Произведения художественной литературы природоведческого содержания как средство экологического воспитания дошкольников Воспитатель: Донецкова О.А.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII века журнал Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях, и даже стихи, где описывались чувства, которые возникали у лирического героя от созерцания природы (Н.Карамзин «Весенняя песнь меланхолика»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_literatura_v_eklogii.pptx | 215.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета… Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности…» В. Бианки
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII века журнал Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях, и даже стихи, где описывались чувства, которые возникали у лирического героя от созерцания природы ( Н.Карамзин «Весенняя песнь меланхолика»).
Если проанализировать детскую литературу вообще, то вряд ли найдется автор, у которого нет произведения, где затрагивается тема природы. Значительную часть своего творчества посвятили природе многие поэты и писатели: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Майков, В.Бианки, М.Пришвин, К.Паустовский, Б.Житков и многие другие. И одной из особенностей детской литературы является то, что природа отображается в ней различными художественными средствами. «Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной». Художественная литература считается одним из видов искусства, именно поэтому она позволяет воздействовать не только на сознание ребенка, но и на его чувства.
З начение природоведческой литературы заключается в следующем. 1. Помогает обогащать знания детей: сообщение новых знаний, пополнение, уточнение и конкретизация уже имеющихся знаний. 2. Научит всматриваться в окружающий нас мир, поможет искать ответы на многие вопросы, будет развивать познавательный интерес к природе. 3. Помогает детям познать природу в ее многообразии. 4. Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах 5. Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности. Глубоко воздействует на чувства детей, содержит оценку происходящего, дети переживают события, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает развивать этические представления: бережное отношение и любовь к природе. 6. Учит и эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников. Художественная литература помогает взрослым знакомить дошкольников с миром природы, формировать у детей осознано правильное отношение к природе.
К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу.
Большое значение на формирующийся эстетический вкус ребенка оказывают иллюстрации в книгах. Отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны. При выборе книги и иллюстраций в ней, необходимо учитывать особенности ребенка, специфику его восприятия и задачи воздействия книги на ребенка. Иллюстрация в книге, где содержание передает текст, выполняет познавательную, воспитательную, эстетическую, дополняющую функции. Познавательная функция обеспечивается посредством отражения в иллюстрациях реалий окружающего мира, которые способствуют узнаваемости предметов и явлений. Воспитательная функция обеспечивается связью иллюстраций с воспитательной идеей, составляющей основу содержания книги. Иллюстрация подсказывает ребенку общую оценку ситуации независимо от того, как эта ситуация представлена в тексте книги.
В качестве основных можно назвать следующие требования к иллюстрациям книг для детей: иллюстрации должны быть связаны с замыслом писателя, должны помочь ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказать, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста; мера, степень полноты отражения содержания в иллюстрациях должна определяться функциями, которые они выполняют; учитываются такие факторы, как возраст читателя, вид издания (например, книжка-картинка или альбом преимущественно представлены изобразительным рядом), специфика содержания произведения литературы. Необходимо учитывать: достоверность изображений, их схожесть с реальными предметами и явлениями, узнаваемость; целостность иллюстративного ряда; эстетическую ценность иллюстраций.
При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что: сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными; связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени; произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия); оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.
В средней группе природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе и углублении их. Список произведений, с которыми в течение года знакомятся дети, может включать произведения разные по размеру и характеру подачи материала: короткие зарисовки, сказки, рассказы, а также произведения, которые читаются в течение всего года. Интересным в познавательном плане, является возможность включения в список произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях: В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме», «Хвосты», «Белкина сушильня», «Прячутся», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Сова», «Приключения муравьишки », «Чьи это ноги?» «Чей нос лучше?», «Зелёный пруд», «Мастера без топора», «Синичкин календарь». И. Акимушкин «Жил-был медведь», Г. Ладонщиков «Медведь проснулся», С. Воронин «Моя берёза», Е. Чарушин «Что за зверь? », М. Пришвин «Золотой луг», С. Михалков «Ёлочка».
Приведем еще примерный перечень природоведческой художественной литературы для чтения и рассказывания детям старшего возраста. Бианки.В . «Птичьи разговоры, «Что делали рыбы зимой?», «Кто где живет?», «Замечательные дома», «Кто из чего строил себе дом?», «Готовятся к зиме», «Лес зимой», «Весны приметы», «Как Муравьишка домой спешил», «Кто чем поет?», «Теремок», «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Лис и мышонок», «Чей нос лучше?», «Снежная книга». Воронин С. «Трусишка», «Полосатая спинка». Дмитриев Ю. «Кто без крыльев летает?», «Кто в лесу живет и что в лесу растет?», «Рассказы моей полянки». Павлова Н. «Мать - и - мачеха», «На козьей иве», «Ищи ягоды!», «Под кустом». Паустовский К. «Кот – ворюга», «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Квакша», «Золотой луг», «Заботливый цветок». Пришвин М. «Этажи леса», «Еж», «Недовольная лягушка», «Золотой луг», «Желтый и белый одуванчики», «Лесной доктор», «Ребята и утята», «Журка», «Дуб и Ель», «Гости».
Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др.), поэтому в ДОУ должны быть отдельные издания этих сказок с красочными иллюстрациями, чтобы у детей сложился устойчивый зрительный образ их персонажей. Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации — диапозитивы или игрушки, картину и т. д. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: помогает выполнять имитационные движения, использует разнообразные наглядные пособия. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных и т.д.
В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Например, в средней группе внимание воспитанников обращается на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята узнают много интересного о диких зверях. Игрушки, рассказы, сказки сделают для ребенка любимыми образы некоторых животных, помогут сформировать правильные представления об их внешнем виде. В старшем возрасте интересные и полезные знания о диких животных дети почерпнут из книг: Л.Толстого «Зайцы», «Как волк угощал своих детей»; М.Пришвина «Еж», «Белка», «Беличья память», «Медведь»; Е.Чарушина «Моя первая зоология» и др. Сказки, сочетая волшебные образы с реальными знаниями о диких животных, учат ребенка различать вымысел и реальную действительность. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели,— обращается воспитатель к ребятам после наблюдения за одуванчиками.— Послушайте, что однажды увидел писатель М.Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.
Литература Ельникова К. Роль литературы в ознакомлении детей с природой [Текст]/ К.Ельникова // Дошкольное воспитание - 2008. - № 6. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой . - М.: Просвещение,1992. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 2015. - 160 с. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2002. Николаева С.Н. Экологическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008. Танасийчук В.Н. Экология в картинках. - М.: Детская литература, 2017 .
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
Художественная литература используемая в работе по экологическому воспитанию детей.Консультация для воспитателей
Дошкольное детство- начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания- формирование начал экологической к...
Природоведческая литература как средство экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, воспитывается гуманное отношение к природ...
Доклад «Художественная литература природоведческого содержания»
Доклад «Художественная литература природоведческого содержания»В устной словесности долгое время существовали рассказы о животных, на смену им пришли сказки, многие из которых сразу прижились в детско...
Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности
laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...
Технологии освоения музыкальных произведений современных композиторов в содержании музыкального развития и воспитания дошкольников
Развитие музыкального восприятия дошкольников...