УСТАНОВКА НА УСПЕХ
статья на тему
Закон «Об образовании» № 273 от 2012 года, наряду с начальной, основной и старшей школой установил еще один новый уровень образования. По обязательным канонам Закона, предшкольное образование отныне стало именоваться самостоятельным и очень важным уровнем образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Страницу подготовила Наталья Никитина
фото автора
УСТАНОВКА НА УСПЕХ
Закон есть закон…
Закон «Об образовании» № 273 от 2012 года, наряду с начальной, основной и старшей школой установил еще один новый уровень образования. По обязательным канонам Закона, предшкольное образование отныне стало именоваться самостоятельным и очень важным уровнем образования.
Хотим мы этого или нет, но колоссальный объем знаний, накопленный предыдущими поколениями, который в последнее время увеличивается в несколько раз каждый год, сегодня не является первым элементом, определяющим успешность человека в современном мире.
Ведь кроме наличия знаний, у маленького человека, в перспективе заканчивающего школу должно быть сформировано умение быстро ориентироваться в существующем мире, работать с различными потоками информации, выстраивать коммуникативные взаимоотношения, быть социально адаптированным в обществе. То есть, уметь принимать оперативные решения, чтобы эти решения позволяли ему совершать действия, которые приведут к его личной успешности. И получается, что при этом не достаточно иметь только знания…
Федеральное законодательство, понимая, что Россия -это страна имеющая более 80 субъектов на своей территории, в каждом из которых могут осваиваться разного рода образовательные программы, приняло единственно правильное решение – добиваться универсальности в завершении дошкольного уровня образования. Пожалуй, это одна из главных причин принятия нового закона «Об образовании», с прописанными общими для всех образовательных организаций, федеральными стандартами. Так, на завершение каждого уровня образования ребенок должен обладать определенными умениями в области знаний (предметные), в области личного развития (личностные), в области межпредметных знаний, которые в законе именуются метопредметными.
Помимо требования к знаниям и умениям в федеральных стандартах прописаны и требования к условиям, в которых реализуется образовательный процесс. Достойные условия – гарантия успешности. И как гласит закон, успешность во многом определяет предметно-развивающая среда, созданная в образовательной организации, а именно кадры, материально-техническое обеспечение.
А как же требования к знаниям?
Так, если в школе результат образовательного процесса определяется усвоением образовательной программы и заканчивается независимой аттестацией (основной государственный экзамен) в 9 классе, в 11 классе – результаты ЭГЭ. А вот для дошкольного образования Закон твердо заявляет, что для дошколят не должно быть требований к результатам освоения программы. Эти результаты не являются контрольными. По ним нельзя оценивать деятельность педагога и деятельность образовательного учреждения, потому что каждый ребенок индивидуален. А индивидуальность каждого ребенка должна быть раскрыта в образовательной организации.
Так же из этого следует, что мониторинг может проводиться только с письменного разрешения родителей и только с целью дальнейшего развития, но никак в качестве контроля уровня развития ребенка.
Но бесспорно, изучение личности ребенка крайне необходимо для оказания дальнейшей помощи в индивидуальном развитии. И не секрет, что требования к освоению образовательных программ сегодня, будь то начальный уровень образования или основной, настолько высоки, что ребенок, имеющий проблемы в развитии и не получивший помощь в лице узких специалистов в свое время, становится не успешным.
Андрей Панов прокомментировал: «Сегодня мы фиксируем, по результатам сдачи выпускного экзамена в 9 классах, более 100 детей не справились с преодолением минимального порога знаний, в том числе по причине неполучения ими в свое время помощи узких специалистов».
В связи с этим, в Канске в рамках нового закона «Об образовании», хотя эта деятельность в городе разворачивалась за долго до нового закона, существуют адаптивные программы, в недавнем прошлом, именуемые коррекционными. Эти программы сегодня реализуются в образовательных организациях города и канское образование готово предоставить необходимую в этом отношении помощь детям и родителям.
УЧИТЬ ИЛИ НЕ УЧИТЬ?
У родителей все чаще возникает вопрос, должен ли дошкольник, поступающий в первый класс обладать узко предметными умениями, такими как, умение читать и писать? Что же об этом прописано в законодательстве?
