Проект "Детский сад и семья - вместе весело шагать"
проект на тему

Турищева Наталья Олеговна

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Недопонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, компьютеру и т.п.  Рассуждают они при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektt.docx47.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«В вашей семье и под вашим руководством

растет будущий гражданин! Всё, что

совершается в стране, через вашу душу

и ваши мысли должно приходить к детям»

А. С. Макаренко

Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша дома. И решили посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Наши воспитанники – самые маленькие члены нашего общества – дети дошкольного возраста.

Воспитание – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идет о воспитании дошкольников. Ведь именно в этот период закладывается основа личности человека. Чтобы понять маленького ребенка, чему-то его научить, надо очень много знать, понимать и уметь.

Традиционно первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка.

Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Одной из важнейших функций семьи является – воспитание детей. Социологи называют несколько типов семейного воспитания:

  1. Демократический – при котором, прежде всего, учитываются интересы ребенка (тип «согласия»).
  2. Авторитарный – при котором родителями навязывается свое мнение ребенку (тип «подавления»).
  3. Попустический – при котором ребенок предоставлен сам себе (тип «свободного воспитания»).

В младшем возрасте у ребенка развиваются и формируются основные психологические процессы, такие как мышление, память, восприятие, речь. Поэтому крайне важно на этом этапе обеспечить малышу возможность всесторонне познать окружающий мир и познакомиться с социумом, где ему предстоит развиваться и жить. Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети.

Детский сад – второй социальный институт после семьи в жизни маленького ребенка. Это колоссальный опыт для любого ребенка, особенно активно развивающегося и любознательного. В детском саду воспитание детей дошкольного возраста направлено, в первую очередь, на то. Чтобы научить деток жить в социуме, научить необходимым навыкам общения, взаимодействия с окружающими людьми.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Автор проекта: педагог-психолог Рыбась Наталья Олеговна

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Значимая проблема, на решение которой направлен проект:

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Недопонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, компьютеру и т.п.  Рассуждают они при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

Не секрет, что многие родители интересуются только лишь тем, что ребенок ел в детском саду, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

  • Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
  • Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
  • Как изменить такое положение?
  • Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  • Как создать единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

С другой стороны, мы – педагоги дошкольных учреждений берем на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Актуальность:

В настоящее время тема взаимоотношения педагога с родителями очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Привлечение семьи к жизни детского сада, группы, а также к правильному воспитанию детей требует от воспитателя особого такта и внимания.

Совместная работа педагога с родителями помогает им стать единомышленниками и помощниками друг другу. Поэтому, необходимо привлекать родителей к мероприятиям, которые способствуют их совместной деятельности с детьми.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.

Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей, на повышение родительской компетентности, как важного фактора в решении образовательно-воспитательных задач. Создание единого образовательно-воспитательного пространства для обеспечения полноценного развития детей, стимулирования родителей к активному участию в жизни ребенка, в его достижениях в образовании и творческом саморазвитии.

Задачи проекта:

Для родителей:

  1. изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии дошкольного учреждения, содержании работы и форм организации;
  2. организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
  3. разработать содержание, формы и методы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
  4. приобщение родителей к участию в жизни детского сада и возрастной группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  5. развивать социально-личностные и креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;
  6. изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Для педагогов:

  1. систематизировать информацию по теме;
  2. обобщить опыт работы.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • презентация «Детский сад и семья – вместе весело шагать» (инновационные формы работы с семьёй).

Продукты проекта:

  1. обобщение опыта работы по теме;
  2. презентация «Детский сад и семья – вместе весело шагать» (инновационные формы работы с семьёй).

Ожидаемые результаты по проекту:

  1. создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
  2. повышение педагогической и правовой грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
  3. повышение профессиональной компетентности педагогов;
  4. обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
  5. продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Обеспечение: методическая литература.

Предварительная работа:

  1. опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
  2. обсуждение общих вопросов на родительском собрании;
  3. составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

Метод проекта:

С 2016 года, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада (групп) и семьи по теме «Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства».

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям:

1) Информационно – аналитическое направление.

С родителями групп нужно стремиться наладить тесный контакт. Понимать, что осознанное включение родителей в единый, совместный с нами педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. При этом создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Эффективность включенности родителей в деятельность детского сада определяют следующие показатели:

  • сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности воспитателя; возможных результатах деятельности детей;
  • степень проявления интереса к активному включению в планирование воспитательно-образовательного процесса;
  • владение необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей.

