Проект "Детский сад и семья - вместе весело шагать"
проект на тему
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Недопонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, компьютеру и т.п. Рассуждают они при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektt.docx | 47.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин! Всё, что
совершается в стране, через вашу душу
и ваши мысли должно приходить к детям»
А. С. Макаренко
Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша дома. И решили посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Наши воспитанники – самые маленькие члены нашего общества – дети дошкольного возраста.
Воспитание – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идет о воспитании дошкольников. Ведь именно в этот период закладывается основа личности человека. Чтобы понять маленького ребенка, чему-то его научить, надо очень много знать, понимать и уметь.
Традиционно первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка.
Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Одной из важнейших функций семьи является – воспитание детей. Социологи называют несколько типов семейного воспитания:
- Демократический – при котором, прежде всего, учитываются интересы ребенка (тип «согласия»).
- Авторитарный – при котором родителями навязывается свое мнение ребенку (тип «подавления»).
- Попустический – при котором ребенок предоставлен сам себе (тип «свободного воспитания»).
В младшем возрасте у ребенка развиваются и формируются основные психологические процессы, такие как мышление, память, восприятие, речь. Поэтому крайне важно на этом этапе обеспечить малышу возможность всесторонне познать окружающий мир и познакомиться с социумом, где ему предстоит развиваться и жить. Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети.
Детский сад – второй социальный институт после семьи в жизни маленького ребенка. Это колоссальный опыт для любого ребенка, особенно активно развивающегося и любознательного. В детском саду воспитание детей дошкольного возраста направлено, в первую очередь, на то. Чтобы научить деток жить в социуме, научить необходимым навыкам общения, взаимодействия с окружающими людьми.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Автор проекта: педагог-психолог Рыбась Наталья Олеговна
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный.
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Значимая проблема, на решение которой направлен проект:
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Недопонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, компьютеру и т.п. Рассуждают они при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
Не секрет, что многие родители интересуются только лишь тем, что ребенок ел в детском саду, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
- Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
- Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
- Как изменить такое положение?
- Как заинтересовать родителей в совместной работе?
- Как создать единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
С другой стороны, мы – педагоги дошкольных учреждений берем на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Актуальность:
В настоящее время тема взаимоотношения педагога с родителями очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Привлечение семьи к жизни детского сада, группы, а также к правильному воспитанию детей требует от воспитателя особого такта и внимания.
Совместная работа педагога с родителями помогает им стать единомышленниками и помощниками друг другу. Поэтому, необходимо привлекать родителей к мероприятиям, которые способствуют их совместной деятельности с детьми.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей, на повышение родительской компетентности, как важного фактора в решении образовательно-воспитательных задач. Создание единого образовательно-воспитательного пространства для обеспечения полноценного развития детей, стимулирования родителей к активному участию в жизни ребенка, в его достижениях в образовании и творческом саморазвитии.
Задачи проекта:
Для родителей:
- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии дошкольного учреждения, содержании работы и форм организации;
- организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
- разработать содержание, формы и методы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада и возрастной группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- развивать социально-личностные и креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для педагогов:
- систематизировать информацию по теме;
- обобщить опыт работы.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
- презентация «Детский сад и семья – вместе весело шагать» (инновационные формы работы с семьёй).
Продукты проекта:
- обобщение опыта работы по теме;
- презентация «Детский сад и семья – вместе весело шагать» (инновационные формы работы с семьёй).
Ожидаемые результаты по проекту:
- создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
- повышение педагогической и правовой грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Обеспечение: методическая литература.
Предварительная работа:
- опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
- обсуждение общих вопросов на родительском собрании;
- составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Метод проекта:
С 2016 года, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада (групп) и семьи по теме «Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям:
1) Информационно – аналитическое направление.
С родителями групп нужно стремиться наладить тесный контакт. Понимать, что осознанное включение родителей в единый, совместный с нами педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. При этом создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Эффективность включенности родителей в деятельность детского сада определяют следующие показатели:
- сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности воспитателя; возможных результатах деятельности детей;
- степень проявления интереса к активному включению в планирование воспитательно-образовательного процесса;
- владение необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей.
Эффективность сотрудничества родителей и педагогов обусловлена:
- положительной установкой сторон на совместную работу;
- осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
- совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;
- свободой выбора участников деятельности.
