"Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений художественной литературы"
статья (старшая группа) на тему
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_detmi_proizvedeniy_hudozhestvennoy_literatury_7.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы.
Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольника речевых навыков, читательских умений и интересов как на предпосылку формирования грамотного читателя. В настоящее время чтение вытесняется просмотром телевизионных передач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. В школе у них часто возникают проблемы с написанием сочинений и анализом произведений.
Для эффективного восприятия детьми художественной литературы необходимо проводить анализ произведения, который включает:
- анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности);
- анализ структуры и содержания.
Алгоритм работы по ознакомлению с художественной литературой детей.
1. Подготовка к восприятию художественного призведения.
Чтобы вызвать интерес к содержанию, необходимо провести вводную беседу (не более 2-3 минут). Очень важно в самом начале привлечь внимание яркой картинкой, небольшим стихотворением, загадкой. Но иногда ребёнку достаточно сообщить название произведения, имя автора, тему.
2. Первичное чтение.
В процессе чтения не следует задавать вопросы. Если ребёнок недостаточно внимателен, чтец должен усилить эмоциональность исполнения.
3. Чувственный анализ текста.
Можно задать вопрос: «Понравился ли рассказ?» или « Кто из героев понравился?». Далее провести анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности).
4.Вторичное чтение.
Перед тем как прочитать произведение второй раз, следует задать ребёнку вопрос, например: «Почему рассказ называется именно так?».
5.Полный анализ художественного произведения.
Прежде всего, это анализ структуры и содержания. В этой части занятия можно провести беседу, а также использовать разнообразные приёмы, облегчающие восприятие художественного произведения.
6. Заключительная часть.
Это подведение итогов: необходимо ещё раз обратить внимание ребёнка на название произведения, его жанровые особенности.
Приёмы анализа текста.
Для полноценного восприятия текста и овладения читательскими умениями можно использовать следующие приёмы.
1.Словесное рисование.
Это описание картин, которые возникли в воображении при чтении литературного произведения. Создавая словесное описание, ребёнок конкретизирует, детализирует образы, придуманные писателем. По словесной картинке можно понять, насколько образ, описанный ребёнком, соответствует авторскому замыслу, и направить его воображение. Обязательно следует объяснить отличие словесного рисования от пересказа.
2.Графическое рисование.
Ребёнку предлагается сделать зарисовки по прочитанному произведению или раскрасить готовую иллюстрацию. Когда рисунок будет закончен, можно попросить ребёнка проанализировать, соответствует ли нарисованное содержанию текста. Этот приём даёт возможность выразить своё отношение к прочитанному, прочувствовать произведение.
3.Рассказ от лица героя.
Задача ребёнка – рассказать о происходящем в произведении от лица выбранного героя. Судит обо всём не автор, а герой рассказа – со своей точки зрения.
4.Стилистический анализ текста.
Размышляя над тем, почему писатель выбрал именно это слово, почему использовал поговорки и пословицы, ребёнок приходит к пониманию художественной идеи произведения.
Таким образом, использование данных приёмов в работе с художественной литературой позволяет сделать занятия для дошкольника разнообразными и интересными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему "Радуга-дуга"
НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Рисование на тему "Радуга-дуга"...
Проектная деятельность по экологическому образованию с учетом региональных особенностей с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
На протяжении многих лет работы по экологическому воспитанию в МБДОУ «Детский сад №1» уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного воз...
«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста фразеологических оборотов»
Проблема обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами тесно связана с приобщением дошкольников к национальному богатству родного языка. В современной методике рече...
ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ НОРМ
В статье раскрыто понятие нравственное воспитание и то,кто занимался этой проблемой. Раскрыты особенности и педагогические условия нравственного воспитания. Приведены данные о результатах констатирующ...
«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений».
«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений»....
ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧЕРТАНИЙ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА
Дошкольники в основном пишут печатными буквами, усваивая их начертания самостоятельно. Искажения детьми внешнего облика буквы — обычное явление. Носят ли эти искажения системный характер?На...
Рекомендации родителям чтение детям старшего дошкольного возраста художественной литературы нравственной направленности
Список художественной литературы нравственной направленности для детей старшего дошкольного возраста....