Эффективность сотрудничества родителей и педагогов обусловлена:

  • положительной установкой сторон на совместную работу;
  • осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
  • совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;
  • свободой выбора участников деятельности.

Таким образом, выделилось два основных направления взаимодействия с семьями:

  1. изучение потребностей родителей, содержания работы и форм ее организации;
  2. просвещение родителей с целью повышения правовой и педагогической культуры.

Для того чтобы четко выделить задачи работы по данному направлению нужно провести проблемно-ориентированный анализ, направленный на выявление социального статуса родителей наших групп.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЬИ по каждой группе

Уровни

Количество родителей

Высшее образование

Высшее педагогическое образование

Среднее специальное образование

Среднее образование

Неполное среднее образование

Без образования

Работающие родители

Неработающие родители

Работают оба родителя

Работает один родитель

СТАТУС СЕМЬИ ПО СОСТАВУ по каждой группе

Параметры

Полная семья

Полная (измененная) семья

Не полная семья

Многодетная семья (3-е детей и более)

Семья, имеющая 2-х детей

Семья, имеющая 1 ребенка

Семья, имеющая детей под опекой

Семья, воспитывающая ребенка -инвалида

Молодая семья (до 20-ти лет)

Семья от 21 до 35 лет

Семья от 36 до 50 лет

Семья от 50 лет и выше…

Опекунств

Социально неблагополучные семьи

МАТЕРИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЬИ по каждой группе

Характеристика

Семья с высоким материальным достатком

Семья с достаточным материальным достатком

Семья с низким материальным достатком (малообеспеченная)

Результаты анализа, анкетирования для определения уровня педагогической компетентности родителей, их осведомленности работой педагогов, а также степенью удовлетворенностью этой работы показали, что родители не очень хорошо знают свои права и обязанности, следствием чего являются низкая активность, конфликтность, а иногда и безответственность. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Однако четко выявлено желание родителей к взаимному сотрудничеству по вопросам воспитания детей. Немаловажную роль при выборе форм работы с родителями учитывались:

  1. тип семьи;
  2. характеристика семьи (традиционная, проблемная, молодая, зрелая семья);
  3. образ жизни семьи.

Исходя из этого, среди родителей можно выделить три группы:

  1. Родители – лидеры, которые умеют и участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  3. Родители – наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Исходя из результатов анализа, появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2) Познавательное направление.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. На этом направлении совместно с воспитателем очень существенную роль играют специалисты детского сада. Совместная работа специалистов ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

В этом направлении используются активные формы и методы работы с родителями:

  • Дни открытых дверей;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации, рекомендации для родителей;
  • организованная деятельность детей с участием родителей;
  • совместные выставки работ детей и родителей;
  • Дни добрых дел;
  • совместное создание предметно – развивающей среды;
  • работа с родительским комитетом группы;
  • беседы с детьми и родителями;
  • семинар – практикум;
  • круглый стол для родителей;
  • мастер-класс;
  • анкетирование.

3) Наглядно – информационное направление.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки;
  • папки – передвижки;
  • семейный и групповые альбомы;
  • презентации;
  • фотовыставки;
  • уголок настроения;
  • копилка Добрых дел.

4) Досуговое направление.

  • участие родителей в подготовке и проведении развлечений, досугов;
  • утренники в детском саду.

Мы использую активные формы и методы работы с родителями. За этот период были проведены и использованы различные формы работы с семьей.

Традиционные формы работы с семьей:

Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации, поручения родителям и т. п.

Коллективные формы работы с родителями – это общие консультации, групповые и общие родительские собрания, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; вечера вопросов и ответов и т. д.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь и говорить, и слушать родителей, выражая свою заинтересованность, доброжелательность. Темы для бесед используются разные, исходя из интересов, индивидуальных особенностей, необходимости и нужности на данный момент:

  • «Ваш ребенок пришел в детский сад»;
  • «Ребенок в детском саду и дома»;
  • «Одежда детей в разные сезоны»;
  • «Спортивная обувь для занятий физкультурой»;
  • «Подвижные игры дома»;
  • «Как сформировать у детей здоровый образ жизни?»;
  • «Пальчиковые игры»;
  • «Профилактика гриппа»;
  • «Новый год в кругу семьи»;
  • «Это надо знать родителям! Первая помощь при несчастных случаях»;
  • «Капризы и их предупреждение»;
  • «Как сделать прогулку с ребенком интересной»;
  • «Развитие речи детей - основная задача!»;
  • «Какие книги нужно покупать детям?»;
  • «Безопасны шаги на пути к безопасности на дороге»;
  • «О правильном поведении ребенка за столом»;
  • «Уроки вежливости и красоты»;
  • «Игры и упражнения для развития речи детей»;
  • «Логика и счет»;
  • «Организация семейных прогулок»;
  • «Организация спортивного уголка дома»;
  • «О детском травматизме»;
  • «Творческие игры»;
  • «Как правильно чистить зубы»;
  • «Все о детском питании»;
  • «Влияние сказок на психическое развитие ребенка»;
  • «Искусство наказывать и прощать».