Таким образом, выделилось два основных направления взаимодействия с семьями:
- изучение потребностей родителей, содержания работы и форм ее организации;
- просвещение родителей с целью повышения правовой и педагогической культуры.
Для того чтобы четко выделить задачи работы по данному направлению нужно провести проблемно-ориентированный анализ, направленный на выявление социального статуса родителей наших групп.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЬИ по каждой группе
Уровни | Количество родителей |
Высшее образование | |
Высшее педагогическое образование | |
Среднее специальное образование | |
Среднее образование | |
Неполное среднее образование | |
Без образования | |
Работающие родители | |
Неработающие родители | |
Работают оба родителя | |
Работает один родитель |
СТАТУС СЕМЬИ ПО СОСТАВУ по каждой группе
Параметры | |
Полная семья | |
Полная (измененная) семья | |
Не полная семья | |
Многодетная семья (3-е детей и более) | |
Семья, имеющая 2-х детей | |
Семья, имеющая 1 ребенка | |
Семья, имеющая детей под опекой | |
Семья, воспитывающая ребенка -инвалида | |
Молодая семья (до 20-ти лет) | |
Семья от 21 до 35 лет | |
Семья от 36 до 50 лет | |
Семья от 50 лет и выше… | |
Опекунств | |
Социально неблагополучные семьи |
МАТЕРИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЬИ по каждой группе
Характеристика | |
Семья с высоким материальным достатком | |
Семья с достаточным материальным достатком | |
Семья с низким материальным достатком (малообеспеченная) |
Результаты анализа, анкетирования для определения уровня педагогической компетентности родителей, их осведомленности работой педагогов, а также степенью удовлетворенностью этой работы показали, что родители не очень хорошо знают свои права и обязанности, следствием чего являются низкая активность, конфликтность, а иногда и безответственность. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Однако четко выявлено желание родителей к взаимному сотрудничеству по вопросам воспитания детей. Немаловажную роль при выборе форм работы с родителями учитывались:
- тип семьи;
- характеристика семьи (традиционная, проблемная, молодая, зрелая семья);
- образ жизни семьи.
Исходя из этого, среди родителей можно выделить три группы:
- Родители – лидеры, которые умеют и участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
- Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
- Родители – наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Исходя из результатов анализа, появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
2) Познавательное направление.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. На этом направлении совместно с воспитателем очень существенную роль играют специалисты детского сада. Совместная работа специалистов ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
В этом направлении используются активные формы и методы работы с родителями:
- Дни открытых дверей;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации, рекомендации для родителей;
- организованная деятельность детей с участием родителей;
- совместные выставки работ детей и родителей;
- Дни добрых дел;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- семинар – практикум;
- круглый стол для родителей;
- мастер-класс;
- анкетирование.
3) Наглядно – информационное направление.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- папки – передвижки;
- семейный и групповые альбомы;
- презентации;
- фотовыставки;
- уголок настроения;
- копилка Добрых дел.
4) Досуговое направление.
- участие родителей в подготовке и проведении развлечений, досугов;
- утренники в детском саду.
Мы использую активные формы и методы работы с родителями. За этот период были проведены и использованы различные формы работы с семьей.
Традиционные формы работы с семьей:
Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации, поручения родителям и т. п.
Коллективные формы работы с родителями – это общие консультации, групповые и общие родительские собрания, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; вечера вопросов и ответов и т. д.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь и говорить, и слушать родителей, выражая свою заинтересованность, доброжелательность. Темы для бесед используются разные, исходя из интересов, индивидуальных особенностей, необходимости и нужности на данный момент:
- «Ваш ребенок пришел в детский сад»;
- «Ребенок в детском саду и дома»;
- «Одежда детей в разные сезоны»;
- «Спортивная обувь для занятий физкультурой»;
- «Подвижные игры дома»;
- «Как сформировать у детей здоровый образ жизни?»;
- «Пальчиковые игры»;
- «Профилактика гриппа»;
- «Новый год в кругу семьи»;
- «Это надо знать родителям! Первая помощь при несчастных случаях»;
- «Капризы и их предупреждение»;
- «Как сделать прогулку с ребенком интересной»;
- «Развитие речи детей - основная задача!»;
- «Какие книги нужно покупать детям?»;
- «Безопасны шаги на пути к безопасности на дороге»;
- «О правильном поведении ребенка за столом»;
- «Уроки вежливости и красоты»;
- «Игры и упражнения для развития речи детей»;
- «Логика и счет»;
- «Организация семейных прогулок»;
- «Организация спортивного уголка дома»;
- «О детском травматизме»;
- «Творческие игры»;
- «Как правильно чистить зубы»;
- «Все о детском питании»;
- «Влияние сказок на психическое развитие ребенка»;
- «Искусство наказывать и прощать».
