Образовательно – игровая ситуация в разновозрастной группе "В гостях у Лакомки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
На протяжении всего НОД мы старались привить дошкольникам любовь к русскиму народныму празднику Масленица через различные виды деятельности, способствовали формированию у детей представлений о русской культуре; расширяли знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках; воспитывали любовь и уважение к народным традициям, прививали музыкально-эстетический вкус, культуру поведения на массовых мероприятиях, старались доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 695.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательно – игровая ситуация в разновозрастной группе
МКДОУ д/с общеразвивающего вида
№ 13 «Солнышко»
«В гостях у Лакомки»
Воспитатель: Носова Л.А.
Цель:
Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности
Задачи:
- Образовательные - прививать любовь к народному творчеству, способствовать формированию у детей представлений о русской культуре;
- Развивающие - расширять знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках;
- Воспитательные - воспитывать любовь и уважение к народным традициям, прививать музыкально-эстетический вкус, культуру поведения на массовых мероприятиях, доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.
Предварительная работа:
- За неделю до проведения досуга дети знакомятся с русским народным праздником Масленица. Они рассматривают картины, иллюстрации по теме, учат стихи и песни. Воспитатель предлагает разучить русские народные игры.
- Дети изготавливают Солнышко, применяя рисование ладошками.
- Воспитатель совместно с детьми изготавливает атрибуты для проведения досуга: атрибуты русской избы, рисуют картины, применяя нетрадиционные техники рисования и материалы.
- Работа с родителями: помощь в пошиве костюмов, изготовление буклетов с рецептами и фотографиями блинов.
- Оборудование: посуда для приготовления опары для блинов, краска, крупа для поделки из нетрадиционных материалов.
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько к нам сегодня гостей пришло – поздороваемся с ними!
-А теперь, скажите мне пожалуйста, почему вы пришли сюда в народных костюмах? (Какой праздник мы с вами отмечаем?)
-А как еще в народе называли Масленицу? (широкая, весёлая, сырная, честная, Барыня-Масленица, Масленица-кривошейка)
-А чем славится Масленица? (шутками, прибаутками, играми, катанием с гор, кулачными боями, катанием на лошадях, блинами)
-(Что является символом Масленицы?) На что блины похожи? С чем их сравнивают? Кто знает поговорки про блины? Поговорки:
• Блины брюхо не портят.
• Не все коту масленица, будет и Великий пост.
• Не житье-бытье, а Масленица.
• Масленица идет, блин да мед несет.
• Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
• Блин добр не один.
• Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.)- А кто мне может объяснить поговорку: • Не житье-бытье, а Масленица.
-Скажите, а что означает этот праздник? (проводы зимы и встречу весны)
-А вы знаете, что в некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Садитесь поудобнее, я вам расскажу про них: (сказка сопровождается показом сказочных героев Зимы и Весны)
Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо добрых глаз у нее были колючие льдинки. Губы покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее и слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу.И в конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну. Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица — плохо дело, как людям помочь. Осталась одна неделя, и тут Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам да говорить людям, чтобы они блины стряпали без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, круглые, румяные, словно солнышко. Куда блин падал, там и проталинка появлялась. Детишек Масленица заставила снежные горки строить да громче смеяться. Пусть Зима позлится! Мужикам подсказала атаковать снежную крепость Зимы. И обязательно всем есть каждый день блины, чтобы душа не смогла в ледышку превратиться, а иначе люди станут холодными, бездушными слугами Зимы.
Теперь люди знали, что Весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу, стали ее называть Широкой Масленицей. Вот и сказки конец, кто слушал, тот молодец.
-Понравилась вам сказка? Ребята, а как вы можете помочь Масленице, чтобы быстрее снег растаял и весна пришла?
(Дети поют закличку-физкультминутку)(Добиться от детей ответа, что зазывают закличками)
Д : «Солнышко, солнышко. Золотое ведрышко. Ты нам ярче свети, все снега растопи. Чтоб быстрей весна пришла и нам радость принесла»
- Ребята, а вы знаете чем отличается праздник Масленица от других праздников? (-А еще чем? Этот праздник длинный или короткий? А другие праздники сколько длятся? Сколько дней длится масленица? (Верно. Масленица длится целую неделю и каждый день имеет свое название)
-Как называется первый день? (Встреча) Что делали в этот день? ( С понедельника начинали печь блины. В этот день обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы. Пели песни). Мы с вами в понедельник выучили песню, давайте ее вспомним (Едет Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая, На саночках расписных, на кониках вороных)
-Найдите картинку, которая соответствует этому дню. Что она изображает?
-Как называется второй день? (Заигрыши)Чем славился этот день?(В этот день строили ледяные и снежные крепости. Катались на санках с гор. Ели блины. Закликали Масленицу) Вспомните заклички про Масленицу.
-Найдите картинку, которая соответствует этому дню. Что она означает?