Консультации, рекомендации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статей, фактическое занятие).

 Темы консультаций:

  • Как смягчить протекание адаптации ребенка в детском саду;
  • Значение режима в воспитании детей.
  • Родителям о правилах дорожного движения.
  • «Осень».
  • Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники.
  • «Мой город».
  • «Неболей-ка».
  • Спортивные игры и развлечения детей дошкольного возраста.
  • Воспитание самостоятельности.
  • Прогулки, их значение для укрепления здоровья и умственного развития детей.
  • Знаете ли вы своего ребенка?
  • Профилактика гриппа.
  • «День матерей России».
  • «Здоровый образ жизни семьи».
  • Береги свое здоровье.
  • «Новый год. Как отмечать праздник в кругу семьи».
  • «Пришла зима».
  • «Зимние забавы».
  • «Мы за здоровый образ жизни!».
  • «День защитника Отечества».
  • Повышение роли отца в семье.
  • Говорящие игры.
  • Воспитание у детей интереса и бережного отношения к книге. Детская библиотечка в семье.
  • Как организовать труд детей дома.
  • Частые простуды – признак аллергии.
  • «Международный женский день 8 марта».
  • «Народная культура и традиции».
  • «Масленица».
  • Домашний театр.
  • Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка.
  • «Весна».
  • «Космос».
  • Речевое развитие ребенка средствами устного народного творчества.
  • «День Победы!».
  • Шпаргалка для взрослых или правила поведения с агрессивными детьми.
  • Профилактика кишечных инфекций.
  • Летом босиком по траве.
  • Индивидуальный подход к ребенку.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 3-4 месяца. На групповых родительских собраниях рассматриваются вопросы, касающиеся непосредственно группы.

Темы родительских собраний: «Знакомство с программой воспитания и обучения в детском саду. Возрастная характеристика детей старшего дошкольного возраста». Логопед в детском саду. «Осень золотая». Сохранение и укрепление здоровья детей. «Закаливание детей дошкольного возраста». Поведение на дороге. Памятка для родителей детей дошкольного возраста по воспитанию грамотного пешехода. «Роль семьи в речевом развитии ребенка». Развитие связной речи дошкольников 5-6 лет. Играйте с ребенком в кукольный театр. Чему мы научились за год. Итоги мониторинга. Профилактика кишечных заболеваний. Отдыхаем вместе с детьми. О правилах дорожного движения.

К каждому родительскому собранию нужно тщательно готовиться, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, на каждом собрании использую какую-нибудь «изюминку». Подбирая музыку, подготавливая памятки, буклеты, наглядную и полезную информацию. Стараться создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Каждое собрание начинается с дружеского приветствия, игры, чтобы помочь снять напряжение и установить доверительные, дружеские отношения между родителями и педагогом. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. К собраниям рекомендуется подготавливать выставку детских работ или фотостенд, где используются фотографии из жизни группы.

На собрании нужно использовать различные методы и приемы:

  1. «Острое блюдо». (Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.)
  2. Высказывания великих людей – в теме собрания. (На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.)
  3. Работа с памятками. (Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которой родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.)
  4. Инсценировка фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.
  5. Характеристика на детей «Ваши дети – наше мнение». (Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь – выдержать доброжелательный тон беседы.)
  6. Конкурс на лучшее название. (Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.)
  7. Окно – очень короткие новости. (Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.)
  8. Слово – эстафета. (Родители должны продолжать начатое ведущей предложение («Мой ребенок будет успешно учиться, если я…»). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.)

На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им говорятся благодарные слова или вручаются грамоты, или благодарности.

В конце каждого собрания – Подведение итогов. (Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.)

Оформление текстового и иллюстративного материала (стенды, папки-передвижки, специально оборудованные подставки, витрины).

