Памятка для воспитателей и родителей "Беседы с детьми по произведениям художественной литературы"
материал на тему

Березина Дарья Борисовна

Материал для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_s_detmi.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение комбинированного вида

детский сад № 5 «Солнышко»

Памятка для воспитателей и родителей:

«Беседы по произведениям художественной литературы»

Подготовила и провела:

Воспитатель Березина Дарья Борисовна

Малоярославец, 2015

Главное  условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. Перед чтением создаю положительную эмоциональную атмосферу. Начинаю работу с артистичного, выразительного чтения книги. Текст читаю не очень быстро, с эмоциональными акцентами, побуждаю детей чувствовать глубину содержания художественного произведения.

Читаю детям «Сказку о невоспитанном мышонке» С. Прокофьевой. После выразительного чтения обсуждаю с детьми  следующее:

  • Захотелось ли тебе улыбнуться после чтения сказки? Почему?
  • Что тебе показалось весёлым?
  • Может ли то, что случилось с невоспитанным Мышонком, произойти с тобой? А если бы вдруг все на тебя рассердились и не захотели с тобой дружить, чтобы ты стал делать?

Стараюсь показать дошкольникам, что правильное дело (а именно так стал поступать Мышонок, который всем начал желать «доброго утра» и «спокойной ночи») всегда сопряжено с чувством радости, удовлетворения. Чем больше искренних поступков ребёнок совершает по отношению к другим, тем больше положительных эмоций он испытывает. А ведь так важно с раннего возраста как можно чаще испытывать чувство удовлетворения от совершения добрых дел!

После прочтения рассказа М. Пришвина «Последние грибы», обсуждаем с детьми:

  • О каком времени года идёт речь в тексте? Как ты об этом догадался?
  • Как ты думаешь, какие чувства испытал автор, когда нашёл под рыжими листьями рыжики, подосиновики, подберёзовики?
  • Какими словами можно назвать эмоциональное состояние автора? А тебе бывает грустно осенью? Почему?

Обращаю внимание на то, что если сегодня что-то приятное заканчивается, то в будущем такое состояние души обязательно повторится, просто надо уметь ждать.

Помимо позитивных эмоций, ребёнок испытывает и иные по своей природе эмоции и чувства. Например, чувство обиды. Именно обида на других ребят, на близких, иногда толкает детей на необдуманные, немотивированные, жестокие поступки.

После знакомства с рассказом  А. Соколовского «Тимошкин нос» размышляем вместе:

  • Кто виноват в том, что Тимошка ушиб нос?
  • Что показалось мальчику особенно обидным?
  • Прав ли был Тимошка, что обиделся на всех ребят?
  • Как Тимошка избавился от чувства обиды?

После обсуждения прошу детей рассказать о случаях из их жизни, когда им было особенно обидно, смогли ли они побороть это чувство и если да, то как. Важно, чтобы дети видели, что часто в их обиде виноваты они сами, а не окружающие. Учу детей понимать не только то, на что он обиделся, но и как пережить такое состояние, как избавиться от чувства обиды.

Не секрет, что современные дети избалованы: многие их желания, во избежание ссор и капризов, беспрекословно удовлетворяются взрослыми, поэтому часто ребёнок считает себя центром, вокруг которого всё происходит, отсюда излишнее хвастовство. Как помочь ребёнку научиться объективно оценивать себя? Как не хвастаться перед друзьями и взрослыми тем, что в действительности не является достижением самого ребёнка?

Разобраться в этом помогает сказка К. Ушинского «Спор деревьев». После знакомства со сказкой и обсуждения прочитанного, смотрим на хвастунов со стороны, оцениваем их эмоциональное состояние.

Многие дошкольники подвержены чувству страха. Избавиться от подобного чувства  помогает книга, которая не только может объяснить многие чувства, но и нейтрализовать их негативные последствия. Читая детям сказку К. Паустовского «Стальное колечко» размышляем  с детьми о том, как вера человека в доброе дело помогает избавиться от чувства страха.

По мере чтения и обсуждения наблюдаю, как дети сопереживают героям художественных произведений (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех), индивидуально беседую с теми детьми, которые не смогли разобраться в содержании произведения. Тщательно продумываю вопросы, которые стимулируют эмоциональное отношение ребенка к героям.

Работая над произведением С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», спрашиваю детей, что их больше всего взволновало, почему герой так быстро ушел, почему его разыскивали пожарные, милиция и фотографы, не упускаю главного: подвиг свой он совершил не ради награды, а чтобы помочь людям.

Обсуждая сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», побуждаю детей к диалогу, учу выражать свои эмоциональные переживания  в речи.

Правильно организованные беседы помогают развивать эмоциональную сферу дошкольников, усваивать этические представления о культуре поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Произведения художественной литературы для ребёнка 3–4 лет»

Памятка для родителей о том, как и что читать детям 3-4 лет....

Организация восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению восприн...

статья "Восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы"

Мир, в котором мы живем, с каждым днем становится все более противоречивым и сложным. Сложившаяся ситуация выдвигает перед нами, педагогами и родителями, проблему  изучения  верного духовног...

Произведения художественной литературы природоведческого содержания как средство экологического воспитания дошкольников Воспитатель: Донецкова О.А.

Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII века  журнал Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явления...

Памятка для родителей Произведения художественной литературы для чтения старшим дошкольникам (лексическая тема недели «Весна»).

Памятка для родителей Произведения художественной литературы для чтения старшим дошкольникам  (лексическая тема недели «Весна»)....

Мастер-класс для воспитателей на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Мастер-класс для воспитателей на тему«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»Цель: дать представление о роле художественной литературы в ...