"Свойства воды". Технологическая карта организации НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Голдырева Татьяна Николаевна

Для детей 6-го года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_svoystva_vody_starshaya_gr.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

Тема: «Свойства воды»

Возрастная группа: дети 6-го года жизни  (старшая группа)

Форма НОД:   познавательно – исследовательская, коммуникативная, экспериментирование, игровая  

Форма организации: групповая.

Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Цель: Создать условия для знакомства  со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

  • актуализировать  и систематизировать знания детей о распространении  воды, ее свойствах и значении для человека;
  • формировать  представления детей о свойствах воды  и методах ее исследования;
  • установить взаимосвязь воды и  объектов живой природы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к природе родного края;
  • воспитывать  бережное отношение к воде как  к природному ресурсу;
  • воспитывать желание прийти на помощь,  любознательность,  аккуратность при выполнении работы.

Развивающие:

  • формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать память, мышление, речь, умение  обобщать результаты.
  • развивать способность решать адекватные возрасту задачи.

Средства: 

наглядные: картинки с изображением стояния воды, схемы, тучки, капельки, слайды «Три состояния воды» ;

музыкальные:  фоновая музыка, музыка воды;

информационные: методическое пособие «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова; «Мы живем на Урале» образовательная программа  с учетом специфики национальных,  социокультурных  и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. - Екатеринбург. ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Материалы и оборудование: для опытов стаканы, прозрачные стаканы на каждого ребенка,  пластмассовые ложечки,  чайник, блюдца с кусочками льда, салфетки.

Этапы совместной деятельности

Содержание  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация деятельности

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.

-Здравствуйте, ребята!  

-Мне сказали по секрету, что в детском саду №12 в старшей группе самые любознательные дети.

- Я, ученый  из Российской академии наук, со своим  помощником – лаборантом, прибыл познакомиться с вами.

 - Привез вам коробку с сюрпризом.

- Хотите узнать, что в этой коробке? Я  вам  подскажу.

Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

  • Дети

выражают различные эмоции,

  • выстраивают полный ответ, предложение.

Дети сидят на ковре кругом.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, любознательность.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы

Цель: актуализация знаний детей  о воде создание проблемной ситуации.  

- Что это?

Отгадайте загадку.

Она и туча, и туман.

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит

И стеклянной может быть    (вода).

Задает вопросы.

Выслушивает ответы детей.

Стимулирует детей к речевой активности.

 

Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении  в решение поставленных вопросов.

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают внимание.

 

Вступают в диалог. Предлагают варианты решения проблемы.

Выражают собственные суждения.

Вступают в речевое взаимодействие.

Эмоционально откликается на объекты природы.

Способен делать умозаключения  и выводы.                            

Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым

Решение проблемы 

 Цель: формирование представлений распространенности воды и ее значении.  

- Для чего нужна вода?  (ответы детей)

Послушаем звук воды.

(фонограмма)

- Вода что делает? (течет, бежит)

- Значит вода какая? (жидкая)

- Давайте убедимся в этом, посмотрите на экран (слайды «Три состояния воды»).

-  Посмотрите, ребята,  а какая еще  бывает вода?

 - Вода в природе встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном (в виде пара).

Помогает включиться детям в   обучающие ситуации, создает  ситуацию для  самостоятельной деятельности.

Выслушивает мнения детей.

Комментирует высказывания. Настраивает детей на исследовательскую деятельность

Принимают активное участие в  обсуждении.

   

Слушают внимательно

Сосредотачивают внимание на глобусе, высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы.

 

Способен делать простые обобщения.

Использует различные средства для получения информации.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы).

Работа в микрогруппах

Цель:  познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность.

- Я – ученый. А вы хотите тоже быть учеными?

- А ученые не верят словам и картинкам. Они ищут доказательства и проводят опыты.

Мы сегодня увидим три  состояния воды.

 -А вы знаете,  где работают ученные?

- Сейчас вас,  как маленьких ученных я приглашаю в лабораторию, где решаются разные задачи.

«Ученый» ведет детей в лабораторию и знакомит с «лаборантом»

Лаборант

Опыт №1  

- Здравствуйте, ребята! Это моя лаборатория.

- Мы занимаемся  исследованиями воды.

(переливает воду из стакана в стакан)

- Какая вода, если ее можно перелить?

Исследуем жидкую воду.

- Как вы думаете, вода имеет цвет?

- А как можно узнать, что она без цвета?

- Опустите в воду ложечку, вы видите ложечку через воду?

- Что можно сказать о воде, какая она?

-  Вода бесцветная, прозрачная.

Опыт №2

 - Узнаем, имеет ли вода вкус.

- Возьмите по стаканчику с водой,  и ложечкой попробуйте воду.

 - Что вы можете сказать? (у воды нет вкуса)

 - А сейчас добавьте в воду или соль, или сахар по желанию.

- Какой стала вода на вкус? (сладкая, соленая)

 - Таким образом, у воды нет своего вкуса.

Она приобретает вкус того продукта, который в нее кладут.

