КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме « Ярмарка веселья » Возрастная группа: 4 - 5 лет.Самоанализ.
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Буйлина Марина Геннадьевна

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ОД)

по теме « Ярмарка веселья »

Возрастная группа:               4 - 5 лет                                                                   .

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

 Разработала:

Буйлина Марина Геннадьевна,

воспитатель первой

квалификационной категории.

Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):

·        игровая;

·        коммуникативная;

·        конструирование из разного материала;

·        изобразительная (рисование, аппликация);

·        двигательная.

Цель: познакомить детей с традициями проведения ярмарки на Руси, поддержать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа. Вовлечь детей в игровую и творческую деятельность. Вызвать у ребят желание побыть в роли мастеров и смастерить колпачок.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

·        1.1. Формировать у детей систему знаний о русских народных традициях, проведении ярмарочного гуляния.

·        1.2. Формировать у детей представления о ярмарочном театре, о главных героях русской ярмарки Скоморохах и любимой в старину игрушке – Петрушке.

2. Развивающие задачи:

·        2.1. Знакомить с новыми словами: ярмарка, скоморох, петрушка.

·        2.2. Развивать творческие способности детей, умение декорировать колпачок цветными фломастерами.

·        2.3. Продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться клеем, фломастерами, аккуратно склеивать края заготовки.

3. Воспитательные задачи:

·        3.1. Воспитывать любовь к Родине, интерес к русским народным традициям и обычаям.

·         3.2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей через приобщение к русской народной культуре.

·        3.3. Доставить детям радость, создать хорошее настроение всем участникам деятельности.

 

Материалы и оборудование:

1) материалы для представления результатов деятельности

– короб для размещения сделанных колпачков.

2) материалы для преобразования и трансформации

– наглядно-иллюстративный материал (предметные и сюжетные картинки, иллюстрации по теме «Ярмарка» и «Скоморохи»);

– действенно - практический (подсобные материалы, предметы домашней утвари, народные игрушки, матрёшки и др.).

3) материальные средства для деятельности детей

– аудиозапись (русская народная музыка);

– взрослый костюм русской барышни и атрибуты для обыгрывания сюжета ярмарочного театра (юбка- ширма);

- театральная игрушка Петрушка для драматизации;

– художественно -изобразительные средства (готовые бумажные выкройки колпачка для Петрушки, фломастеры разных видов, клей);

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– технические средства (плеер).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Воспитатель в костюме Барыни Сударыни приглашает детей на ярмарку.

 

 

 

 

 

Под весёлую народную музыку дети проходят в группу, часть которой представляет собой торговый ряд ярмарки.

Содержательно-деятельностный

Первая часть НОД.

Барыня Сударыня приглашает детей пройти по ряду, полюбоваться товаром, одновременно рассказывая о том, что такое ярмарка, кто такие скоморохи, какие развлечения были на ярмарке.

 

 

 

Барыня Сударыня предлагает покататься на каруселях. ( рус. нар. игра «Карусели»)

 

 

 

Вторая часть НОД.

Барыня Сударыня знакомит детей с  театром одного актёра. Барышня знакомит детей с главным ярмарочным персонажем – куклой- Петрушкой.

 

Барышня показывает детям короткую драматизацию о Петрушке, забывшем дома  свой любимый колпачок.

 

Петрушка проводит игру «Путаница»

 

Третья часть НОД.

Барыня Сударыня приглашает ребят в мастерскую для изготовления колпачка для Петрушки.

 

Барыня Сударыня предлагает детям перед работой поиграть с грецким орешком.

 

Барыня Сударыня предлагает ребятам сделать колпачок для Петрушки и оформить его с помощью фломастеров.

 

 

Барышня предлагает сложить готовые колпачки в короб и рассмотреть их.

 

 

Дети прохаживаются по торговому ряду, рассматривают иллюстрации, игрушки (матрёшки), головные уборы (платочки), старинную домашнюю утварь. Слушают рассказ взрослого о ярмарке, скоморохах,

 

Дети принимают участие в игре.

 

 

 

 

 

 

Дети соглашаются посмотреть театр одного актёра и познакомится с Петрушкой.

