ПРОЕКТ «Веселые матрёшки»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Васильева Валентина Алексеевна

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshka.docx234.65 КБ
Файл proekt_narodnaya_kukla.docx327.54 КБ
Файл proekt_matreshka_srednyaya_gruppa.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Елочка»

 г. Лянтор

ПРОЕКТ

средней группы «Ягодка»

«Веселые матрёшки»

серг-посад

                                                                                Подготовила и провела:    Васильева В.А.

                                                                                                                               

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя. 

 Цель: формировать представление детей о народной игрушке  - матрешке, как одного из видов народного промысла.

Задачи:

- познакомить детей с русской  народной игрушкой - матрешкой, как народным промыслом;

- дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек;

- познакомить детей с различными играми с матрешками, учить детей использовать их в разных видах деятельности (сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество).

- развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

- обогащать словарь детей;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

-мини-музей народной куклы.

-куклы матрешки.

-изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешек.

-русские народные сарафаны и косынки.

-трафареты (силуэты) матрешек.

-таблицы с элементами народных росписей.

-магнитофонные записи русских народных песен.

-тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песенок, частушек.

-альбом с заданиями для детей.

-ноутбук.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка.

Но мало кто знает, откуда появилась матрешка.

Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка!

 Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже.

Наш проект посвящен изучению возникновения матрешки и использованию ее в образовательной и игровой деятельности.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

Постановка проблемы: при проведении беседы с детьми был выявлен недостаток знаний о русской народной игрушке – матрёшке, способов игры с ней.

Совместная формулировка цели: совместно с детьми мы решили выяснить: как и откуда появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Как и в какие игры можно играть с матрешками?

Обсуждение: дети предложили различные варианты получения информации: рассмотреть матрешек, почитать книги о матрешках, послушать песни, посмотреть картинки и фотографии с матрешками и т. д.

Выбор средств и методов достижения цели:

-беседы о матрешках;

-чтение стихотворений, сказок и рассказов о матрешках; разучивание стихотворения по мнемотаблице; отгадывание загадок;

-дидактические и сюжетные игры ;

-рассматривание матрешек;

просмотр презентаций о создании и разных видах матрешек;

-изготовление поделки «Куколка -  Матрешка»; рисование семеновской матрешки; конструирование домика для матрешки;

прослушивание песенок о матрешках; разучивание хоровода.

Работа с родителями:

- вызвать интерес к русской народной игрушке – матрешке через размещение информации в папке-передвижке;

-побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства;

учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

-оказать помощь в оформлении альбома с заданиями;

-создание матрешек  для игр – драматизаций. Untitled-Scanned-05

2 этап. Основной.

План мероприятий:

-знакомство детей с историей матрешки;

 - изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

-проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать простые задачки и составлять рассказы.

- организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская
деятельность:

1. Беседа  «Откуда появилась матрешка?».

2. Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

3. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

4. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность:

1. Рассматривание изображений разных матрешек

2. Чтение стихов и загадок о матрешке.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Чтение пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки».

7.Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная  деятельность:

1.Конструирование из бумаги «Красавица Матрешка».

2.Конструирование из строительного материала «Домик для матрешки».

3.Рисование «Семеновская матрешка» .

Музыкально-художественная деятельность: 

-разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, ладушки, ладушки…».

Игровая деятельность:

1.Игра – драматизация по сказкам «Репка», «Морозко».

2.Дидактические игры «Собери матрешку», «От большой до маленькой…», «Матрешки-путешественницы».

 

3 этап. Заключительный.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Развлечение «Веселые матрешки».

3. Просмотр презентации «Музей матрешки».

4. Пополнение мини-музея «Народная игрушка»

5. Презентация проекта.

Вывод:  в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, пополнили мини-музей народной куклы, разучили новые игры с матрешками.     

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

mak-1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Елочка»

Проект

«Народная игрушка»


Подготовила:   Васильева В.А.

г.Лянтор 2015 г.

Введение.

      Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.

       Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

      Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта – познавательно-творческий

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

По продолжительности – краткосрочный  (с 12.01.2015-17.01.2015г.)

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

Цель проекта: формирование у детей 4-5 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Задачи:

1.  Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол.

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

Ожидаемые результаты :

В результате проведения данного проекта дети познакомятся с русскими народными игрушками; узнают историю и технологию изготовления различных традиционных игрушек, а также узнают о традициях и обрядах древней Руси.

Методы оценивания:

      Оценивание результативности проектной деятельности проводится при помощи бесед с детьми, направленных на выявление представлений детей о русской народной игрушке, традициях и материале её изготовления. Данные беседы проводятся на подготовительном, промежуточном и заключительном этапах работы над проектом, что позволяет наиболее точно определить его результативность.

Реализация проекта

Подготовительный этап 

  • Планирование совместной работы с детьми и родителями.
  • Беседа с детьми и анкетирование родителей.
  • Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.

Основной этап:

Занятия по познавательному развитию 

  •  знакомство с русской народной куклой.
  •  кукла из глубины веков.
  •  рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.
  •  русские народные куклы: «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка».
  •  куклы из нитей.

Беседы: 

  • о куклах.
  •  куклы наших бабушек.
  •  моя любимая кукла.
  •  тряпичные куклы.

Занятия по продуктивной деятельности 

Изготовление кукол:

  •  «Пеленашка»
  •  роспись сарафана для куклы по мотивам дымковской росписи.