Материал для стендов, папок - передвижек:

  1. «Осень»
  2. Режим дня, сетка занятий, визитная карточка группы
  3. Антропометрические данные.
  4. Задачи воспитания и обучения в средней группе.
  5. Психологическая характеристика детей 4-5 лет.
  6. Из чего растет малыш?
  7. Грипп у маленьких детей.
  8. Будь осторожен дома!
  9. Закаливание, уроки здоровья для детей 4-5 лет.
  10. Умелые руки (вырезаем, клеим, мастерим) «Открытка для папы».
  11. Что делать, если…
  12. «Зима»
  13. Рождество.
  14. Зимние забавы.
  15. Это надо знать родителям!
  16. В защиту иммунитета.
  17. Первая помощь при несчастных случаях.
  18. Домашняя игротека.
  19. Упражнения для рук.
  20. Как вести себя за столом?
  21. Поговорим о питании.
  22. Пальчиковая гимнастика.
  23. Артикуляционная гимнастика.
  24. Будь внимателен, малыш!
  25. Осторожно - весенняя аллергия. Готовимся к весне.
  26. Чтобы глазки были ясными.
  27. Ветряная оспа.
  28. Наш добрый доктор Айболит.
  29. «Весна»
  30. К нам Масленица пришла!
  31. Народная игрушка.
  32. Учим детей наблюдать. Признаки весны.
  33. Советы родителям.
  34. Речевое развитие дошкольников.
  35. Будь внимателен! Правила ПДД.
  36. День Победы.
  37. Что должны дети знать к концу года.
  38. «Лето».
  39. Упражнения для дыхательной гимнастики.
  40. Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей.
  41. Семейные традиции.
  42. «Мы едем, едем, едем…» В отпуск всей семьей.
  43. «Человек без воспитания – тело без души!»

На стендах размещена ежедневная информация: «Чем мы сегодня занимались», где кратко рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы «Наши работы».

В разделе «Информационный» расположен примерный режим ребенка дома и в детском саду, меню на каждый день, объявления различного характера; здесь же отражается деятельность родительской общественности, родительского комитета.

В разделе «Советы и рекомендации» сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Содержание советов и рекомендаций соотносится с тем программным материалом, который в данный момент дается детям в группе.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

Родительские конференции – это собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами.  Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Важно определить актуальную тему конференции: «Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка». К конференции обязательно готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольного учреждения, и т.п. Завершить конференцию можно совместным выступлением детей и родителей (концерт, инсценировка, чтение стихов, совместные игры и т.п.).

Акции. Позволяют найти у родителей и детей общие интересы или умения. Родители могут помочь воспитателям в группе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

В нашем детском саду стали традиционными акции «Подари птице дом», «Покормите птиц зимой», «Осенние мотивы», «Новогоднее украшение группы». Проводится подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году.

Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки. Молодые родители часто обращаются за советом к родителям более опытным, консультируются, перенимают опыт воспитания ребенка.

«Окно» – очень короткие новости. Посредством этой формы работы с семьями можно знакомить родителей с открытиями в области детской педагогики и психологии.

Деловая игра – эта форма работы с семьями позволяет представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры; выработать и закрепить навыки общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций.

Молодые родители, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Инновационные подходы в работе с разными категориями семей:

В своей работе можно использовать и инновационные формы работы с семьей.    

Можно провести работу с малоимущими семьями: акции «Давайте поделимся», «Игрушки своими руками», «Поделись рецептом» и др.

Работа с многодетными семьями: можно организовать семейный клуб «Поделись опытом семейного воспитания», выпуск групповой газеты «Любимый ребенок», составление семейных проектов.

Работа с семьями, имеющими одаренных детей: в рамках проектной деятельности «Открытие ребенка»: дискуссии, мастер-класс, творческая мастерская, посещение семьями изостудий, музыкальных школ.

Работа с неполными семьями: Консультации «Как восполнить недостаток мужского общения», «Как провести выходной с ребенком», «Совместные праздники», «Чем занять ребенка»; акции с приглашением пап из полных семей с целью обеспечения детей мужским общением «Делаем горку», «Мастерская по ремонту игрушек», «Веселые старты»…

Работа с «молодыми семьями»: семинары-практикумы, всеобучи, круглые столы, заседание «семейной гостиной», консультации специалистов, составление памяток по различной тематике, составление семейных проектов. Были проведены семинары-практикумы «Играйте вместе с детьми», «Положи твое сердце у чтения», «С пальчиками играем  речь развиваем», «Артикуляционная гимнастика». Круглый стол «Можно ли обойтись без наказаний». Консультации специалистов «Наш добрый доктор Айболит», «В защиту иммунитета», «Пальчиковая гимнастика» и т.д. родителям были предложены памятки по ПДД, «Десять заповедей для родителей», «Как провести с ребенком летний отдых» и т.д.

