Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды в группах среднего возраста с учётом ФГОС.
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды в группах среднего возраста с учётом ФГОС.
Своё выступление хочу начать со слов великого советского педагога Е.Тихеевой:
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду среднего возраста в ДОУ, мы старались учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Предметно – пространственная развивающая среда группы организована с учетом требований ФГОС, где четко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
При построении предметно-пространственной среды мы старались придерживаться основных требований ФГОС. Это:
Среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- Доступной
- Вариативной
- Безопасной
При построении предметно – пространственной
развивающей среды учитывались следующие
принципы:
1. принцип дистанции
2. принцип активности, самостоятельности,
творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого
зонирования;
5. принцип индивидуальной
комфортности и эмоционального благополучия
каждого ребенка
6. принцип открытости
7. принцип учета половых и возрастных различий
детей.
Что же у нас получилось, я представлю вашему вниманию в своей презентации.
Центры активности организованы на основе
интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:
Направление: Художественно — эстетическое
развитие.
В центре « Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, варианты оформления поделок. Это даёт детям новые идеи для изготовления своих работ, а так же развитие умения работать по образцу. В данном центре есть всё для развития творческих способностей: книжки-раскраски, карандаши, фломастеры. Пластилин, ножницы, клей, альбомы. Большинство этого материала , конечно же, в специально отведённом шкафу, но у детей к нему свободный доступ.
К этому же направлению мы отнесли и Музыкальный центр, где есть магнитофон, детские музыкальные инструменты, на которых дети с особым удовольствием играют.
Направление: Речевое развитие.
«Литературный центр» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой образовательной программой ДОУ. В нём находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказки.
Главный принцип подбора книгоиздательской продукции- минимум текста, максимум иллюстраций. А ещё здесь есть настольный театр, который используется как часть занятия в совместной деятельности со взрослым, так и самостоятельно детьми.
В этом центре есть шапочки для игр-драматизаций. Дети 4-5 лет с особым удовольствием участвуют в инсценировках.
Направление: Познавательное развитие.
Центры организованы и представлены с учѐтом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа.
Подобранный наглядно- дидактический материал даёт детям
материал представление о целостной картине мира.
Это направление в наших группах представлено Центром математики и развивающих игр
Здесь есть разнообразные лото, разрезные картинки, шнуровки разной сложности, мозаики напольные и настольные. В свободное время у детей есть возможность найти себе игру по интересам. Приобретая эти игры, мы , конечно же, преследовали свои цели:
- С помощью этого материала дети учатся обследовать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, изучать и закреплять время года, формы, цвета и оттенки предметов. Здесь они учатся считать, рисовать цифры.
Для развития этого направления создан Центр живой природы и экспериментирования.
Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения,
инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.
В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Планируем оформить макеты (домашние животные , природа Белогорья) Думаю, привлечём родителей, они с удовольствием поучаствуют.
В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена
государственная символика родного города , посёлка и России.
В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины,
иллюстрационный материал по ознакомлению детей с посёлком Ивня. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой посёлок», «Моя
семья».
В каждой средней группе краеведческие уголки оформлены по-своему. Но все они соответствуют возрастным особенностям детей.
Дошколята любят любоваться своими фотографиями, поэтому всегда увлечённо рассматривают фотоальбомы « Моя семья», « Экскурсии по посёлку», где они сами являлись участниками.
Реализуя задачи по познавательному развитию, в каждой из групп оформлены Центры по безопасности, представлены они разнообразно.
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащѐн необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.
Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Социально-коммуникативное развитие представлено в группах среднего возраста Центром сюжетно-ролевых игр
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и
пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы.
В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся
игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр.
Универсальные игровые модули располагаются в местах, легкодоступных детям. Модули можно переставлять, двигать так, как удобно детям.
Здесь есть возможность играть и в «Салон красоты», и в мини-маркет. Мальчики любят играть в «Автосервисе», строительные игры.
Физическое развитие представлено в группах среднего возраста
«Физкультурно-оздоровительными центрами». Они содержат в себе
как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей —
ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению детей к навыкам здорового образа жизни.
Оборудование центра легкодоступно детям, у них есть возможность взять любой инвентарь по желанию.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие!
И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности.
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием
предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствует об их
жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности организации работы в группах раннего возраста"
Особенности организации работы в группах раннего возраста...
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:1. выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с ранн...
Статья «Особенности организации режима в группах раннего возраста»
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:1. выполнение режима на протяжении всего периода вос...
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:1. выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с ранн...
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохран...
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохран...
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохранение постоянст...