Педагогический совет дошкольного учреждения в современных условиях
методическая разработка по теме

Солонова Светлана Викторовна

Данная статья содержит рекомендации по подготовке и проведентю педагогического совета "Современный воспитатель детского сада - профессия творческая" в МБДОУ детский сад "Мозаика" с.Кокино Брянской области. Также прилагаются практические материалы, которые можно использовать в ходе педсовета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет дошкольного учреждения

в современных условиях

Педагогический совет является одной из форм руководства дошкольным образовательным учреждением. Основная задача педсовета – повышение профессионального мастерства воспитателей и специалистов. Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического  Совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений. Эта проблема актуальна как для новичков, так и для опытных руководителей учреждений.  Как провести педсовет, который  поразил бы коллег оригинальностью темы, формы, методическим оснащением? Как превратить его в событие?

Современный педагогический совет – парад идей, проходящий в атмосфере сотрудничества и сотворчества. Однако, как любой парад, он требует кропотливой и серьёзной подготовки.

 Каждый раз, готовясь к встрече с педагогами  детского сада, я  стараюсь использовать такие  приёмы, которые позволили бы превратить встречу коллег в совет единомышленников для решения проблем воспитательно-образовательного процесса на современном этапе развития дошкольного образования. Опираясь на свой опыт, используя накопившейся творческий потенциал, я тщательно  разрабатываю  эффективную для каждой конкретной темы технологию подготовки и проведения педагогического Совета. Как правило, в течение учебного года традиционно провожу не  менее 4-5  педсоветов:

  • установочный педсовет, который проводится в начале учебного года;
  • тематические педсоветы, которые проводятся в соответствии с направлениями работы дошкольного учреждения и задачами годового плана или по возникающей проблеме;
  • итоговый педсовет, который проводится в конце учебного года.

К подготовке педсовета привлекаю творческую группу ДОУ. Педагоги обдумывают ход педсовета, предлагают варианты заданий для коллег по тематике педсовета, разрабатывают проект решения и определяют его форму проведения и т.д.

Педагогические советы детского сада «Мозаика» - это увлекательные и интересные мероприятия. И это не случайно, так как практически каждый очередной педсовет проходит творчески, в игровой форме. Использование педагогических кроссвордов, анализ высказываний детей, имитация конкретных ситуаций, блицопросы,  работа с памятками и перфокартами, решение педагогических задач и многие другие формы  работы  предоставляют возможность  высказать педагогам свою точку зрения, сомнения, делиться опытом работы, проявить активность.

Предложенная разработка плана проведения педагогического  можно принять за основу или взять на вооружение лишь отдельные идеи и приёмы

Педагогический совет

« Современный воспитатель детского сада - профессия творческая»

Задачи :

  • совершенствовать  педагогическое мастерство воспитателей и специалистов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
  • способствовать творческому использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности с детьми и родителями.

Форма проведения педсовета – диалог

Подготовительная работа:

  1. Консультация «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования»

                                                         Ответственный:  заведующий ДОУ

  1. Анкетирование педагогов «Самоанализ профессионального мастерства педагога ДОУ»

          Ответственный: старший воспитатель ДОУ.

  1. Оформление тематической выставки для педагогов ????? книга Емельяненковой. По технологиям

                                                Ответственный: руководитель творческой группы.

  1. Разработка вопросов для диалога «Выскажи  своё мнение

          Ответственный: старший воспитатель ДОУ

  1. Изучение основных документов по проблеме:
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н ) «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного. начального общего, основного, среднего общего образования ) (воспитатель, учитель);
  • Приказ Минобрнауки Росии от 17.10.2013 №1155  « ФГОС ДО».

         Ответственный: руководитель творческой группы

  1. Подготовка  и проведение открытых просмотров образовательной деятельности педагогов.

   Ответственный: старший воспитатель, творческая группа.

  1.  Интервью с детьми старшего дошкольного возраста.

         Ответственный: инструктор физической культуры.