Чтение художественной литературы 

  •  Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
  •  Сказка А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
  •  И.Рюмина «Куклы наших бабушек»

Проведение сюжетно – ролевых игр: 

«Дом», «Семья», «Детский сад».

Работа с родителями: анкетирование, подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке.

Заключительный этап:

  • выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями
  • мастер-класс по изготовлению куклы «Кубышки – травницы» совместно с родителями и детьми.

DSC02096.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ средней группы «Ягодка» « Веселые матрёшки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Елочка» г. Лянтор Подготовила и провела: Васильева В.А.

Слайд 2

Тип проекта: познавательно-игровой. Вид проекта: творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Продолжительность проекта : краткосрочный, 1 неделя . Цель : формировать представление детей о народной игрушке - матрешке, как одного из видов народного промысла.

Слайд 3

Задачи: 1 . познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой, как народным промыслом; 2 . дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек; 3 . познакомить детей с различными играми с матрешками, учить детей использовать их в разных видах деятельности (сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество). 4 . развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности ; 5. обогащать словарь детей; 6. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми .

Слайд 4

-мини-музей народной куклы. -к уклы матрешки. -изображение Загорской , Полхов-майданской и Семеновской матрешек. -р усские народные сарафаны и косынки. -трафареты (силуэты) матрешек. -т аблицы с элементами народных росписей. -магнитофонные записи русских народных песен. -тексты русских народных потешек , пословиц, загадок, песенок, частушек. -альбом с заданиями для детей. -ноутбук Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Слайд 5

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наш проект посвящен изучению возникновения матрешки и использованию ее в образовательной и игровой деятельности. Актуальность: Актуальность: Актуальность: Актуальность: Актуальность:

Слайд 6

Постановка проблемы : при проведении беседы с детьми был выявлен недостаток знаний о русской народной игрушке – матрёшке, способов игры с ней. Совместная формулировка цели: совместно с детьми мы решили выяснить: как и откуда появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Как и в какие игры можно играть с матрешками? Обсуждение: дети предложили различные варианты получения информации: рассмотреть матрешек, почитать книги о матрешках, послушать песни, посмотреть картинки и фотографии с матрешками и т. д. Этапы реализации проекта: 1 этап. Подготовительный.

Слайд 7

Выбор средств и методов достижения цели: -беседы о матрешках; -чтение стихотворений, сказок и рассказов о матрешках; разучивание стихотворения по мнемотаблице ; отгадывание загадок; -дидактические и сюжетные игры ; -рассматривание матрешек; просмотр презентаций о создании и разных видах матрешек; -изготовление поделки «Куколка - Матрешка»; рисование семеновской матрешки; конструирование домика для матрешки; прослушивание песенок о матрешках; разучивание хоровода.

Слайд 8

- вызвать интерес к русской народной игрушке – матрешке через размещение информации в папке-передвижке; -побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства; учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду; -оказать помощь в оформлении альбома с заданиями; -создание матрешек для игр - драматизаций Работа с родителями:

Слайд 9

2 этап. Основной. План мероприятий: знакомство детей с историей матрешки; - изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов. -проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать простые задачки и составлять рассказы. - организация совместной деятельности с детьми.

Слайд 10

Познавательно-исследовательская деятельность: 1. Беседа «Откуда появилась матрешка?». 2. Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)». 3. Изучение свойств дерева. Экспериментирование. 4. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Слайд 12

Коммуникативная деятельность: 1. Рассматривание изображений разных матрешек 2. Чтение стихов и загадок о матрешке. 3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке. 4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». 5. Чтение пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт». 6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». 7.Учим водить хоровод (костюмированный).

Слайд 14

Продуктивная деятельность: Конструирование из бумаги «Красавица Матрешка»

Слайд 15

Конструирование из строительного материала «Домик для матрешки»

Слайд 16

Рисование «Семеновская матрешка»

Слайд 17

Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, ладушки, ладушки…». Музыкально-художественная деятельность:

Слайд 18

Игровая деятельность: Дидактические игры «Собери матрешку», «От большой до маленькой…», «Матрешки-путешественницы». Игра – драматизация по сказкам «Репка», « Морозко ».

Слайд 19

Итог проекта: 1 . Оформление методических пособий для педагогов. 2. Развлечение «Веселые матрешки». 3. Просмотр презентации «Музей матрешки». 4. Пополнение мини-музея «Народная игрушка» 5. Презентация проекта. 3 этап. Заключительный.

Слайд 20

Развлечение «Веселые матрешки»

Слайд 21

Мини – музей народной игрушки

Слайд 22

В ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму . Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, пополнили мини-музей народной куклы, разучили новые игры с матрешками. Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Слайд 23

Желаем всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Д/и по технологии ТРИЗ "веселые матрёшки"

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ...

Лэпбук "Веселые матрёшки"

Дидактическое пособие решает задачи сенсорного развития детей раннего возраста....

Проект в средней группе «Веселые матрёшки»

Цель: формировать представление детей о народной игрушке – матрешке, как одного из видов народного промысла....

Презентация проекта " Раз матрёшка, два матрёшка..."

quot;Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".Е. Флерина      ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Изобразительная деятельность. Лепка" Для детей 2 младшей группы. «ВЕСЕЛЫЕ МАТРЁШКИ»

Тема:«ВЕСЕЛЫЕ МАТРЁШКИ»Цель. Учить лепить предмет из мягкого пластилина, развивая творческие способности детей. Украшать фигурки платочком и создавать узор на сарафане.Задачи:- активизиров...