 

 

 

Дети смотрят драматизацию о Петрушке, забывшем дома  свой любимый колпачок.

 

Дети активно участвуют в игре.

 

 

Дети проходят в мастерскую.

 

 

 

 

Дети принимают участие в игре.

 

 

 

Ребята мастерят и украшают колпачок для Петрушки.

 

 

 

 

Дети складывают свои колпачки в короб и рассматривают их.

Оценочно-рефлексивный

Барышня анализирует работы детей, отмечает, что в каждом колпачке получилось удачно, а над чем нужно поработать.

Барыня Сударыня организует игру-драматизацию, одевает на руку Петрушку и от его имени благодарит всех детей за заботу о себе, за красивые колпачки.

 

Барыня Сударыня организовывает сюрпризный момент

 

Барышня и Петрушка прощаются с ребятами.

 

 

Дети принимают участие в игре-драматизации, разговаривают с Петрушкой, оценивают свои работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети получают на память о встрече с Петрушкой самодельную игрушку Петрушка.

Ребята прощаются с гостями

 

Методы и приемы

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:

·                 методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера),

– создание ситуации успеха,

– демонстрация нового объекта (Петрушка),

– демонстрация игрового персонажа,

– появление персонажа (Барыни Сударыни в исполнении взрослого).

·                 методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (рассказ о ярмарке, игрушке-Петрушке,  беседа о народных промыслах, заучивание заклички, рассказывание стихов),

– наглядные (демонстрация натуральных, художественных объектов, показ способа действия, наблюдение),

– наглядно-практические (оказание дозированной помощи).

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

– коллективный смотр,

– рефлексия деятельности.

 

 

Ход занятия.

Часть 1:

(Звучит музыка «Золотая ярмарка» в группу входят дети, где их встречает Б. С.)

Б. С.: - Здравствуй маленький народ,

             Здесь Вас ярмарка всех ждет!

             Вас на ярмарку зову,

             Все о ней я расскажу.

( Б. С. приглашает детей к прилавку, где разложен товар, и из сундука  достает картинки с изображением ярмарки)

- Ой, вы гости дорогие, красны девицы, добры молодцы! Слушайте и не говорите, что не слышали!  Глядите, да не говорите,  что  не видели! Вы только поглядите вокруг!  Много в нашей России мастеров умельцев есть, нужные и радостные вещи они умеют делать! Много труда и выдумки, любви вкладывают мастера в свои изделия. Приезжают мастера на ярмарку и привозят свой самый лучший  товар, что бы людей порадовать и денег заработать. Ярмарки бывают несколько раз в году, и там торгуют всем и понемногу. Где же продают посуду и игрушки, платки и валенки?

Дети: На ярмарке!

 - Правильно на ярмарке. И каждый продавец старается расхвалить свой товар, что бы его обязательно купили. (Б.С. достает из сундука по очереди платок, матрешку, самовар и выставляет на стол)

 

- Вот платочки все в цветочках,

Вот матрешки расписные в них секреты потайные,

Вот пузатый самовар он пыхтит как кочегар.

Много здесь товару есть и для счастья, и чтоб съесть!

- Ребята скажите пожалуйста, что продают на ярмарке?

- Ребята что делают на ярмарке?

- Ребята какая бывает ярмарка? (ответы детей)

Б.С.: Правильно, молодцы!

- Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

Что за праздник? Что случилось?

 Просто ярмарка открылась!

(Б. С. Достает из сундука картинки с изображением скоморохов)

- Приезжают на ярмарку не только мастера со своим товар, приезжают на ярмарку скоморохи, артисты, циркачи и от этого на ярмарке всегда весело.

- Ребята, а вы знаете кто такие скоморохи? (Ответы дети)

- Скоморохи веселые люди, которые прибаутками и шутками зазывают народ на ярмарку. Они веселят людей и помогают продавать товар.

Давайте и мы с вами представим, что мы скоморохи и зазовем людей на ярмарку.

- «Подходите, подходите все за даром заберите».

- Молодцы. Весело зазываете народ.

Любит народ на  ярмарке и на каруселях покататься.

