Рабочая программа музыкально - ритмического кружка "Ритмика"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Авдеева Наталия Борисовна

    Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

 

    Цель программы: развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

   «Детский сад№10» г. Карабаш                                

Рабочая программа музыкально - ритмического кружка «Ритмика»

                                                                            Автор: Н.Б.Авдеева

 Пояснительная записка.

    Программа для танцевального  кружка «Ритмика»  направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка  6-7 лет средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

     Приобретая опыт исполнения танца, ребенок овладевает не только двигательными навыками и умениями, но также творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения. Ребенок создает индивидуальный образ, а не индивидуальный танец. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно адаптироваться не только в других видах художественно – творческой деятельности, но и научит соблюдать «рамки правил» в любых видах деятельности (игровой, учебной).

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

    Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

    Цель программы: развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

 

  Задачи: 

- Развивать творческое воображение и фантазию;

- развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;

- развивать способность импровизировать;

- воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время

      движения,  чувство такта и взаимоуважения;

- развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;

- развивать гибкость, ловкость, пластичность;

- формировать правильную осанку, красивую походку;

    - расширять музыкальный кругозор;

- дать детям знания о танцевальных жанрах и направлениях;

- обогащать двигательный опыт разнообразными видами танцевальных движений.

Отличительные особенности программы:

  1. Совместное творчество педагога и детей в процессе постановки танцевальных композиций.(педагог предлагает идею танца, сюжет, детали и движения придумываются совместно), что способствует повышению творческой инициативы у детей.
  2. Сюжетное содержание танцев позволяет более полно творчески самореализоваться.
  3. разнообразный жанровый и стилевой материал.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю (36 занятий в год)

    Продолжительность:        

25-30 мин.

Методы и приемы реализации программы:

- наглядно-слуховой. (представление музыкального материала, разбор по форме, составление сюжета танца)

- наглядно-зрительный. (показ движений педагогом, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление о композиции).

- словесный. (объяснение, беседа, диалог).

- практический. (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения)

    Ожидаемые результаты:

Занятия по программе « Ритмика» будут способствовать:

1. раскрытию творческого потенциала ребенка:

- проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу.

- развитию воображения и фантазии.

2.развитию музыкальности:

- умению слушать и понимать музыку;

- умению двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения;

- развитию чувства ритма;

- развитию способности различать жанры и стили танцев.

3. Развитию двигательных навыков:

- умению точно исполнять танцевальные движения;

- действовать синхронно и выразительно в группе;

- умению ориентироваться в пространстве;

- умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.

4. Развитию нравственно-коммуникативных качеств:

- умению вести себя в паре ( пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон);

- умению сочувствовать, сопереживать другим людям.

       5.развитию психических процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.

 

    Диагностика.

Составлены критерии диагностики по усвоению задач данной программы.

    Средства диагностики: психолого-педагогическое наблюдение, упражнения, задания на занятиях.

   Форма подведения итогов:

 Концерт для родителей в конце учебного года   «Мы артисты!» ( май) а так же выступления на открытых мероприятиях МКДОУ.

Показатели качества усвоения ребенком

программного материала.

  1. Музыкальность.

- Умение слушать и понимать музыку.

- Умение двигаться в соответствии с характером музыки.

- Умение определять на слух музыкальные жанры.

- Чувство ритма.

  1. Двигательные навыки.

- Координация движений.

- Ориентирование в пространстве.

- Точность выполнения танцевальных движений.

- Пластичность.

  1. Эмоциональная сфера.

- Выразительность мимики и пантомимики.

  1. Творческие проявления.

- Умение импровизировать под музыку.

- Умение придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом.

  1. Коммуникативные навыки.

- Умение вести себя в паре.

- Умение вести себя в коллективе.

  1. Проявление некоторых психических процессов.

- Память.

- Внимание.

- Подвижность нервных процессов.

 

   

                                                        

                                               

  Структура занятия .

                                                

1. Вводная часть.  5-7 мин.

 - поклон

 - разминка по теме занятия

2. Основная часть.  20 мин.

- Повторение и закрепление ранее пройденного материала

       - Разучивание основных движений, составных элементов основного движения

- Упражнения на развитие творческого воображения ( танцевальные импровизации)

 - Музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры

3.  Заключительная часть. 3 мин.

 - упражнения на восстановление дыхания

 - игровой самомассаж

 - релаксация

 - заключительный поклон

                     

                       

                           

                                         

                                       Диагностические критерии.

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Музыкальность

1.Внимательно слушает

музыку до конца, способен высказаться о характере, содержании произведения самостоятельно.

2. Двигается в соответствии с характером музыки, самостоятельно меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

3. Самостоятельно определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях.

4. Ритмично выполняет движения под музыку.