План проведения педагогического совета:

1.Знакомство педагогического коллектива с задачами заседания педсовета. Вступительное слово заведующего детским садом Г.Н. Емельяненковой об актуальности данной проблемы.

2. Анализ рассказов «Воспитатели нашей группы» детей старшей группы «Сказка» и подготовительной  группы «Белочка». (старший воспитатель знакомит педагогов с материалами, педагоги  анализируют ответы детей на вопросы)

Ответственный: старший воспитатель

3. Диалог «Выскажи своё мнение  (экспрес- опрос педагогов)

Ответственный: старший воспитатель

4. Деловая игра «Хорошо или плохо быть воспитателем »

Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в подтверждение высказываний, характеризующих работу педагога.

Ход игры: педагоги высказываются о своей работе, приводя доводы её значимости (положительная оценка) и профессиональных трудностях (отрицательная оценка).

Например: «Воспитателем быть хорошо потому, что это интересная, динамичная работа. Воспитателем быть плохо, так как эта работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу и т.д.»

Ответственный председатель совета педагогов

5. Результаты анкетирования «Самоанализ профессионального мастерства педагогов ДОУ.

 выступление старшего воспитателя

6. Самоанализ и анализ открытых просмотров  образовательной деятельности с детьми  в процессе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах.

 выступления педагоги ДОУ

7. Итоги тематического контроля « Анализ  профессиональных компетенций педагогов в процессе организации НОД» ( информация  старшего воспитателя)

8. Обобщение опыта работы:

  • воспитателя Янченко М.П. «Развитие связанной речи у детей дошкольного возраста посредством моделирования сказки»
  • музыкального руководителя Пчелинцевой М.Б. «Музыкальный фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников»

выступления педагогов

9. Подведение итогов педсовета. Разработка проекта решения педагогического и его принятие.

выступление председателя  совета педагогов

10. Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете:

  • этот педсовет принёс мне пользу;
  • получила удовлетворение от такого рода деятельности;
  • педсовет помог задуматься над поставленными вопросами;
  • сумела  посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести с деятельностью коллег.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЗАВЕДУЩЕГО ДОУ

«Умение воспитывать – это всё таки искусство, такое же, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое внимание уделяется профессиональной компетенции педагогов, работающих в системе дошкольного образования.

 Во многом это связано с возросшими потребностями общества, модернизацией системы дошкольного образовании.

Изменение целевых ориентиров к профессиональному уровню педагога детского сада законодательно закреплено в действующих нормативно-правовых документах:

  • Федеральном Законе от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 №1115 «Об утверждении ФГОС ДО»;
  • Профессиональном стандарте педагога, утверждённом приказом Минтруда России от 18. 10. 2013 №544н.

Согласно п. 3.2.5 ФГОС ДО  педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфики  дошкольного возраста, которые предполагают:

  • обеспечение эмоционального благополучия с каждым ребёнком через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям;
  • поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь, поддержку инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т.ч. принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослыми и с более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности через6 создание условий дл я овладения культурными средствами деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры времени и пространства; оценку индивидуального развития;
  •  взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.  в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Не секрет, что педагог дошкольного образования – специалист, который может без преувеличения всё: « И швец, и жнец, и на дуде игрец». Именно в этом заключается главная особенность нашей профессии. В настоящее время в педагогической профессиографии насчитывается свыше 100 профессионально важных и личностно - значимых качеств педагога. Перечислю лишь некоторые из них. Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ, методических разработок, эрудированный человек. Это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей.

 Главным качеством современного воспитателя является способность любить детей. Всё начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребёнка. Всё начинается с любви! 

Современный воспитатель - чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Соответствовать этим качествам – титанический труд.

Проблеме профессионального становления  педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалющиной.

Профессиональная педагогическая деятельность педагога ДОУ, по мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлиха, имеет характерные особенности:

  • не допускается скидок на недостаточную квалификацию;
  • высокие и жёсткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;
  • педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отстрочить его, чтобы, например, получить консультацию;
  • имеет место высокая цена ошибок и значительный период  проявления окончательных результатов педагогической деятельности.