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели, (Руки на поясе, наклоны туловища влево, вправо.)
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом, (Бег на месте.)
Тише, тише, не спешите! (Прыжки на месте.)
Карусель остановите, (Шагаем на месте.)
Раз, два, раз, два! (Хлопаем в ладоши.)
Вот и кончилась игра!

Часть 2. Знакомство с театром одного актера и с Петрушкой.

- Ребята на ярмарке показывали театральные представления.

- А вы любите театр? Какие театры вы знаете? (ответы детей: кукольный театр, театр марионеток, пальчиковый театр, театр теней)

- Дети, а я знаю театр -  где участвует один актер, и с таким театром актер может передвигаться по ярмарочной площади и в любом месте показывать свое шуточное представление. А главным героем шуточного представления является Петрушка.

- Ребята, кто такой Петрушка? Какой он? (ответы детей)

- А вы хотите увидеть такой театр, и познакомится с веселым Петрушкой?

Дети: Да

(Б.С. предлагает детям сесть на стульчики и закрыть глазки)

Б.С.: - Ну -  ка  глазки закрывайте

           До пяти все посчитайте

           Раз, два, три, четыре, пять

           Начинаю представлять

           Дети глазки открывайте и с Петрушкой поиграйте!

(Дети открываю глаза и видят юбку – ширму, за которой их приветствует Петрушка)

Петрушка: Здравствуй, здравствуй детвора!

                    К вам спешил сегодня Я.

                    Собирался, умывался, одевался и примчался!

                    По дороге к Вам бежал

                    Кого только не видал!

                    И лису, и зайца с мишкой!

                    И Антошку! И Аришку!

                    Если нравлюсь вам друзья

                    Вы похлопайте для меня.

Петрушка проводит игру «Путаница»

(Петрушка кланяться, гладит себя по голове и обнаруживает, что он забыл надеть свой колпачок,  начинает громко плакать и кричать)

П: Ой беда, беда, беда

     Потерялась голова

     Потерял я свой колпак,

     Без него ни как нельзя.

     Что же делать, как же быть?

     Где же новый раздобыть?

(Б. С. Отпускает ширму и обращается к ребятам)

- Петрушка ты не расстраивайся, сейчас нам ребята скажут где можно взять новый колпачок. Ребята, что же делать Петрушке, где же можно взять новый колпачок? (ответы детей)

- Ребята колпачок можно смастерить и мы с Петрушкой приглашай вас в нашу мастерскую.

(Дети проходят за столы где разложены ножницы, заготовки для колпачков, клей, фламастеры и готовый колпак)

 (Б.С предлагает рассмотреть готовый колпачок и рассказать, перед работай детям предлагает поиграть с грецким орехом)

Проводится пальчиковая гимнастика.

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ.

(Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп).

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

      А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

(После гимнастики ребята делают колпачки, украшая их наклейками)

Анализ работ. ( Какого цвета колпачок, сравнение с готовым колпачком (размер), куда Петрушка может пойти в таком колпачке).

После анализа работ Петрушка раздает на память подарки детям

Подводим итог занятия.

 

Самоанализ занятия.

Тема «Ярмарка веселья».

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое;

Длительность ООД 20 минут в соответствие с требованиями САНПИНа

Мебель и оборудование подобрано согласно всем требованиям

Цель непосредственной образовательной деятельности:

познакомить детей с традициями проведения ярмарки на Руси, поддержать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа. Вовлечь детей в игровую и творческую деятельность. Вызвать у ребят желание побыть в роли мастеров и смастерить колпачок.

В ходе ООД предполагалось решить следующие задачи:

Образовательные задачи:

1.1. Формировать у детей систему знаний о русских народных традициях, проведении ярмарочного гуляния.

1.2. Формировать у детей представления о ярмарочном театре, о главных героях русской ярмарки Скоморохах и любимой в старину игрушке – Петрушке.

     Развивающие задачи:

2.1. Знакомить с новыми словами: ярмарка, скоморох, петрушка.

2.2. Развивать творческие способности детей, умение декорировать колпачок цветными фломастерами.

2.3. Продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться клеем, фломастерами, аккуратно склеивать края заготовки.