1. Слушает музыку до конца, отвлекаясь. Высказывается о содержании и характере произведения с помощью наводящих вопросов.

2. Двигается приблизительно в характере музыки, с помощью подсказки педагога меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

3. Определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях с помощью подсказки педагога.

4. Не всегда ритмично выполняет движения под музыку.

1. Не может дослушать музыку до конца, отвлекается. Не может высказаться о характере и содержании произведения.

2. Не может передать в движении характер музыки, не слышит музыкальные фразы, движения меняет хаотично.

3. Не может определить на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях.

4. Движения выполняет под музыку не ритмично.

Двигательные навыки

1.Уверенно знает части тела. Правильно сочетает движения рук и ног в танцевальных композициях.

2. Свободно и самостоятельно выполняет перестроения, предложенные педагогом, а так же использованные в танце.

3. Точно и ловко выполняет танцевальные движения.

4. Мягко, плавно и музыкально

Выполняет движения руками в соответствующем контексте.

1. Неуверенно знает части тела. Плохо координирует  руки и ноги в танцевальных композициях.

2. Выполняет перестроения с помощью подсказки педагога или детей.

3. Танцевальные движения выполняет приблизительно.

4. Испытывает трудности с выполнением мягких и плавных движений руками в соответствующем контексте.

1. Плохо знает части тела. Путает сочетание рук и ног в танцевальных движениях.

2. Путается в перестроениях, плохо ориентируется в пространстве.

3. Танцевальные движения выполняет с трудом.

4.  Коряво выполняет движения руками в медленных и плавных композициях.

Эмоциональная сфера

1. Умеет выражать свои чувства в движении, выразительно и эмоционально двигаться в танце.

1. Немного скован эмоционально, не всегда выразительно исполняет композицию.

1. Скован и зажат, движения выполняет не эмоционально, стесняется зрителей.

Творческие проявления

1. С удовольствием импровизирует движения под музыку, придумывает оригинальные композиции.

2. С легкостью придумывает танцевальные движения, раскрывающие образ героя или настроения музыки.

1. Импровизирует движения под музыку по просьбе педагога и с его помощью. Помогает в составлении танцевальных композиций.

2. Придумывает танцевальные движения по образцу.

1. Не может импровизировать танцевальные движения и придумать композицию движений.

2. Не может придумать танцевальные движения.

Коммуникативные навыки

1. Знает все основные положения « партнер-партнерша».

2. Всегда уважительно относится к товарищам, соблюдает очередность, дистанцию, проявляет терпение к отстающим детям.

1. Неуверенно знает основные положения « партнер-партнерша».

2. Не всегда уважительно относиться к товарищам, соблюдает очередность и проявляет терпение к отстающим детям.

1. Плохо знает основные положения « партнер-партнерша».

2. Неуважительно относится к товарищам, не соблюдает очередность, не может проявить терпение к товарищам.

 Диагностическая таблица.

    Критерии

 

  Ф.И.

Музыкальность

Двигательные

навыки

Эмоциональная

сфера

Творческие

проявления

Коммуникатив-

ные навыки

1

2

3

4

1

2

3

4

1

1

2

1

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

  Приложение к программе

                                                 

 Методическое оснащение.

  1. Папка «Позиции и танцевальные движения для дошкольников»;
  2. Папка « Самомассаж»- упражнения по игровому самомассажу;
  3. Папка « Релаксация»- упражнения на релаксацию в конце занятия;
  4. Папка « Музыкальные игры»- подборка различных музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии;
  5. Папка « Разминки»-стретчинг, подборка разминок по теме для начала занятия;
  6. Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
  7. Папка « Иллюстрации»- подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;
  8. Папка « Подговорки»- подборка из фольклорного материала для усвоения танцевальных движений;
  9. Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т.п. для музыкальных игр и танцев.

                                           

                                   

Содержание и методическое обеспечение программы.

                                       

       Месяц

    Движение Композиции

Танцы  

        Задачи

Форма проведения. Методы и приемы

Методическое оснащение и дидактический материал.

Приложение .

Количество занятий

Сентябрь

Повторение жанра-танец.

Исходные положения. Позиции ног (классика)

Упражнения для развития мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях.

Упражнения на напряжение и расслабление мышц. Пропластика.

Развитие творческих и созидательных способностей:
-развивать мышление, воображение,  расширять кругозор;

Укрепление здоровья:
-способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
-формировать правильную осанку

- Наглядно-слуховой (  использование  презентаций для лучшего представления о стиле, жанрах);

- Наглядно- зрительный ( Показ педагогом правильного исполнения движений);

- практический. (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения)

1, диск -презентации

1,4

2,4,5

1

2

1

Октябрь

Партерная гимнастика на растяжку. Строевые

упражнения. Построения в рассыпную. Игроритмика: упражнения со стихами: «Ворота»,  «Качели», «Забияки».