Процесс модернизации дошкольного образования невозможен без глубинных изменений профессиональной деятельности и начинающего педагога, и педагога с большим стажем работы.  Современный воспитатель должен  выполнять определённые трудовые действия, обладать необходимыми умениями и знаниями для  осуществления эффективной образовательной деятельности.

Таким образом, учитывая достаточно высокие требования ко многим сторонам личности педагога и результаты наблюдений за профессиональной деятельностью педагогов нашего детского в условиях реализации ФГОС ДО, заявленная тема педагогического совета является актуальной и требует пристального внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.

Далее озвучиваются цели и задачи педагогического совета.

Приложение 2

 ДИАЛОГ «ВЫСКАЖИ СВОЁ МНЕНИЕ»

Цель: выявить творческий потенциал педагогов детского сада.

Задача: дать возможность объективно оценить свои профессиональные компетенции.

Ход диалога: старший воспитатель предлагает педагогам принять участие в обсуждении вопросов

1.Нравится вам ваша работа? (очень нравится;  нравится; работа мне безразлична; пожалуй, не нравится)

2. .Хотели бы  Вы перейти на другую работу? Почему?

3. Какие условия Вам необходимы для  творческой работы в ДОУ?

4. Какие  педагогические технологии Вы  чаще всего  используете в практике работы?

5. Чем  Вам нравится заниматься с детьми?

6. Думаете ли Вы о своих профессиональных проблемах даже в свободное время? ( очень часто, часто, иногда, редко, никогда?

7. Сколько времени Вы уделяете подготовки  к  рабочему дню?

8. Какое из нижеперечисленных качеств и черт наиболее Вам подходит: общительная, впечатлительная, приветливая, работящая, сдержанная, старательная, инициативная, . энергичная, требовательная, добрая.

 Приложение 3

АНКЕТА

«САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА ДОУ»

№ п/п

Вопросы к самооценке профессиональных компетенций

владею

не владею

1

Обеспечение эмоционального благополучия, через:

- непосредственное общение с ребёнком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

2

Поддержка индивидуальности и инициативы детей, через:

- создание условий для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей;

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

3

Установление правил взаимодействия между детьми в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми независимо от социального слоя, религии и здоровья;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

- развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.

4

Построение вариативного развивающего образования с учётом уровня развития ребёнка, через:

- организацию различных видов деятельности;

- поддержку спонтанной игры детей;

- оценку индивидуального развития детей.

5

Взаимодействие с родителями' по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Воспитатель:

Приложение 4

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АППЛИКАЦИИ «ВАЗА С ЦВЕТАМИ» С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»

                                                                              Воспитатель: Сазонова С.П.

                                                                              Дата проведения 25.11.2015.

Программное содержание:

Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать  приятный сюрприз -

побуждать к созданию подарка для неё своими руками. Упражнять в умении вырезать предмет по контуру из бумаги сложенной вдвое. Аккуратно пользоваться ножницами, клеем. Развивать пространственное и логическое мышление, творчество, композиционные умения.

Материал: Иллюстрации с разными видами ваз; цветная бумага; шаблоны, простые карандаши, ножницы, готовые цветы в технике оригами, выполненные детьми ранее; лей ПВА, кисточки, салфетки, белые листы (А-4); аудиозапись инструментальной музыки («Мама для мамонтёнка», «Про маму»).

Ход НОД.

1.Орг. момент. (Звучит музыка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»)

-Ребята, какой праздник у нас будет в ближайший выходной? (День матери)

2.Вступительная беседа.

Воспитатель:

-Правильно, ребята. Каждое последнее воскресенье ноября в России отмечают День матери, вспоминают заслуги и бескорыстный труд матери для блага своего ребёнка.

И мы с вами тоже начали готовить поздравления для дорогих мам. Давайте об этом расскажем:

Дети читают стихотворение « Каждый по-своему маму поздравит»

Каждый по-своему                                                Кто-то сготовит
Маму поздравит,                                                Для мамы обед,
Каждый таланты                                                Кто-то возьмёт
Как может проявит.                                                Ей в театр билет.

