ПРОЕКТ «Веселые матрёшки»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matreshka.docx | 234.65 КБ |
proekt_narodnaya_kukla.docx | 327.54 КБ |
proekt_matreshka_srednyaya_gruppa.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Елочка»
г. Лянтор
ПРОЕКТ
средней группы «Ягодка»
«Веселые матрёшки»
Подготовила и провела: Васильева В.А.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.
Цель: формировать представление детей о народной игрушке - матрешке, как одного из видов народного промысла.
Задачи:
- познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой, как народным промыслом;
- дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек;
- познакомить детей с различными играми с матрешками, учить детей использовать их в разных видах деятельности (сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество).
- развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
- обогащать словарь детей;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
-мини-музей народной куклы.
-куклы матрешки.
-изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешек.
-русские народные сарафаны и косынки.
-трафареты (силуэты) матрешек.
-таблицы с элементами народных росписей.
-магнитофонные записи русских народных песен.
-тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песенок, частушек.
-альбом с заданиями для детей.
-ноутбук.
Актуальность:
Матрешка – самая известная русская игрушка.
Но мало кто знает, откуда появилась матрешка.
Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка!
Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже.
Наш проект посвящен изучению возникновения матрешки и использованию ее в образовательной и игровой деятельности.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Постановка проблемы: при проведении беседы с детьми был выявлен недостаток знаний о русской народной игрушке – матрёшке, способов игры с ней.
Совместная формулировка цели: совместно с детьми мы решили выяснить: как и откуда появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Как и в какие игры можно играть с матрешками?
Обсуждение: дети предложили различные варианты получения информации: рассмотреть матрешек, почитать книги о матрешках, послушать песни, посмотреть картинки и фотографии с матрешками и т. д.
Выбор средств и методов достижения цели:
-беседы о матрешках;
-чтение стихотворений, сказок и рассказов о матрешках; разучивание стихотворения по мнемотаблице; отгадывание загадок;
-дидактические и сюжетные игры ;
-рассматривание матрешек;
просмотр презентаций о создании и разных видах матрешек;
-изготовление поделки «Куколка - Матрешка»; рисование семеновской матрешки; конструирование домика для матрешки;
прослушивание песенок о матрешках; разучивание хоровода.
Работа с родителями:
- вызвать интерес к русской народной игрушке – матрешке через размещение информации в папке-передвижке;
-побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства;
учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
-оказать помощь в оформлении альбома с заданиями;
-создание матрешек для игр – драматизаций.
2 этап. Основной.
План мероприятий:
-знакомство детей с историей матрешки;
- изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
-проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать простые задачки и составлять рассказы.
- организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская
деятельность:
1. Беседа «Откуда появилась матрешка?».
2. Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
3. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
4. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Коммуникативная деятельность:
1. Рассматривание изображений разных матрешек
2. Чтение стихов и загадок о матрешке.
3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
5. Чтение пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки».
7.Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность:
1.Конструирование из бумаги «Красавица Матрешка».
2.Конструирование из строительного материала «Домик для матрешки».
3.Рисование «Семеновская матрешка» .
Музыкально-художественная деятельность:
-разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, ладушки, ладушки…».
Игровая деятельность:
1.Игра – драматизация по сказкам «Репка», «Морозко».
2.Дидактические игры «Собери матрешку», «От большой до маленькой…», «Матрешки-путешественницы».
3 этап. Заключительный.
Итог проекта:
1. Оформление методических пособий для педагогов.
2. Развлечение «Веселые матрешки».
3. Просмотр презентации «Музей матрешки».
4. Пополнение мини-музея «Народная игрушка»
5. Презентация проекта.
Вывод: в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, пополнили мини-музей народной куклы, разучили новые игры с матрешками.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Елочка»
Проект
«Народная игрушка»
Подготовила: Васильева В.А.
г.Лянтор 2015 г.
Введение.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.
Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – познавательно-творческий
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
По продолжительности – краткосрочный (с 12.01.2015-17.01.2015г.)
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация
Цель проекта: формирование у детей 4-5 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
Задачи:
1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол.
2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.
Ожидаемые результаты :
В результате проведения данного проекта дети познакомятся с русскими народными игрушками; узнают историю и технологию изготовления различных традиционных игрушек, а также узнают о традициях и обрядах древней Руси.
Методы оценивания:
Оценивание результативности проектной деятельности проводится при помощи бесед с детьми, направленных на выявление представлений детей о русской народной игрушке, традициях и материале её изготовления. Данные беседы проводятся на подготовительном, промежуточном и заключительном этапах работы над проектом, что позволяет наиболее точно определить его результативность.
Реализация проекта
Подготовительный этап
- Планирование совместной работы с детьми и родителями.
- Беседа с детьми и анкетирование родителей.
- Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.
Основной этап:
Занятия по познавательному развитию
- знакомство с русской народной куклой.
- кукла из глубины веков.
- рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.
- русские народные куклы: «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка».
- куклы из нитей.
Беседы:
- о куклах.
- куклы наших бабушек.
- моя любимая кукла.
