2. Программа музыкального кружка в МБДОУ "Детский сад №30"
рабочая программа
Пояснительная записка, возрастные особенности, репертуар и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vokalnogo_kruzhka.docx | 600.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым оно обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий муз. кругозор.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям..
Общее развитие ребенка на пятом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей этого возраста несильный, хотя порой и звонкий. Диапазон у детей 4-5 лет очень небольшой (в пределах звуков ре-си первой октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой. Удобными звуками для детей этого возраста являются чаще всего (ми) фа – си.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке взрослого).
Выделим два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
Концептуальные основы деятельности
Цель: научить ребенка выразительно, чисто интонируя петь, а также помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.
Задачи:
- учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
- правильно передавать мелодию в пределах ре-си;
- различать звуки по высоте;
- внятно произносить слова;
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
- уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный).
Основные принципы обучения детей пению:
Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.
1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5.Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Средства, необходимые для реализации программы:
- Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
- Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
- Музыкальные инструменты.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах.
Перспективный план занятий
вокального кружка «Колокольчики»
Программное содержание | Репертуар | |
Сентябрь - Октябрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера; - упражнять детей в различении звуков по высоте; - закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок; - брать правильно певческое дыхание; - брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - учить детей своевременно начинать и заканчивать песню; - учить исполнять песни легким звуком; - закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно. - формировать правильную певческую установку; - отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов. | Диагностика музыкальных способностей детей |
1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»; 3. дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»; 4. распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя»; 5. «Ритмическое эхо»; 6. Песня А.Кудряшова «Гав-гав» | ||
Ноябрь - Декабрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; - отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей; - закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке; - точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту; - упражнять в точной передаче ритмического рисунка; - учить детей петь легким звуком; - добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню; - правильно и отчетливо произносить гласные в словах; - развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух; -развивать творческую инициативу. | 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка»; 4. Ритмическое упражнение «Кто я?»; 5. распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо»; 6. Попевки «Паровоз», «Дождик»; 7. Песни: А.Кудряшов «Гав-гав», «О маме», «Ах, какой хороший!». |
Январь- Февраль | - способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера; - учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев; - совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии; - закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов. | 1. круговой массаж под песню «Ах, какой хороший!»; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения». 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте»; 4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку». 5. Попевки «Андрей-воробей», «Курицы». 6. Песни: «Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеевой, «Как прекрасен мир поющий», «Про папу». |
Март- Апрель | - продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь; - упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты; - учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности; - уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок; - продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов; - следить за правильной певческой осанкой детей. | 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка»; 4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»; 5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»; 6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»; 7. Песни «Песенка о весне» Г.Фрида, «Солнечная капель». |
Май- Июнь |
- обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - упражнять детей в чистом пропевании секунд, терций, кварты и квинты; - закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное; - точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах; - проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей; - закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни; - уметь петь естественным голосом, без напряжения; - брать дыхание между музыкальными фразами; - продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен; - закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку. | 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч»; 4. звуковая гимнастика «Машина», «Магазин»,«Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»; 5. Скороговорки; 6. распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке; 7. ритмические упражнения «Бояре», «Плетень»; 8. Песни «Про меня и муравья», «Детский сад», «Про лето!». |
ЛИТЕРАТУРА
1. Абелян Л. М. Как рыжик научился петь. - М. : Советский композитор, 1989.
2. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн. : Беларусь, 2003.
3.. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. : Музыка, 1989. .
4.. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн. : Лексис, 2005.
5.. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М. : ГНОМ-ПРЕСС, 2000.
6.. Кабалевский Д. Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
7. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
8.. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
9. Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
10. Мовшович А. Песенка по лесенке. М. : ГНОМ и Д, 2000..
11. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
12. Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.
13. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб. : Лань, 1999.
14. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
15. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1987.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для кружка музыкального театра "Звездочки в саду"
В настоящей рабочей программе представлена методическая разработка и календарное планирование по месяцам....
Рабочая программа музыкально - ритмического кружка "Ритмика"
Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития о...
Программа музыкального кружка "Колокольчик"
Программа музыкального кружка "Колокольчик" по развитию вокальных данных для детей 4-5 лет....
Рабочая программа музыкального кружка "Все мы музыканты"
Коллективная музыкальная деятельность формирует чувство коллективизма, партнерства, которое опирается на личную ответственность за общее дело, помогает преодолеть чувство неуверенности, робость, пробу...
Программа музыкального кружка Колокольчик
Программа музыкального кружка Колокольчик для детей подготовительной к шуоле группы разработана на основе программы "Ладушки"...
Рабочая программа музыкально-ритмического кружка "Ложкари"
Рабочая программа музыкально-ритмического кружка "Ложкари"...
рабочая программа музыкального кружка
рабочая программа музыкального кружка по обучению детей игре на музыкальных инструментах...