- Но, прежде чем проведем следующий опыт предлагаю поиграть.

П/и «Ходят капельки по кругу»

Опыт №3

Показать детям кусочки льда.

- Ребята, что это такое?

- Когда вода превращается в лед?

Зимой вода замерзает, превращается в снег, лед, а когда согреешь – опять превращается в воду.

- Посмотрите, я в своей лаборатории наморозила кусочки льда, возьмите в ладошку.

-Что с ним стало?

-Почему это произошло?

- А если снова вынести воду на холод, что будет?

- Значит, какой вода может быть?

Твердая – лед.

Опыт № 4 (наблюдение)

- Вы сегодня уже посмотрели опыты.

- Но не все опыты бывают безопасными, некоторые нужно проводить с осторожностью, под наблюдением взрослых.

- Посмотрите,  я лью горячую воду из чайника в кружку, что вы видите над кружкой?

- А сейчас я прикрою кружку блюдцем,  посмотрим, что же произойдет.

Что вы видите на блюдце? Оно запотело, и появились капельки.

- Проведите пальцем по блюдцу, Что это?

(вода)

- Значит, мы можем сделать вывод: Пар - это тоже вода, только очень сильно нагретая, и находится в форме пара, газа.

 - Мы сегодня многое узнали о воде.

И  все- таки, какая бывает вода?

Нацеливает на размышление, высказывание своей мысли.

 

Стимулирование детей к умозаключениям.

Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов.

Привлекает детей к игре

Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы.

Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

Эмоционально   вовлекает в слушание и в эксперимент.

Предлагает детям потрогать капельки пальчиком и убедиться, что это вода.

Проявляют заинтересованность,

вступают  в проблемный диалог.

Принимают активное участие в  деятельности.

Предлагают варианты решения проблемы

Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.

 

Проявляют изобретательность при решении проблемы.

Проявляют способность к критическому мышлению; делают самостоятельный выбор.

Активно играют, выполняют движения.

Учатся через познание окружающего мира, делают открытия.

Наблюдают, отмечают результаты наблюдений,  высказывают собственное мнение.

Уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Доводит  начатое дело до конца, работает в общем ритме.

Умеет наблюдать, экспериментировать.

Умеет делать логические выводы и сравнения.

Проявляет речевую активность.

 

Проявляет   интерес к различным видам детской деятельности (экспериментирование).

Может планировать свои действия в исследовательской деятельности для достижения цели.

Делает элементарные умозаключения и выводы.

Закрепление (самоопределение) Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; «Свойства воды».

Д/и «Какая бывает вода?»

Давайте поиграем.

- У меня есть схемы и картинки, которые нужно правильно расставить.

Ход игры: на доске схемы состояния воды. Картинки лежат на столе вниз изображением. Дети берут любую картинку, и помещают ее к нужной схеме, проговаривая состояние воды.

Создает ситуацию выбора, нацеливает детей на аналитическую деятельность, стимулирует к познавательной деятельности

Делают выбор, делятся впечатлениями от результатов деятельности.

Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения.

Открыт внешнему миру.    

Подчиняется правилам.

Проявляет любознательность.

Выполняет задание в соответствии с приобретенным опытом.  

Рефлексия

Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

- Что нового вы узнали?

  • - Что вам понравилось больше всего?

- Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным.

Показ глобуса.

Ребята, а как вы думаете, на земле много воды? (да, нет)

- Оказывается, воды на земле становится все меньше и меньше, поэтому ее нужно беречь.

- Скажите, как мы ее можем сберечь?

(закрывать кран, после мытья рук, когда чистим зубы, не включать сильный напор воды и т.д )

- А что нельзя делать, чтобы сохранить водоемы, реки чистыми?

(нельзя бросать мусор в реку, не мыть машины и велосипеды в них.  После пикника убирать мусор в пакеты и увозить с собой, что бы берега были чистыми и др.)

- Правильно.

- У меня на столе лежат капельки: белые и черные. Если вам понравилось работать в нашей лаборатории, то возьмите белую капельку и поместите ее на белое облачко, а если не понравилось, возьмите черную капельку и поместите ее на синее облачко.

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.

Обсуждение с детьми

Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями.

Рассказывают о своих чувствах;

 

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.

Выражают эмоции.

Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"...

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность «Весна, свойства воды». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

Цель: Создать условия для формирования  умения детей замечать изменения в природе, сравнивать погоду в зимнее и весеннее время.Задачи:- Организовать деятельность для формирования закрепления умен...

Технологическая карта образовательной деятельности №1 (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) "Свойства воды".

Технологическая карта образовательной деятельности №1(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности познавательно – исследовательская группа вторая м...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1 (технология системно - деятельностного подхода) группа средняя "Свойства воды"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1(технология системно - деятельностного подхода)Группа ___средняя_ Тема ОССвойства воды.Культурна практикаПознавательно-исследовательская деятельно...

Технологическая карта «Волшебные свойства воды» для первой младшей группы

Технологическая карта «Волшебные свойства воды» для первой младшей группы...

Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"...