Проект «Детский сад и семья – вместе добрые друзья!».
рабочая программа на тему
«Детский сад и семья – вместе добрые друзья!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_opisaniya_innovatsionnogo_proekta.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад и семья – вместе добрые друзья!».
И.Г.Скрябина
воспитатель МАДОУ ЦРР д/с№16 «Петушок»
ст. Тбилисской
Структура описания инновационного проекта
Цель: Разрушить существующий барьер во взаимоотношениях детского сада и родителей.
Задачи:
- установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй;
- сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;
- повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Ожидаемый результат: Тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения, способствующее воспитанию разносторонне развитых, физически, психически и эмоционально здоровых детей.
Проблема: Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Актуальность: Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта.
Содержание и структура инновационного проекта:
Идея проекта: Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Научная новизна и практическая значимость: Использование современных форм взаимодействия, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятиях, а родители еще и ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.
Сроки реализации: 1 год (с июня 2014 по май 2015)
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап
- анкетирование родителей на предмет социального заказа;
- планирование и разработка конкурсных мероприятии;
- формирование общественного мнения о необходимости организации совместной работы ДОУ и семьи.
II. Организационно-практический этап
- разработка буклетов, папок-передвижек для родителей;
- консультации воспитателей по вопросам организации взаимодействия;
- Организация праздников, родительских университетов, соревнований, конкурсов, экскурсий и выставок, тематических бесед и прогулок с участием родителей;
III. Итоговый этап
- ведение мониторинга успешности взаимодействия родителей и ДОУ;
- сбор и обработка практических материалов;
- соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, с последующим поиском наиболее эффективных методов и форм работы;
План мероприятий:
Мероприятие | Срок | Ответственный |
Проведение анкетирования родителей | июнь | Воспитатель |
Оформление родительских уголков, папок передвижек. | Каждый месяц | воспитатель |
Родительское собрание на тему: «Вот и стали мы на год взрослее». Просмотр фотографий детей «Наша жизнь в саду» | июнь | Воспитатель |
«Тропа добрых дел» (посильная помощь родителей в благоустройстве территории детского сада). | июль | Воспитатель |
«День открытых дверей»- посещение родителями прогулок, культурной деятельности, режимных моментов. | июль | Родители Воспитатели |
Организация фотовыставки «Дети-цветы жизни» | июль | Папы Воспитатели Дети |
«Вечер вопросов и ответов» по вопросам, которые заранее подготовили родителями | август | Воспитатели Родители |
Участие родителей в проведении прогулок с дошкольниками «Играем с мамой» | август | Мамы |
Совместная подготовка к учебному году. Беседы по адаптации, Советы специалистов по адаптации, Игры в группе: «Ребёнок + родитель + воспитатель», Обновление группового инвентаря, | сентябрь | Родители Воспитатели |
Творческий вечер «Хобби моей мамы» | сентябрь | Родители воспитанников |
ИЗО выставка в рубрике «Наш огород» | октябрь | Воспитатели Родители |
Совместное изготовление родителями с детьми поделок к выставке «Дары осени» | октябрь | Родители Дети Воспитатели |
Проведение анкетирования родителей (промежуточный мониторинг) | октябрь | Воспитатель |
Встреча с родителями на тему «Чистота - та же красота» | ноябрь | Родители Воспитатели Дети |
«Самообслуживание в жизни ребёнка» - Родительский университет | ноябрь | Старший воспитатель Воспитатели Родители |
Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!» | декабрь | Воспитатели Родители |
Совместно проведённый праздник Зимы! С привлечением родителей к участию в утреннике. | декабрь | Воспитатели Родители, Дети, Музыкальный руководитель |
Фотовыставка « Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!» | январь | Воспитатели родители, дети |
Консультация - практикум подготовленный родительским комитетом «Физкультура – ура!» | февраль | Воспитатели Родители |
Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папою вдвоём горы мы перевернем!» | февраль | Воспитатели Физинструктор Папы Дети |
Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!» | март | Воспитатели Родители Дети Музыкальный руководитель |
Совместно проведённый весенний праздник | март | Воспитатели Родители Дети Музыкальный руководитель |
Родительский университет с участием воспитателей «Маленькие драчуны» | апрель | Воспитатели Родители |
Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!» | апрель | Воспитатели Родители Дети |
Проведение анкетирования родителей (итоговый мониторинг) | май | Воспитатели |
Организация выставки – поздравления ко Дню Победы! | май | Воспитатели Родители Дети |
Итоговое родительское собрание | май | Воспитатели Родители Старший воспитатель |
Продукты проектной деятельности:
- Фото и видео материалы.
- Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей.
- Анкеты
Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.
Критерии эффективности:
- Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий.
- Согласованность действий педагогов и родителей.
- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
- Заинтересованность родителей.
- Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Уровень проработанности проекта:
Проводя анализ работы с родителями за 2013-2014 учебный год, в 1 младшей группе, я предложила родителям заполнить анкету (приложение № 1). Анализ анкет показал, что большинство родителей водят в детский сад детей, потому что не с кем оставить дома, трудностей в воспитании детей родители не испытывают, информацию о воспитании детей родители получают от друзей или телевидения. В ДОУ их интересует информация только о питании и уходе и помощь в воспитании детей родителям не требуется.
Таким образом, проведенный мною анализ свидетельствовал о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Возникла идея разработки проекта «Детский сад и семья – вместе добрые друзья!». Был составлен план работы, подобраны и разработаны мероприятия для реализации целей проекта.
Этап работы. Выполненный оббьем работ:
В данный момент наш проект находится на организационно-практическом этапе. Разработаны буклеты, папки-передвижки для родителей , проводятся консультации воспитателей по вопросам организации взаимодействия. Организованны и проведены праздники, советы родительских университетов, соревнования, конкурсы, выставки, тематические беседы и прогулки с участием родителей запланированные на данный период времени. А также мною проведен промежуточный мониторинг, который показал следующие результаты:
Полученные промежуточные результаты:
Анкетирование родителей | Промежуточный мониторинг |
1. Для чего, по Вашему мнению, ребёнку необходимо ходить в дошкольное учреждение? | |
- ребёнка не с кем оставить дома 14 - для общения со сверстниками - 5 - для развития способностей – 3 | - ребёнка не с кем оставить дома - 3 - для общения со сверстниками 10 - для развития способностей - 9
|
2. Какие трудности возникают у Вас при воспитании ребёнка? | |
- затруднения в выборе правильного наказания - 2 - трудности с поведением - 3 -трудности с организацией свободного времени ребёнка - 0 -отсутствие друзей у ребёнка - 0 -не возникает - 17 | - затруднения в выборе правильного наказания - 8 - трудности с поведением - 6 -трудности с организацией свободного времени ребёнка - 4 -отсутствие друзей у ребёнка - 1 -не возникает - 3 |
3. Укажите, пожалуйста, источник, из которого вы получаете информацию о воспитании ребёнка? | |
-друзья - 6 -воспитатели детского сада - 2 - телевидение - 8 - книги, журналы, газеты - 6 | -друзья - 2 - воспитатели детского сада - 14 - телевидение - 3 - книги, журналы, газеты - 3 |
4. Нужна ли Вам помощь в воспитании ребёнка? | |
– да - 0 -нет - 6 -иногда - 16 | – да - 15 -нет - 3 -иногда - 4 |
5. Какую информацию Вам хотелось бы получать, общаясь с воспитателями детского сада? | |
-о рациональном питании - 18 - о психологических особенностях дошкольников - 1 - об их домашнем досуге - 0 -о методах воспитания детей - 3 | - о рациональном питании - 5 - о психологических особенностях дошкольников - 9 - об их домашнем досуге - 4 -о методах воспитания детей - 4 |
В ходе работы был проведен первичный и промежуточный мониторинг. Промежуточный мониторинг выявил эффективность выбранных мною форм взаимодействия с родителями:
- количество родителей, принимающих участие в проводимых мероприятиях увеличилось на 33,3% (средняя посещаемость родителей до внедрения новой политики взаимодействия 8 человек, после внедрения – 19 человек);
- повысился уровень педагогической культуры родителей на 48%;
- повысился педагогический интерес – количество обращений к педагогу группы и специалистам ДОУ по интересующим вопросам выросло на 67%.
Можно сказать, что поставленные в начале цели и задачи в ходе работы реализуются и дают положительные результаты. Опыт проведенной работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность. Также ожидаются такие результаты, как повышение уровня родительской компетентности; гармонизация семейных и родительски - детских отношений; повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Определенность перспектив продолжения работы над проектом, обоснованность необходимых для этого условий:
- включение в проект всех групп ДОУ;
- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей
Сформированность ресурсной базы:
- музыкальный зал, для проведения праздников, досугов. Наличие родительских уголков, папок передвижек. Интерактивная доска, фото галереи в фойе детского сада, спортивный зал с необходимым оборудованием, спортивные уголки с необходимым игровым материалом.
- наличие специалистов необходимого профессионального уровня: воспитатель по физической культуре, музыкальный работник, методист, воспитатели групп.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена , каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уходят непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....
Проект "Детский сад и семья-настоящие друзья"
Создание в ДОУ психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей....
Проект "Детский сад и семья-вместе добрые друзья"
Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традици...
Проект "Детский сад и семья - вместе весело шагать"
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Недопо...
Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья». Реализация технологии социального партнерства с родителями
Сегодня в дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные прин...
презентация проекта "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, возникает необходимость построения новой системы взаимодействия «Родитель-Ребенок-Педагог»....
Статья по Нравственно - патриотическому воспитанию «Детский сад и семья – вместе верные друзья»
Из опыта работы по Нравственно – патриотическому воспитанию «Детский сад и семья – вместе верные друзья». В стате представлены 3 этапа работы по данному направлению....