     Воспитательные задачи:

3.1. Воспитывать любовь к Родине, интерес к русским народным традициям и обычаям.

3.2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей через приобщение к русской народной культуре.

3.3. Доставить детям радость, создать хорошее настроение всем участникам деятельности.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий материал картинки с иллюстрацией ярмарки и скоморохов, атрибуты ярмарки (самовар, матрешки, валенки, лапти и мн. др.), юбка – ширма, петрушка, колпачок для образца, заготовки для изготовления колпачков, фломастеры для оформления. Подготовленный материал помог мне раскрыть тему ООД ярко и интересно (если нет, то почему).

Для обеспечения интереса к теме, эмоционального отклика на нее я использовала мотивацию познавательную, игровую.

ООД состояла из трех частей

·                    Первая часть посвящена знакомству детей с ярмаркой и скоморохами

·                    Вторая часть посвящена знакомству детей с театром одного актера и Петрушкой

·                    Третья часть посвящена изготовлению с детьми колпачков для Петрушки и подведению итога ООД.

Для решения первой части я использовала следующие методические приемы:

демонстрация картинок с изображением ярмарки, скоморохов и атрибутов ярмарки, музыкальное сопровождение, объяснение и  рассказ, которые помогли мне вызвать интерес к теме у детей, физ. минутка позволила детям переключить внимание на следующую познавательную задачу.

Для решения второй части я использовала следующие методические приемы: сюрпризный момент демонстрация ширма - юбки, рассказ, объяснение, беседу, игру. Они помогли мне вызвать у детей интерес к познанию о театре одного актера и Петрушке, игра «Путаница» заинтересовала детей и способствовало развитию произвольного внимания и памяти.

Для решения третей части я использовала следующие методические приемы:

наблюдение распознающего характера,  с помощью которого дети смогли отметить цвет, форму и величину готового колпачка (образца) для Петрушки, показ предметов и образца, которые помогли детям, познакомится с предметами рисования для оформления  колпачков, показ действия помог детям познакомится с изготовлением колпачка для Петрушки, анализируя работу,  дети смогли сами оценить полученный результат.

В ходе ООД для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности: индивидуальную работу, которая позволила каждому ребенку проявить свою фантазию в оформление и изготовление колпачка для Петрушки.

Дифференцированный подход к детям в ходе ООД проявился в ходе выполнения практического задания – изготовления колпачка.

Для удовлетворения двигательной активности и сохранения их здоровья мною было организована физкультминутка «Карусели» и пальчиковая гимнастика «Грецкий орех», во время проведения ООД я постоянно обращало внимание на осанку детей.

В процессе ООД дети были активны. Сохранялся интерес. Были внимательны особенно игры «Путаница»

Подводя итог ООД я привлекла к этому детей, попросила высказаться на темы ЯРМАРКА и ТЕАТР. Смогла создать ситуацию успеха.

Вывод: Заявленная мною тема полностью соответствует содержанию ООД. Я считаю что мне полностью удалось реализовать поставленные задачи

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме «Путешествие в сказку»

Содержание деятельности детей (дидактические единицы):- грамматический строй речи (образовании прилагательных с помощью аффиксов (суффиксов, окончания);- развитие связной речи (монологическая речь: пе...

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме «А. С. Пушкин – великий русский поэт»

Конспект содержит конструктор совместной деятельности педагога и детей, а также полный информационный материал с иллюстрациями....

Конспект совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме «Я в мире человек"»

Методическое обеспечение формирования направленности ребенка на мир семьи у детей 3-4 летпо теме «Я в мире человек»...

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме «В гости к бабушке»

Возрастная группа: 3-4 годаВид (разновидности) интегрированной деятельности детей:- познавательно-коммуникативная;- коммуникативно-игровая.Содержание деятельности детей (дидактические единицы):- умени...

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме « Моя родина - Россия» в подготовительной группе

ОО «Конструирование из строительного материала»Конструкторское бюро «Проекты городов России»...

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме: «Ярмарка движений» /Старшая группа/

Тема занятия  «Ярмарка движений», возраст детей – старшая  группа.Цель занятия- развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры. На занят...