Консультации, рекомендации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статей, фактическое занятие).
Темы консультаций:
- Как смягчить протекание адаптации ребенка в детском саду;
- Значение режима в воспитании детей.
- Родителям о правилах дорожного движения.
- «Осень».
- Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники.
- «Мой город».
- «Неболей-ка».
- Спортивные игры и развлечения детей дошкольного возраста.
- Воспитание самостоятельности.
- Прогулки, их значение для укрепления здоровья и умственного развития детей.
- Знаете ли вы своего ребенка?
- Профилактика гриппа.
- «День матерей России».
- «Здоровый образ жизни семьи».
- Береги свое здоровье.
- «Новый год. Как отмечать праздник в кругу семьи».
- «Пришла зима».
- «Зимние забавы».
- «Мы за здоровый образ жизни!».
- «День защитника Отечества».
- Повышение роли отца в семье.
- Говорящие игры.
- Воспитание у детей интереса и бережного отношения к книге. Детская библиотечка в семье.
- Как организовать труд детей дома.
- Частые простуды – признак аллергии.
- «Международный женский день 8 марта».
- «Народная культура и традиции».
- «Масленица».
- Домашний театр.
- Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка.
- «Весна».
- «Космос».
- Речевое развитие ребенка средствами устного народного творчества.
- «День Победы!».
- Шпаргалка для взрослых или правила поведения с агрессивными детьми.
- Профилактика кишечных инфекций.
- Летом босиком по траве.
- Индивидуальный подход к ребенку.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 3-4 месяца. На групповых родительских собраниях рассматриваются вопросы, касающиеся непосредственно группы.
Темы родительских собраний: «Знакомство с программой воспитания и обучения в детском саду. Возрастная характеристика детей старшего дошкольного возраста». Логопед в детском саду. «Осень золотая». Сохранение и укрепление здоровья детей. «Закаливание детей дошкольного возраста». Поведение на дороге. Памятка для родителей детей дошкольного возраста по воспитанию грамотного пешехода. «Роль семьи в речевом развитии ребенка». Развитие связной речи дошкольников 5-6 лет. Играйте с ребенком в кукольный театр. Чему мы научились за год. Итоги мониторинга. Профилактика кишечных заболеваний. Отдыхаем вместе с детьми. О правилах дорожного движения.
К каждому родительскому собранию нужно тщательно готовиться, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, на каждом собрании использую какую-нибудь «изюминку». Подбирая музыку, подготавливая памятки, буклеты, наглядную и полезную информацию. Стараться создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Каждое собрание начинается с дружеского приветствия, игры, чтобы помочь снять напряжение и установить доверительные, дружеские отношения между родителями и педагогом. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. К собраниям рекомендуется подготавливать выставку детских работ или фотостенд, где используются фотографии из жизни группы.
На собрании нужно использовать различные методы и приемы:
- «Острое блюдо». (Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.)
- Высказывания великих людей – в теме собрания. (На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.)
- Работа с памятками. (Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которой родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.)
- Инсценировка фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.
- Характеристика на детей «Ваши дети – наше мнение». (Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь – выдержать доброжелательный тон беседы.)
- Конкурс на лучшее название. (Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.)
- Окно – очень короткие новости. (Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.)
- Слово – эстафета. (Родители должны продолжать начатое ведущей предложение («Мой ребенок будет успешно учиться, если я…»). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.)
На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им говорятся благодарные слова или вручаются грамоты, или благодарности.
В конце каждого собрания – Подведение итогов. (Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.)
Оформление текстового и иллюстративного материала (стенды, папки-передвижки, специально оборудованные подставки, витрины).
Материал для стендов, папок - передвижек:
- «Осень»
- Режим дня, сетка занятий, визитная карточка группы
- Антропометрические данные.
- Задачи воспитания и обучения в средней группе.
- Психологическая характеристика детей 4-5 лет.