В нашем саду педагогами были проведены следующие мероприятия:

  • развлечения «День Нептуна», «Путешествие в праздничное лето», «День космонавтики», «Масленица» и др.;
  • развлечение-спектакль по сказке Г.Х. Андерсен «Снежная Королева»;
  • КВН «День птиц»;
  • физкультурный досуг «Снегурочка в гости пришла»;
  • инсценировка сказок «Теремок», «Репка»;
  • спортивный досуг «Будем в армии служить»;
  • экологическая акция «Покормите птиц зимой»;
  • празднование дней рождений «Именинники»;
  • совместные проекты «Зимующие птицы», «Масленица», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Сороки», «Красная горка», «Насекомые» и др;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями («Новогодние поделки», «Дары осени»).

Совместные мероприятия с родителями:

  • Выставка поделок из природного и бросового материала «Дары осени».
  • Выставка «Осенние мотивы».
  • Праздник «День матери»
  • Акция добрых дел «Кормушки для птиц».
  • Новогодний праздник.
  • Праздник мам.
  • Акция добрых дел «Подари птице дом (скворечник)».

Воспитанники нашего детского сада приняли участие в районных мероприятиях:  

  1. Районный конкурс, детский фестиваль «Старая, старая, сказка» проходил в апреле 2016 г. Грищенко Пелагея, победитель. Диплом за 3 место в номинации «Рисунок»;
  2. Районный конкурс вокального и танцевального мастерства «Цветик-семицветик» проходил в апреле 2016 г. Анохина Валерия, победитель. Грамота за 2 место в номинации «Художественное чтение»;
  3. Районный конкурс вокального и танцевального мастерства «Цветик-семицветик» проходил в апреле 2016 г. Зотова Вероника, победитель. Грамота за 1 место в номинации «Вокальное мастерство».

Конспекты НОД, сценарии развлечений, досугов, консультации для родителей, фотоальбомы совместной деятельности с детьми хранятся в методическом кабинете нашего детского сада.

Достижения нашего детского сада:

  • удовлетворенность родителей качеством предоставленных образовательных услуг воспитателями групп;
  • наличие позитивных отзывов родителей о деятельности групп;
  • установление доверительных отношений;
  • расширение инновационных форм работы с родителями;
  • вовлечение в совместную творческую деятельность;
  • совместные познавательные мероприятия;
  • различные акции;
  • участие в различных районных и внутри садиковых мероприятиях.

Организуя вышеперечисленные мероприятия, мы стремимся обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: родители стали активными участниками всех дел в саду, в группах, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания.

Таким образом, проведенная работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения.

Мы не останавливаюсь на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

  • повышению качества образования;
  • повышение квалификации воспитателей;
  • применение педагогического опыта и его систематизация;
  • использование компьютерных технологий;
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • повышение качества обучения и воспитания.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Данный проект интересен тем, что тематика может варьироваться и в проекте могут принимать участие различные специалисты ДОУ (педагоги, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, социум (работники библиотеки, центров искусств и др.) а также родители и дети.

Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.        Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». – М.: Творческий Центр. 2011 г.

2.        Микляева Н.В. «Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия».- М.: Творческий Центр. 2010 г.

3.        Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4.        Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5.        Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. (Дошкольное воспитание и развитие)

6.        Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

7.        Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989.

8.        Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

9.        Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

10.        Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

11.        Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.

12.        Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

13.        Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....

Проект "Вместе весело шагать" по взаимодействию с семьей в ДОУ

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». (В.А.Сухомлинский)    Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализа...

«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре  совместно с родителями  в средней возрастной группе....

Программа по работе с семьей " Вместе весело шагать"

. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В дошкольном детстве родители оказывают...

Сценарий спортивного развлечения «Вместе весело шагать, вместе весело играть»

Формировать у детей основы здорового образа жизни, приобщение к спорту, совершенствовать двигательные умения и навыки, содействовать укреплению здоровья....

Родительский клуб «Вместе весело шагать» Тема: "Активный движения в жизни семьи и ребенка"

В нашем клубе вы можете познакомиться с разными видами двигательной активности детей, которые вы можете использовать самостоятельно. Сегодня мы поможем  вам объяснить их на простом и понятном язы...

Программа дополнительного образования по взаимодействию с семьей « Вместе весело шагать» в старшей группе (5-6 лет) на 2020-2021 учебный год

Программа дополнительного образования по взаимодействию с семьей « Вместе весело шагать» в старшей группе (5-6 лет) на 2020-2021 учебный год...