Передвижение в обход, шагом и бегом.

Бег по кругу и по ориентирам («Змейкой»). Перестроение из одной шеренги в несколько

Ритмический танец «Мы пойдем сначала вправо»

Подготовка к разучиванию Танец  «Осенний денек» 

- Работать над координацией движений, ориентированием в пространстве;

- Развивать чувство ритма;

- Формировать правильную осанку;

- Учить детей взаимодействовать в коллективе;

- Работать над синхронностью движений;

- Продолжать развивать творческую фантазию, проявлять собственную индивидуальность.

- Побуждать участвовать в придумывании сюжета и рисунка танца;

- Воспитывать терпимость и тактичность по отношению друг к другу;

- Развивать танцевальное ансамблевое чувство;

- Продолжить работу над улучшением танцевальной мимики, осанкой, правильной постановкой рук и ног

- Наглядно- зрительный ( Показ педагогом правильного исполнения движений);

- Словесный ( объяснение, беседа, диалог);

- Игровой ( музыкальные игры по теме  для развития творческой инициативы и фантазии, а так же для сплочения коллектива)

- Наглядный;

- Словесный;

- Практический.

1,2,3,4,5,6,7

1,2,6,9

1,3,5,9

2

1

1

ноябрь

Стретчинг «Медвежата»

Закреплять движения танца.

Игры с пением и музыкальным сопровождением.

«Башмачок»  

Русский танец

- Познакомить детей с танцами некоторых народов мира;

- Дать понятия о танцевальном стиле, жанрах, особенностях музыки, костюмах  данного танца;

- Разучить основные движения выбранного танца;

- Побуждать участвовать в придумывании сюжета и рисунка танца;

- Воспитывать терпимость и тактичность по отношению друг к другу;

- Улучшать ритмовосприятие, ритмопластику, внимание, координацию движений, выносливость детей;

- Поощрять творческую инициативу.

- Практическое занятие.

- Словесный;

- Слуховой;

- Наглядно-зрительный;

- Практический

-Словесный;

- Слуховой;

- Наглядно-зрительный;

- Практический

1,2,3,4,5,6,7,8

4,6,7,9

2

2

декабрь

Новогодний калейдоскоп. (танцы с предметами)

- Дать понятие о современном танце, стилях, направлениях, музыке нашего времени;

- Разучить основные движения выбранного танцевального направления;

- Развивать скорость реакции, четкость, ритмичность, синхронность в движении;

- Побуждать активно участвовать в составлении сюжета, рисунка танца, придумывать собственные движения;

- Совершенствовать танцевально-исполнительские навыки;

- Развивать артистичность и внутреннюю свободу, уверенность в себе.

- Воспитывать выдержку,  терпимость к товарищам.

- Воспитывать танцевальную и общую культуру.

- Практическое занятие.

- Наглядный;

- Словесный;

- Практический;

- Игровой

1,2,3,4,5,6,7,8

4

январь

кадриль

Постановка Отработка элементов связок , перестроений . Работа над музыкальностью и пластичностью движений

- Дать понятие об историко-бытовых танцах, разновидностях и стилевых особенностях, костюмах, музыке;

- Разучить основные движения выбранного танца;

- Учить передавать в движении стилевые особенности эпохи;

- Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения;

- Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой;

- Учить четко видеть рисунок танца, точно выполнять перестроения, хорошо ориентироваться в пространстве;

- Учить « быть в образе» во время танца;

- Воспитывать устойчивое желание заниматься танцевальной деятельностью.

- Наглядный;

- Словесный;

- Практический.

1,2,3,4,5,6,7

4

февраль

Ритмика: Партерная гимнастика: освоение простейших элементов на полу ( стретчинг-  упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

Танцевальный этюд «Сказочная страна»

Постановка Изучение танцевальных движений , соединение движений в танцевальные композиции

Спортивный

Танец

Упражнения для выразительности и плавности рук  под музыку в различном темпе

Пластические этюды под чтение стихов.

Постановка Разучивание движениями работа над плавностью и гибкостью рук  

Учить передавать настроение , образ в танце через движение

-Повышение работоспособности и двигательной активности

-Формировать навыки грациозности и изящества движений

Практические – показ правильного выполнения  движений;

Словесный – беседа . объяснение.

Игровой – сюжетно - ролевой

Словесные – пояснение ;Практические - образец

Словесно – наглядные  -показ правильного выполнения упражнений

1,2,3,5,7,9

1,2,3,4,7,9

2

2

март

Игровой стретчинг.