- Из чего растет малыш?
- Грипп у маленьких детей.
- Будь осторожен дома!
- Закаливание, уроки здоровья для детей 4-5 лет.
- Умелые руки (вырезаем, клеим, мастерим) «Открытка для папы».
- Что делать, если…
- «Зима»
- Рождество.
- Зимние забавы.
- Это надо знать родителям!
- В защиту иммунитета.
- Первая помощь при несчастных случаях.
- Домашняя игротека.
- Упражнения для рук.
- Как вести себя за столом?
- Поговорим о питании.
- Пальчиковая гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика.
- Будь внимателен, малыш!
- Осторожно - весенняя аллергия. Готовимся к весне.
- Чтобы глазки были ясными.
- Ветряная оспа.
- Наш добрый доктор Айболит.
- «Весна»
- К нам Масленица пришла!
- Народная игрушка.
- Учим детей наблюдать. Признаки весны.
- Советы родителям.
- Речевое развитие дошкольников.
- Будь внимателен! Правила ПДД.
- День Победы.
- Что должны дети знать к концу года.
- «Лето».
- Упражнения для дыхательной гимнастики.
- Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей.
- Семейные традиции.
- «Мы едем, едем, едем…» В отпуск всей семьей.
- «Человек без воспитания – тело без души!»
На стендах размещена ежедневная информация: «Чем мы сегодня занимались», где кратко рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы «Наши работы».
В разделе «Информационный» расположен примерный режим ребенка дома и в детском саду, меню на каждый день, объявления различного характера; здесь же отражается деятельность родительской общественности, родительского комитета.
В разделе «Советы и рекомендации» сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Содержание советов и рекомендаций соотносится с тем программным материалом, который в данный момент дается детям в группе.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
Родительские конференции – это собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Важно определить актуальную тему конференции: «Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка». К конференции обязательно готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольного учреждения, и т.п. Завершить конференцию можно совместным выступлением детей и родителей (концерт, инсценировка, чтение стихов, совместные игры и т.п.).
Акции. Позволяют найти у родителей и детей общие интересы или умения. Родители могут помочь воспитателям в группе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
В нашем детском саду стали традиционными акции «Подари птице дом», «Покормите птиц зимой», «Осенние мотивы», «Новогоднее украшение группы». Проводится подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году.
Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки. Молодые родители часто обращаются за советом к родителям более опытным, консультируются, перенимают опыт воспитания ребенка.
«Окно» – очень короткие новости. Посредством этой формы работы с семьями можно знакомить родителей с открытиями в области детской педагогики и психологии.
Деловая игра – эта форма работы с семьями позволяет представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры; выработать и закрепить навыки общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций.
Молодые родители, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Инновационные подходы в работе с разными категориями семей:
В своей работе можно использовать и инновационные формы работы с семьей.
Можно провести работу с малоимущими семьями: акции «Давайте поделимся», «Игрушки своими руками», «Поделись рецептом» и др.
Работа с многодетными семьями: можно организовать семейный клуб «Поделись опытом семейного воспитания», выпуск групповой газеты «Любимый ребенок», составление семейных проектов.
Работа с семьями, имеющими одаренных детей: в рамках проектной деятельности «Открытие ребенка»: дискуссии, мастер-класс, творческая мастерская, посещение семьями изостудий, музыкальных школ.
Работа с неполными семьями: Консультации «Как восполнить недостаток мужского общения», «Как провести выходной с ребенком», «Совместные праздники», «Чем занять ребенка»; акции с приглашением пап из полных семей с целью обеспечения детей мужским общением «Делаем горку», «Мастерская по ремонту игрушек», «Веселые старты»…
Работа с «молодыми семьями»: семинары-практикумы, всеобучи, круглые столы, заседание «семейной гостиной», консультации специалистов, составление памяток по различной тематике, составление семейных проектов. Были проведены семинары-практикумы «Играйте вместе с детьми», «Положи твое сердце у чтения», «С пальчиками играем – речь развиваем», «Артикуляционная гимнастика». Круглый стол «Можно ли обойтись без наказаний». Консультации специалистов «Наш добрый доктор Айболит», «В защиту иммунитета», «Пальчиковая гимнастика» и т.д. родителям были предложены памятки по ПДД, «Десять заповедей для родителей», «Как провести с ребенком летний отдых» и т.д.