- тряпичные куклы.
Занятия по продуктивной деятельности
Изготовление кукол:
- «Пеленашка»
- роспись сарафана для куклы по мотивам дымковской росписи.
Чтение художественной литературы
- Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
- Сказка А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
- И.Рюмина «Куклы наших бабушек»
Проведение сюжетно – ролевых игр:
«Дом», «Семья», «Детский сад».
Работа с родителями: анкетирование, подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке.
Заключительный этап:
- выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями
- мастер-класс по изготовлению куклы «Кубышки – травницы» совместно с родителями и детьми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта: познавательно-игровой. Вид проекта: творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Продолжительность проекта : краткосрочный, 1 неделя . Цель : формировать представление детей о народной игрушке - матрешке, как одного из видов народного промысла.
Задачи: 1 . познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой, как народным промыслом; 2 . дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек; 3 . познакомить детей с различными играми с матрешками, учить детей использовать их в разных видах деятельности (сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество). 4 . развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности ; 5. обогащать словарь детей; 6. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми .
-мини-музей народной куклы. -к уклы матрешки. -изображение Загорской , Полхов-майданской и Семеновской матрешек. -р усские народные сарафаны и косынки. -трафареты (силуэты) матрешек. -т аблицы с элементами народных росписей. -магнитофонные записи русских народных песен. -тексты русских народных потешек , пословиц, загадок, песенок, частушек. -альбом с заданиями для детей. -ноутбук Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наш проект посвящен изучению возникновения матрешки и использованию ее в образовательной и игровой деятельности. Актуальность: Актуальность: Актуальность: Актуальность: Актуальность:
Постановка проблемы : при проведении беседы с детьми был выявлен недостаток знаний о русской народной игрушке – матрёшке, способов игры с ней. Совместная формулировка цели: совместно с детьми мы решили выяснить: как и откуда появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Как и в какие игры можно играть с матрешками? Обсуждение: дети предложили различные варианты получения информации: рассмотреть матрешек, почитать книги о матрешках, послушать песни, посмотреть картинки и фотографии с матрешками и т. д. Этапы реализации проекта: 1 этап. Подготовительный.
Выбор средств и методов достижения цели: -беседы о матрешках; -чтение стихотворений, сказок и рассказов о матрешках; разучивание стихотворения по мнемотаблице ; отгадывание загадок; -дидактические и сюжетные игры ; -рассматривание матрешек; просмотр презентаций о создании и разных видах матрешек; -изготовление поделки «Куколка - Матрешка»; рисование семеновской матрешки; конструирование домика для матрешки; прослушивание песенок о матрешках; разучивание хоровода.
- вызвать интерес к русской народной игрушке – матрешке через размещение информации в папке-передвижке; -побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства; учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду; -оказать помощь в оформлении альбома с заданиями; -создание матрешек для игр - драматизаций Работа с родителями:
2 этап. Основной. План мероприятий: знакомство детей с историей матрешки; - изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов. -проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать простые задачки и составлять рассказы. - организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность: 1. Беседа «Откуда появилась матрешка?». 2. Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)». 3. Изучение свойств дерева. Экспериментирование. 4. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Коммуникативная деятельность: 1. Рассматривание изображений разных матрешек 2. Чтение стихов и загадок о матрешке. 3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке. 4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». 5. Чтение пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт». 6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». 7.Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность: Конструирование из бумаги «Красавица Матрешка»
Конструирование из строительного материала «Домик для матрешки»
Рисование «Семеновская матрешка»
Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, ладушки, ладушки…». Музыкально-художественная деятельность:
Игровая деятельность: Дидактические игры «Собери матрешку», «От большой до маленькой…», «Матрешки-путешественницы». Игра – драматизация по сказкам «Репка», « Морозко ».
Итог проекта: 1 . Оформление методических пособий для педагогов. 2. Развлечение «Веселые матрешки». 3. Просмотр презентации «Музей матрешки». 4. Пополнение мини-музея «Народная игрушка» 5. Презентация проекта. 3 этап. Заключительный.
Развлечение «Веселые матрешки»
Мини – музей народной игрушки
В ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму . Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, пополнили мини-музей народной куклы, разучили новые игры с матрешками. Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Желаем всем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Д/и по технологии ТРИЗ "веселые матрёшки"
Дидактическая игра по технологии ТРИЗ...
Лэпбук "Веселые матрёшки"
Дидактическое пособие решает задачи сенсорного развития детей раннего возраста....
Проект в средней группе «Веселые матрёшки»
Цель: формировать представление детей о народной игрушке – матрешке, как одного из видов народного промысла....
Презентация проекта " Раз матрёшка, два матрёшка..."
quot;Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".Е. Флерина ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Изобразительная деятельность. Лепка" Для детей 2 младшей группы. «ВЕСЕЛЫЕ МАТРЁШКИ»
Тема:«ВЕСЕЛЫЕ МАТРЁШКИ»Цель. Учить лепить предмет из мягкого пластилина, развивая творческие способности детей. Украшать фигурки платочком и создавать узор на сарафане.Задачи:- активизиров...