Игры на перестроение («Слушай сигнал», *Не уроните шарик (Танец с мячами)

Танцевальные упражнения и танцы с предметами

Танец «Весенняя капель»

-развить хорошую осанку;

-координация движений

-умение танцевать с предметом

- Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения;

- Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой;

- Учить четко видеть рисунок танца, точно выполнять перестроения, хорошо ориентироваться в пространстве;

-Словесный;

- Слуховой;

- Наглядно-зрительный;

- Практический

-Словесный;

- Слуховой;

- Наглядно-зрительный;

- Практический

1,2,5,7,8,9

2

2

апрель

Ритмика партерная гимнастика

Танцевальный этюд «Фантастическое существо»

Работа над характером , выразительностью и синхронностью выполнения движений

Креативная гимнастика «Магазин игрушек»

Танец « Диско»

Развивать  пластичность и выразительность движений

- Разучить основные движения выбранного танца;

- Учить передавать в движении стилевые особенности;

- Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения

Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность

словесно - наглядные

Словесно – игровой

Словесный – беседа . объяснение.

Игровой – сюжетно - ролевой

Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность

словесно - наглядные

Словесно – игровой

1,2,5,8,9

1,2,3,6,9

1,2,3,4,6,8,9

2

1

1

май

Танцевальная разминка -  все изученные комплексы

Креативная гимнастика «Ай, да я!»

Отчётный концерт

Закрепление движений танца. Подготовка к отчётному концерту

Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность

словесно - наглядные

Словесно – игровой

практические – двигательная

активность

1,2,3,4,5,8,9

9

3

1

         

                                                    Литература. 

    1.    О.Н. Арсеневская « Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»

          Изд. « учитель» 2009г. Волгоград.

  2.    Н.И.Безлатная «Ритмика и хореография в ДОУ» Щелково 2009г.

         3.    С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина « Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски

    для детей 5-6 лет». Москва. « Просвещение»1983г

  4..   С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина « Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски

        Детей 6-7 лет. Москва. «Просвещение»1983г.

  5.    А.И.Буренина « Коммуникативные танцы-игры для детей». « Ритмическая пластика для              

        Дошкольников».

  6.    Е.В.Горшкова « От жеста к танцу». 1кн. « Методика и конспекты занятий по развитию у детей  

        5 -7 лет творчества в танце». Москва, изд. « Гном» 2002г.

  7.    Н.Зарецкая, З.Роот « Танцы в детском саду». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2003г.

  8.    И.Каплунова, И.Новоскольцева « Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г.

  9.    М.Ю.Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет». Москва,2010г.

        Изд. « Т.Ц.Сфера».

 10.  М.Ю.Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». Москва 2010г.

        Изд. « Т.Ц.Сфера».

 11.  Е.Кузнецова « Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми

        Нарушениями речи». Москва. Изд. « Гном и Д».2002г.  

12. Са-фи-дансе (танцевально-игровая гимнастика для детей                  

 13.  Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова « Театрализованные игры в детском саду».

        Москва. Изд. « Школьная пресса» 2000г.

 14.  О.В.Усова « Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца».

        Екатеринбург 2001г.

                                         

     

        Согласована                                                                                                                                             Утверждена

      Методист МКДОУ «Детский сад№10»                                                                                              Заведующий МКДОУ «Детский сад№10»

      __________                                                                                                                         …………………………….._________________

      «____»_________2014 год                                                                                                                        

                                                                                                                                                   «____»_________2014год

 

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА    по кружку

                                                              « Ритмика»

для детей  6-7 лет (срок реализации 1год)

разработана 2013году

                                                                                                                               

                                                                                                                                  Составитель: музыкальный руководитель                                  Авдеева Н.Б.

                                                                   Карабаш 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ритмической гимнастике

Цель программы: тренировка и развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание музыкальности и чувства ритма....

"Рабочая программа по ритмической гимнастике для детей старшего возраста"

Материал предназначен для инструкторов по физической культуре для занятий в кружке по ритмической гимнастике.В планировании для старших дошкольников предусмотрены различные варианты  организации ...

Рабочая программа по ритмической гимнастике для старших дошкольников "НЕПОСЕДЫ"

Рабочая программа для старших дошкольников "Ритмическая гимнастика"                                      ...

Рабочая программа музыкально-ритмического кружка "Ложкари"

Рабочая программа музыкально-ритмического кружка "Ложкари"...

Рабочая программа по ритмической гимнастике

Цель программы:тренировка и развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата;                            ...

Рабочая программа музыкально-ритмического кружка «Задоринки» для детей 5-7 лет на 2018-2019 учебный год

Данная рабочая программа музыкально-ритмического  кружка «Задоринки» поможет воспитателям и музыкальным руководителям организовать кружковую работу с детьми....

Рабочая программа по ритмической пластике для детей А. И. Бурениной "Ритмическая мозайка"

Музыкально- ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,которые основаны на движениях под музыку, развивающий музыкальный слух и двигательные способности, а так же психические проце...