Кто-то станцует,                                                Я напишу
А кто-то споёт.                                                Для мамули стишок.        
Кто-то порядок                                                Изображу,
И блеск наведёт.                                                Как поёт петушок.

Кто-то роскошный                                                Каждый по-своему

Ей купит цветок,                                                Маму поздравит,
Кто-то красивый                                                Каждый таланты
Проростит росток.                                                Поярче проявит.

Я нарисую
Для мамы портрет.

Ну и, конечно,

 Красивый букет.

Воспитатель:

-Молодцы! А как ещё мы можем порадовать своих мам? (Сделать подарок своими руками)

-Давайте сделаем в подарок аппликацию «Вазу с цветами».

 Цветы из бумаги мы уже делали, и у вас они получились очень красивые. Кто скажет, как мы их делали? (Складывали из квадратов бумаги разного цвета)

-А сегодня нам нужно научиться вырезать вазу и затем составить красивую композицию.

3. Рассматривание иллюстраций с разными видами ваз.

- Ребята, а какие бывают вазы? Из  какого материала их чаще всего изготавливают? (Из стекла, из керамики, глины) А вы знаете, как называется профессия человека, который делает вазы  из стекла? (Стеклодув).

- Ну а мы сегодня сделаем вазу из бумаги. Проходите в нашу творческую мастерскую и занимайте свои места.

4.Показ поэтапного выполнения работы.

     На столе у вас лежат заготовки для аппликации: цветы, сделанные вами, шаблон  и квадрат, из которого будем вырезать вазу.

     Чтобы вырезать вазу, я беру квадратный лист цветной бумаги, складываю его пополам, цветной стороной внутрь,  линия сгиба находится от меня с левой стороны, проведу пальцем сверху вниз, чтобы выделить линию сгиба. Затем прикладываю шаблон прямой стороной к линии сгиба, придерживаю его рукой и обвожу карандашом фигурную сторону. После чего, не раскрывая лист, снизу вверх вырезаю по контуру -  так как будто рисую половинку вазы.

Вот моя ваза готова, можно будет приступать к выполнению композиции.

5.Физкультминутка.

Ладони соединены в  форме   тюльпана,  пальцы  медленно  раскрываются,

затем  производятся  плавные  покачивания  кистями   рук,   затем   медленно закрываются, приобретая  форму  цветка,  производятся  покачивания  головкой

цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

6. Правила техники безопасности работы с ножницами.

    Прежде чем приступить к работе повторим волшебные правила работы с ножницами:

1. Не держи ножницы концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

3. При работе следи за пальцами левой руки.

4. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свалились.

5. Передавай ножницы в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

6. Не режь ножницами на ходу.


7. Самостоятельная работа детей.

(Во время работы звучит лиричная инструментальная музыка «Для мамы»)

Воспитатель контролирует работу детей, дополнительно показывает, помогает справиться с заданием, поощряет достижения, активизирует самостоятельность каждого ребёнка.

8. Выставка работ.

Воспитатель предлагает разместить все работы на доске.

9. Рефлексия.

- Мы сегодня проделали большую и интересную работу. Что мы сделали? (Подарки мамам) Как вы думаете, вашим мамам понравятся такие подарки? А какие работы вам понравились больше всего? Почему?

- Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием. Спасибо вам за хорошие работы.

А завершить наше творческое занятие я хочу стихотворением:

Есть в нашем мире слово вечное,
Короткое, но самое сердечное.
Оно прекрасное и доброе,
Оно простое и удобное,
Оно душевное, любимое,
Ни с чем на свете не сравнимое:
МА - МА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в современных условиях"

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе ДОУ и каждого педагога. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитани ребенка могут быть реализованы лишь ...

Мастер - класс на тему «Управление дошкольным учреждением в современных условиях»

Представлен материал для руководителей и заместителей заведующих дошкольных образовательных учреждений в рамках проведения городского мастер-класса...

Педагогический совет № 2 по теме: «Современные подходы организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Педагогический совет № 2по теме: «Современные подходы организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»...