В нашем саду педагогами были проведены следующие мероприятия:
- развлечения «День Нептуна», «Путешествие в праздничное лето», «День космонавтики», «Масленица» и др.;
- развлечение-спектакль по сказке Г.Х. Андерсен «Снежная Королева»;
- КВН «День птиц»;
- физкультурный досуг «Снегурочка в гости пришла»;
- инсценировка сказок «Теремок», «Репка»;
- спортивный досуг «Будем в армии служить»;
- экологическая акция «Покормите птиц зимой»;
- празднование дней рождений «Именинники»;
- совместные проекты «Зимующие птицы», «Масленица», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Сороки», «Красная горка», «Насекомые» и др;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями («Новогодние поделки», «Дары осени»).
Совместные мероприятия с родителями:
- Выставка поделок из природного и бросового материала «Дары осени».
- Выставка «Осенние мотивы».
- Праздник «День матери»
- Акция добрых дел «Кормушки для птиц».
- Новогодний праздник.
- Праздник мам.
- Акция добрых дел «Подари птице дом (скворечник)».
Воспитанники нашего детского сада приняли участие в районных мероприятиях:
- Районный конкурс, детский фестиваль «Старая, старая, сказка» проходил в апреле 2016 г. Грищенко Пелагея, победитель. Диплом за 3 место в номинации «Рисунок»;
- Районный конкурс вокального и танцевального мастерства «Цветик-семицветик» проходил в апреле 2016 г. Анохина Валерия, победитель. Грамота за 2 место в номинации «Художественное чтение»;
- Районный конкурс вокального и танцевального мастерства «Цветик-семицветик» проходил в апреле 2016 г. Зотова Вероника, победитель. Грамота за 1 место в номинации «Вокальное мастерство».
Конспекты НОД, сценарии развлечений, досугов, консультации для родителей, фотоальбомы совместной деятельности с детьми хранятся в методическом кабинете нашего детского сада.
Достижения нашего детского сада:
- удовлетворенность родителей качеством предоставленных образовательных услуг воспитателями групп;
- наличие позитивных отзывов родителей о деятельности групп;
- установление доверительных отношений;
- расширение инновационных форм работы с родителями;
- вовлечение в совместную творческую деятельность;
- совместные познавательные мероприятия;
- различные акции;
- участие в различных районных и внутри садиковых мероприятиях.
Организуя вышеперечисленные мероприятия, мы стремимся обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: родители стали активными участниками всех дел в саду, в группах, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания.
Таким образом, проведенная работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения.
Мы не останавливаюсь на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
- повышению качества образования;
- повышение квалификации воспитателей;
- применение педагогического опыта и его систематизация;
- использование компьютерных технологий;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- повышение качества обучения и воспитания.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Данный проект интересен тем, что тематика может варьироваться и в проекте могут принимать участие различные специалисты ДОУ (педагоги, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, социум (работники библиотеки, центров искусств и др.) а также родители и дети.
Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». – М.: Творческий Центр. 2011 г.
2. Микляева Н.В. «Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия».- М.: Творческий Центр. 2010 г.
3. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. (Дошкольное воспитание и развитие)
6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
7. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989.
8. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
9. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
10. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
11. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
12. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
13. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....
Проект "Вместе весело шагать" по взаимодействию с семьей в ДОУ
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». (В.А.Сухомлинский) Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализа...
«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре совместно с родителями в средней возрастной группе....
Программа по работе с семьей " Вместе весело шагать"
. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В дошкольном детстве родители оказывают...
Сценарий спортивного развлечения «Вместе весело шагать, вместе весело играть»
Формировать у детей основы здорового образа жизни, приобщение к спорту, совершенствовать двигательные умения и навыки, содействовать укреплению здоровья....
Родительский клуб «Вместе весело шагать» Тема: "Активный движения в жизни семьи и ребенка"
В нашем клубе вы можете познакомиться с разными видами двигательной активности детей, которые вы можете использовать самостоятельно. Сегодня мы поможем вам объяснить их на простом и понятном язы...
Программа дополнительного образования по взаимодействию с семьей « Вместе весело шагать» в старшей группе (5-6 лет) на 2020-2021 учебный год
Программа дополнительного образования по взаимодействию с семьей « Вместе весело шагать» в старшей группе (5-6 лет) на 2020-2021 учебный год...