ФГОС говорит нам о том, что ребенок должен проживать каждый период своего возраста полноценно. Предшкольный уровень образования должен позволить ребенку пройти раннюю игровую деятельность (игра является ведущим типом деятельности в этом возрастном периоде) без взваливания большого количества когнитивной информации на столько, чтобы его действия из неосознанных смогли преобразоваться в осознанные. Игровая деятельность будет продолжаться и в начальной школе, плавно занимая второстепенное значение по отношению к учебной деятельности. Это будет обеспечено неким безболезненным переходом в серьезное образовательное пространство.
В начальной школе приоритетным является готовность принимать задачи и алгоритм действий учителя, готовность слышать педагога, нежели простой набор умений: умение читать и писать. Конечно, они имеют место быть и во многом облегчают школьную жизнь ребенка, но не являются обязательным требованием для того, чтобы принять ребенка в первый класс. И даже в некой степени может лишить младшего школьника интереса к процессу получения знаний. А если к тому же родители не обладают специальным педагогическим образованием, то развитие этих навыков грозит большой опасностью.
Ведь именно педагог начальной школы грамотно и правильно учит ребенка держать ручку (моторика влияет на развитие интеллекта), произносить звуки и слоги.
В связи с высоким уровнем требований к современному школьнику усиливается желание родителей для детей дошкольного возраста нанимать репетиторов с целью максимальной подготовки к школьному этапу жизни. Это имеет место быть, но необходимо тонко чувствовать психологическую готовность ребенка к восприятию подобной информации, ведь в школе иная система проживания жизни, организованная учебная деятельность и классная форма обучения – это своего рода комплекс условий, форм воздействия, обеспечивающий необходимый результат. И психологически и физиологически малыш должен быть к этому готов. Это свидетельствует о том, что родитель в образовательном процессе ребенка является не сторонним наблюдателем, а активным его участником.
Любые установки, идущие из Федерального уровня, успешно будут реализовываться только тогда, когда будет осуществлена трех уровневая система взаимодействия, состоящая из руководителя образовательной организации, педагога, который непосредственно работает с детьми и реализует эту деятельность и родителя.
И если родитель не понимает, не осознает или не воспринимает требования стандарта совершенно бессмысленно говорить о реализации стандарта в дошкольном образовании.
Доля ответственности за успешное будущее ребенка делится в равной степени между образовательной организацией, педагогом и родителем. Она одинакова потому, что процесс образования не может ограничиваться только 12 часами пребывания ребенка в дошкольном учреждении и 12 часами нахождения его дома.
Если в образовательном учреждении говорят об одном, а дома совершенно о другом, остается только догадываться, что происходит в этот момент в голове у ребенка. Необходимо помнить, что успешность любого дела зависит от того, насколько педагоги, родители, а вместе с тем и дети понимают, принимают и начинают реализовывать эти идеи. Натаскивать или нет ребенка чтению и письму к школе личный выбор каждого родителя, однако необходимо помнить о том, что лишать ребенка детства, отнимая счастливые минутки беззаботной игры, мы не имеем права.
В ШКОЛУ ПО ПРОПИСКЕ!
Поступление в школу по прописке с 2013 года и в дошкольные образовательные учреждения с 2014 года – норма, прописанная Федеральным законом «Об образовании» № 273.
Федеральный уровень власти определил требования, гласящие, что за каждой образовательной организацией должна быть закреплена определенная территория. И первоочередное право на образование в этой образовательной организации имеют дети из семей, имеющих прописку на данном территориальном участке. Необходимо заметить, что все локальные акты муниципального уровня обязательно проходят согласование в прокуратуре и если бы местный муниципалитет не внес бы эту норму в свои муниципальные акты, то без сомнения Управление получило бы представление от прокурора, за неисполнение Федерального закона. Что недопустимо…
Конечно, как и любое нововведение, данная законодательная норма имеет свои плюсы и минусы.
С одной стороны, замечательно, что каждый ребенок имеет возможность получать образование в школе шаговой доступности. С другой же стороны, нередки случаи, когда родителей не устраивает школа, к которой территориально они прикреплены. Но законодатель предусмотрел компромиссное решение для подобных случаев. А именно, до 1 июля в каждом образовательном учреждении должна быть завершена запись детей со своего микроучастка, после этого времени в школах и детских садах разрешается запись детей на свободные места из других территорий города. В неком роде это является неплохим компромиссом, если, конечно, места в желаемую образовательную организацию все же останутся…
Закон есть Закон, но, несмотря на это, работники Управления образования стараются каждый год внести изменения в локальный акт муниципального уровня. Это делается с целью регулирования наполняемости школ.
