«Квест-игра как форма развития познавательной мотивации и интереса детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ»
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_po_nedele_zdorovya.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Сылвенский детский сад «Рябинка»
Воспитатель Сопичева Мария Александровна
Из опыта работы «Квест-игра как форма развития познавательной мотивации и интереса детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ».
Актуальность.
Высоких показателей в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста позволило добиться с помощью квест-игр тематического характера и отказ от традиционных форм организации двигательной и познавательной активности
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) – вот какие задачи ставит ФГОС перед воспитателем при организацией двигательной деятельности детей дошкольного возраста (см. пункт 2.6. ФГОС ДО).
Здоровьесбережение всегда остается актуальным для современного общества. Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях ДОУ – приоритетное направление нашего дошкольного учреждения на протяжении многих лет. Реализация здоровьесберегающих технологий является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать состояние здоровья детей, индивидуальные особенности при выборе форм организации здоровьесбережения. В каждой группе педагогами используются традиционные формы: физкультминутки, динамические паузы, утренняя гимнастика, физкультурные занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, подвижные игры.
Для повышения интереса к ЗОЖ у детей дошкольного возраста, а так же предупреждения утомляемости , познавательной активности и улучшения психоэмоционального самочувствия была создана проблемная группа «Повышение эффективности и качества оздоровительной работы», руководителем которой стала я. В рамках проблемной группы были запланированы тематические квест-игры.
Тема квест-игры | Месяц проведения |
«Азбука безопасности» | Сентябрь |
«Мы закаляемся – здоровья набираемся» | Октябрь |
«Кто спортом занимается, тот силы набирается» | Ноябрь |
«Что делать, чтобы не болеть?» | Декабрь |
«Гигиена – залог здоровья» | Февраль |
«Я и дома, и в саду с физкультурою дружу» | Март |
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» | Май |
Проблемной группой был составлен план проведения мероприятий . В группах воспитателями проводилась подготовительная работа: беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, изготовление поделок и рисунков и т.д.
Каждая квест-игра была оформлена по теме - у входа вывешивались плакаты с приветствием . Для родителей и детей в фойе сада организованы тропы здоровья, которые включали в себя полосу препятствий, атрибуты для метания в цель, массажные дорожки, гимнастические скамейки для подлезания и ходьбы по ней и т.д. На лестничных пролётах была подготовлена наглядность по теме проведения мероприятия, которую дети приготовили в группах или совместно с родителями дома. После утреннего приёма детей в группе все дети приглашались в музыкальный зал на тематическую утреннюю гимнастику, которую проводил персонаж, например в день «Что делать, чтобы не болеть?» была Витаминка, а ещё приходила и Королева Здоровья, и Ангина с микробами. На прогулках продумывались подвижные игры разной активности, чтобы избежать перенапряжения.
Для старших дошкольников были проведены спортивные мероприятия, как в зале, так и на свежем воздухе. Тематический праздник «Мы болезней не боимся» позволил детям повторить способы профилактики простудных заболеваний, а на квесте «Закаляйся!» - дошкольники в активной форме усвоили основные способы закаливания.
Проведение данной формы организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста в дальнейшей работе проблемной группы вылилась в тематическую неделю здоровья «Малые зимние Олимпийские игры», которые проходили целую неделю. У входа в ДОУ были размещены разноцветные флаги, плакаты олимпийской тематики. Каждый день был посвящен определённому зимнему олимпийскому виду спорта.
День недели | Мероприятие |
Понедельник | Открытие Малых олимпийских игр. Кёрлинг |
Вторник | Фигурное катание |
Среда | Хоккей |
Четверг | Санный спорт |
Пятница | Лыжные гонки. Закрытие Малых Олимпийских игр |
Так же в рамках тематических квестов дети готовились и к спортивным мероприятиям посёлка Сылва: Новогоднему Сылвенскому марафону, который проходит ежегодно в декабре, и к легкоатлетической эстафете «Равнение на подвиги дедов», приуроченной к празднованию Дня Победы.
Данная форма работы по здоровьесбережению и формированию основ ЗОЖ, позволила создать условия для осознанного отношения к соблюдению культурно-гигиенических правил, улучшения и сохранения соматического здоровья воспитанников, овладения знаниями по профилактике простудных заболеваний, основ закаливания. Нужно отметить следующее: квест-игры позволяют детям самостоятельно находить необходимую информацию, действие, решение поставленной проблемы, что также положительно сказалось на познавательной активности старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий квест-игры по правилам дорожного движения «В поисках светофора» для детей старшего дошкольного возраста
Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, ...
Сценарий экологической квест-игры на участке группы «В поисках летних цветов» для детей старшего дошкольного возраста
Этим летом прогулки с детьми за пределы детского сада под запретом из-за ограничительных мер. Чтобы внести элемент новизны в детскую деятельность на прогулке, предложите воспитател...
Квест-игра по правилам дорожного движения "Происки старухи Шапокляк" для детей старшего дошкольного возраста.
Квест-игра по правилам дорожного движения "Происки старухи Шапокляк" для детей старшего дошкольного возраста....
Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....
Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности «Волшебный сундучок» для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций...
Презентация «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие современного общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация имеет и нега...
Выступление на ГМО «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»
Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения различных задач. Квест очень похож на игру по станциям, но имеет существенное различие, в первом случае реб...