"Сюжетно-ролевая игра, как важный фактор развития познавательной активности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) на тему
Статья о развитии инициативы и активности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филиал №3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Сюжетно – ролевая игра,
как важный фактор развития
познавательной активности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Январь 2016г
Подготовила Алексеева М.А.
Дошкольный возраст всегда считался возрастом игры. Невозможно представить себе развитие ребенка без этого вида деятельности. В условиях реализации ФГОС обучение детей должно производится в игре, т.к она является наиболее доступным способом переработки знаний, впечатлений полученных из окружающего мира.
Основным видом игровой деятельности дошкольника является сюжетно-ролевые игры
Здесь дети берут на себя трудовые функции взрослых людей и в игровых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними.
Значение игры равноценно, как для педагогического процесса, так и для самого ребенка.
Сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста, развитие его познавательных процессов: мышления, внимания, памяти.
Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки, правила поведения.
В игре развивается воля т.к. ребенок учится преодолевать трудности, возникающие в ходе построения игры.
При решении новых, постоянно усложняющихся задач у ребенка развивается умственная деятельность.
Фантазия поскольку дети сами придумывают сюжеты
Ведутся диалоги между играющими – значит, развивается речь.
Дети любят, использовать заместители предметов, самостоятельно придумывают костюмы – тем самым развивают своё воображение, творчество.
Через познание окружающего мира развивается наблюдательность.
Важно то, что в игре ребенок учится оценивать свои возможности, потому что от самооценки зависит отношение к успехам и неудачам.
В руководстве игровой деятельностью детей мы используем конкретных методы и приемы:
При решении задач первой группы использую в работе с детьми наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, беседы, рассказы, сопровождаемые демонстрационными материалами; индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений .
Важной задачей следующей группы является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Изучая характеры, склонности и привычки своих воспитанников, помогаю детям лучше узнать друг друга, обращаю их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи использую такой прием, как выразительность речи, мимики, жестов, придумывание интересных сказочных сюжетов при помощи картин – матриц. Для этого предлагаю начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы: например: Буратино и воспитатель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т.д. которые в дальнейшем дети переносят в
игровую ситуацию. Предлагаю придумать не сказки а «настоящие истории». Выбираю вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), опираюсь прежде всего на детские интересы, знания, которые они получили на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.
Для решения задач третьей группы пользуюсь иллюстрациями, схемами; даю тематические задания: Например, чтобы организовать сюжетно – ролевую игру «Капитан», нужно построить корабль. А для этого нужно узнать, какие бывают корабли, какой материал используется при строительстве, какую функцию выполняют, люди, каких профессий нужны на корабле. В этом случае дети стремятся познать новое, проявляют свои исследовательские качества, тем самым, повышают свою познавательную активность, а также проявляют свои конструкторские способности, фантазию, выдумку.
В игре с детьми использую два основных направления. Сама организую игру или присоединяюсь к уже играющим детям. Участвую с детьми в игре на равных и могу влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре помогаю придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о её сюжетном продолжении, создать проблемную ситуацию и т.д. Моя роль как педагога заключается в том, чтобы поддержать интерес к игре, развить инициативу. Если в игре нет продвижения, то стараюсь, разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Делаю всё, чтобы сосредоточить внимание играющих на дружеских отношениях, справедливых решениях и взаимной ответственности.
Но в любом случае придерживаюсь в своей работе с детьми основных принципов игры:
- детей вовлекаю в игру только по их желанию,
- дети имеют полную свободу «выхода» из игры.
- не «диктую», а предлагаю детям в игре ту или иную роль, событие, как равный партнер.
- поддерживаю детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
- поддерживаю спонтанные игры детей, способствую их обогащению, обеспечиваю их игровым временем и пространством
- контролирую постепенный переход игры, от простой к более сложной.
На примере сюжетно – ролевой игры «Театр» хочу показать последовательность построения игровых действий, где я предлагаю ситуацию, а дети придумывают сюжет, подбирают предметы – заместители, костюмы, определяют место для игры.
В группе вывешиваю театральную афишу. Обращаю на нее внимание детей. Из афиши мы узнаём дату, время и название спектакля. Выясняю, хотели бы дети посмотреть спектакль? Где мы его можем посмотреть?
Игровая ситуация «Касса».
Выясняю у детей, что нам нужно приобрести, чтобы попасть на просмотр спектакля? (театральные билеты). Поясняю, что если у нас не будет билета, нас не пустит на спектакль. Где, и у кого мы их купим? (в театральной кассе у билетёра). Кто хочет быть билетёром?
Игровая ситуация «Цветочный магазин».
Как можно отблагодарить артистов? (аплодисментами, цветами) Где мы возьмём цветы? (в цветочном магазине) Значит, нам нужен продавец цветов. Выбираем продавца.
Игровую ситуацию «Гардероб»
Знакомлю детей с выражением: Театр начинается с вешалки. Объясняю, что место, где снимают верхнюю одежду, называется гардероб, а человека, который работает в гардеробе – гардеробщик. Спрашиваю, кто хочет сегодня быть гардеробщиком?
Дальнейшее обыгрывание этой ситуации позволяет ввести в игру новые персонажи: контролер билетов, буфетчик, гример, костюмер ит.д.
Постепенное наращивание сюжета новыми ролями и событиями делает игру разнообразнее, сложнее, интереснее. Таким образом, все дети вовлечены в одно общее дело - игру, сюжет которой, непрерывно обогащается и развивается.
Иногда бывают такие моменты, когда игру необходимо приостановить на какое-то время. Подсказываю логическое завершение игры: самолет нуждается в ремонте, магазин закрылся на перерыв и т. п. Обязательно отмечаю, что детям было интересно играть потому, что парикмахер был приветливым, добрым к посетителям. А в конструкторской кипела работа, и возможно будущие инженеры изобрели, что - то новое, и т. п.
Исходя из ранее сказанного, делаю вывод, что сюжетно – ролевая игра имеет решающее значение в обеспечении личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком, создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку развить и реализовать свою инициативу, познавательную активность, сосредоточенность, целеустремленность и другие качества, необходимые в будущем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческой активности у застенчивых детей старшего дошкольного возраста
Как помочь детям преодолевать робость и застенчивасть через игру в кукольном театре....
Папка-передвижка для родителей. Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Представлена папка- передвижка с разработкой проблемных зад...
Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....
«Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс «Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»К педагогическому совету «Поликультурное...
Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс по созданию куклы...
«Развитие творческой активности интересов у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе детского сада».
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной с...
«Квест-игра как форма развития познавательной мотивации и интереса детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ»
Этот опыт можно использовать как недели здоровья. Высоких показателей в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста позволило добиться с помощью квест-игр тематического характера и отк...