему: «Особенности организации развивающей ППС для детей разновозрастной группы раннего возраста» (к педагогическому совету «Организация развивающей предметно-простр
Консультация для воспитателей ДОУ...
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды в группах среднего возраста с учётом ФГОС.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для группы раннего возраста "Кроха"
РППС нашей группы...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....