Так, например, чтобы не допустить ежегодной перенагрузки в школе №21, в течение двух лет регулировались близлежащие участки, путем увеличения численности поступающих на обучения в школы №9, №22 и №8.
Ведь и в так называемых нестатусных школах дети могут получить достойное образование. Об этом, кстати, свидетельствуют предварительные результаты успеваемости.
С контрольными работами по русскому языку четвероклассники справились успешно. Школа № 15 имеет большую долю среднего балла, чем учащиеся других образовательных организаций, об этом свидетельствуют следующие данные: 89% детей данной школы справились с преодолением базового уровня. В школе №3 – 88%, в школе №9 – 79%, в школе № 8 – 79% учащихся. Это гораздо выше, чем средний уровень по муниципалитету и средний бал по региону, который составляет 77%.
Радуют итоги и по математике в этих же классах. В школе № 22 средний уровень базовых знаний подтвердили 82% учащихся. В школе № 8 – 82%, в школе № 7 – 79%, по муниципалитету средний бал составляет 78%. Андрей Панов рекомендует при окончательном выборе школы для своих чад собирать информацию даже не о школе, а скорее о педагоге, ведь важнейшую роль в начале образовательного пути играет компетентность и позиция первого учителя.
Если мы будем говорить об учащихся 9-11 классов, то нельзя не сказать, что в Канске есть образовательные организации, реализующие программу углубленного образования. Это гимназия №1, гимназия №4, лицей №1 и школа №3. Программа этих образовательных учреждений позволяет облегчить поступление выпускников в ВУЗы. И здесь законодатель разрешает на конкурсной основе принимать старшеклассников в школы не своего микрорайона.
Новый Федеральный закон «Об образовании» реализует новые федеральные стандарты на всех уровнях образования и предполагает непрерывное развитие и усовершенствование условий, необходимых для современного когнитивного процесса. Именно поэтому в течение этого учебного года осуществлялась работа над таким важным для муниципальной системы образования документом как «Стратегия развития образования в Канске с 2015 по 2020 год». Документ в некоторой степени является неким пониманием того, что, несмотря на имеющиеся достижения (Канск находится в первой тройке территорий края по итоговым работам), сделанного на сегодняшний день недостаточно для того, чтобы каждый выпускник канской школы был успешным, именно каждый из 9100 школьников и каждый из 4500 дошколят. Документ начал создаваться еще с июня 2014 года и по предварительным данным только к декабрю 2015 года он превратиться в окончательно оформленный документ, так как проводится тщательная работа с разными категориями участников образовательного процесса. В работе над стратегией развития образования мы не единственные, мы входим в перечень из 14 пилотных площадок на территории края, работающих под сопровождением Министерства образования и Краевого института повышения квалификации Красноярского края.
Андрей Панов сообщил: «Свою муниципальную стратегию мы построили на принципе – каждый уровень образования должен быть обеспечен такими условиями, которые позволили бы ребенку быть успешным!».
Подводя итоги прошедшего учебного года, Андрей Петрович подчеркнул, что учебный год система образования Канска заканчивает с не плохими результатами. А именно, предварительные результаты ЕГЭ выпускников 11 классов оказались лучше в сравнении с результатами прошлого года, и даже выше средне краевых. Так же нельзя не сказать, что в этом году четверо учащихся образовательных учреждений по итогам ЕГЭ-тестирования получили 100 баллов.
Участие в олимпиадах – направление интеллектуальной деятельности позволило достичь третьей позиции по краю.
Все это позволяет говорить о том, что системе образования есть потенциал, который необходимо развивать и дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ» (создание портфолио инструкторов по физической культуре)
laquo;ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ»(создание портфолио инструкторов по физической культуре) Содержание:1....
Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»
Образовательный проект «Дорожка успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, ...
Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"
Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"...
Консультация «Успех. Ситуация успеха»
Успех в любой деятельности, в том числе учении, – один из самых важных источников внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ситуация ...
«Консультация для родителей:«Формирование мотивации успеха у дошкольников» «Как создать мотивацию успеха у ребенка»
В процесс развития мотивации у дошкольников должны активно включаться и родители. Они являются для детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого....
Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.
Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.С психологиче...