-А какая картинка соответствует сегодняшнему дню? Что она обозначает? Как называется сегодняшний день? Что обозначает слово «лакомка»? А кого мы называем лакомкой? Как по другому можно назвать лакомку? Что в этот день происходит? (В этот день все ходят друг к другу в гости)
-Ребята, рассмотрите оставшиеся картинки и попробуйте самостоятельно их разместить на ширме в порядке следования масленичных дней, а потом рассказать младшим ребятам, почему вы так повесили и что каждая карточка обозначает.( дети вывешивают по порядку схематичные картинки масленичной недели и объясняют, почему)
-Итак, какой сегодня день? (Лакомка) А какой он по счету? (третий) А какой это день недели?(среда)Какой день следует за средой? (четверг). А какой был вчера? (вторник) А с какого дня началась Масленица? Давайте вспомним и назовем все масленичные дни.
-А пекут ли блины у вас дома родители? На чем? А вы любите блины? С чем? А на что похож блин? Почему?
- А хотите, я вам покажу, как раньше наши пра-,прабабушки пекли на масленицу блины?(Показ отрывка из мультфильма)
-Так где же пекли наши прабабушки блины? А кто может повторить прибаутку из мультфильма?
- А вы знаете, когда я была маленькая, я тоже очень любила блины и лучше чем моя бабушка никто их не пек. Когда я подросла, я записала этот рецепт с ее слов и сохранила до сегодняшнего дня. Давайте рассмотрим этот рецепт, что в него входит?: Мука – 5 столовых ложек, молоко – 2 стакана, сахар – 3 столовых ложки, соль – 1 чайная ложка, яйцо – 2 штуки, дрожжи – 1 пакет. (Дети просматривают и прочитывают рецепт)
-Хотите научиться замешивать опару по рецепту моей бабушки? –А кто может сказать, что такое опара? (ответы детей) «Опара» - это жидкая закваска для теста из дрожжей и небольшого количества муки. Что мы с вами решили сделать? (опару для блинов)
-Но скажите мне, что каждая хозяйка делает прежде всего перед готовкой? (моет руки и одевает фартук) Вот у нас салфетки есть, можно ими воспользоваться. (Дети готовятся). Ну а теперь вы должны самостоятельно распределить обязанности, кто, что будет закладывать в опару. Старшие ребята помогают ребятам помладше.(Дети самостоятельно замешивают тесто под присмотром воспитателя)
(Сегодня мы с вами делаем опару для пшеничных блинов. А вспомните, какие еще блины могут быть? Вот посмотрите, я приготовила продукты, из которых можно сделать блины: из гречи можно испечь ……, из пшена……, из гороха….., из кукурузы……)
(После того как дети замесили тесто)- Приведите себя и свое место в порядок…И давайте отдадим нашу опару Елене Витальевне, чтобы она напекла нам и нашим гостям блинов. Согласны?
-Ну. а мы тоже не можем вот так просто уйти , без блинов.
Пока пекутся наши блины мы с вами сделаем сувенирные блины для украшения нашей группы в память о Масленице. Они будут из Соленого теста. Вот оно. Если мы блинчики просто вырежем, они будут не интересные. Что можно сделать, что бы они нас радовали. Посмотрите вокруг, можно чем то воспользоваться? Подготовительные ребята возьмите в пару средних ребят и вместе можете приступить к работе. Сложите свои изделия на поднос.
-Итак, ребята, какой праздник мы с вами отмечаем? Как называется сегодняшний день? (Лакомка) Как вы думаете, мы с вами его правильно провели? Мы с вами пели песни, говорили заклички, солнышко зазывали, а самое главное – мы научились делать….(опару для блинов) и когда нам напекут, будем лакомиться.
-Скажите, а какой день будет завтра? (четверг) Как он называется? («Разгуляй») Правильно, и поэтому сейчас я вам предлагаю к нему подготовиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ВЕСЁЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКА»
Программное содержание:Продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 8, классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия с о...
Образовательная игровая ситуация «Айболит в гостях у ребят» по разделу « Социальный мир» для группы раннего возраста.
конспект занятия...
Конспект образовательно-игровой ситуации в старшей группе "В школе пешеходных наук"
Данный материал направлен на закрепление с детьми знаний о правилах дорожного движения, о безопасности детей на улицах и дорогах города....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «В поисках сказки»»
Конспект НОД по развитию речи "В поисках сказки" для детей разновозрастной старшей подготовительной к школе группе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по изобразительной деятельности на тему: «Казачья хата»
Ознакомить детей с жильём казаков.Учить рисовать элементы кубанского творчества с помощью средств того времени (вихоть, пальцев).Мотивировать детей узнавать новое, о кубанском казачестве....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по изобразительной деятельности на тему: «Кубанское искусство - Петриковская роспись»
Учить создавать элементы кубанского орнамента нетрадиционными методами рисования (пальцами)Использовать в узорах усвоенные способы построения орнамента по композиции к колориту. Приобщение детей к быт...
Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Цвет. Размер. Игровая ситуация « К нам в гости пришли мышки».
Цвет. Размер. Игровая ситуация « К нам в гости пришли мышки». Цель: закреплять умение сравнивать предметы по цвету и размеру, расширять спектр цветов, известных детя...