Конспект образовательной деятельности «Культура и быт татарского народа» (социально – личностное развитие, подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ретунцева Елена Викторовна

Подготовительная группа. Соцмально - личностное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_znakomstvo_s_tatarstanom.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Конспект

 образовательной деятельности

«Культура и быт татарского народа»

(социально – личностное развитие,  подготовительная группа)

                                                 

 Воспитатель: Ретунцева Елена Викторовна,

первая квалификационная категория.

Саратов 2014

Программное содержание:

Обучающие задачи:

расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татарского народа: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг. Вспомнить особенности русского народного костюма и русских народных праздников.

Развивающие задачи:

развивать: умение свободно общаться с детьми и взрослыми; умение поддерживать беседу; умение отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями; память, воображение, умение анализировать и делать вывод. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме образовательной деятельности.

Словарная работа:

республика Татарстан, волжане, россияне, калфак, камзол, тюбетейка, юрта, пиала, чак-чак, Казань, марийцы, чуваши, юрта, чиги, бешбармак.

Воспитательные задачи:

воспитывать в детях уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.

   Здоровьесберегающие задачи:

следить за осанкой детей, использовать смену деятельности детей во время проведения образовательной

деятельности.

    Интеграция образовательных областей:

образовательные области: здоровье, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Оборудование: 

интерактивная доска; слайды с изображением: герба и флага Татарстана, элементов национальной татарской одежды,   национальных костюмов, декоративно – прикладного искусства, жилища татар, видов Казани; глобус, указка, картинки с видами по теме образовательной деятельности, посуда: пиалы; магнитофон, диск с татарской национальной музыкой,  татарские национальные  женские костюмы, национальное блюдо ЧАК – ЧАК.

Методы и приёмы:

игровые: игровая ситуация, конверт – загадка, дети в национальных костюмах,  путешествие;

словесные: художественная литература (стихи, рассказ), беседа, объяснения;

наглядные: иллюстрации с изображениями по теме, на интерактивной доске изображения по теме.

Предварительная работа:

знакомили детей с народными традициями и обычаями. Расширяли представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Знакомили детей с народными песнями и плясками. Посещали Саратовский этнографический музей.

     Подготовка воспитателя:

продумала и составила конспект, подобрала наглядно - демонстрационный материал, подготовила звуковое, музыкальное сопровождение.

       

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Деятельность детей.

  1. Организационный момент:

 Воспитатель: Живут в России разные народы с давних пор.
                           Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
                           У каждого народа язык свой и наряд.
                           Один - черкеску носит, другой надел халат.
                           Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
                           Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
                           Одним милее осень, другим милей весна.
                           А Родина Россия у нас у всех – одна.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?
- Покажите Россию на глобусе.  

- Как можно назвать жителей России?
- Как называется город, в котором мы живём?  
- Давайте попробуем найти его на глобусе.
- На берегу какой реки стоит наш город?
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
- На берегах Волги живут разные народы. Какие? 
- Как называются люди, живущие на берегах Волги?
- Значит и русских, и татар, и мордву, и марийцев мы можем назвать волжанами? А россиянами? А почему их так можно назвать?  

2. Работа по теме:
Воспитатель: А сегодня мы с вами узнаем побольше об одном из народов, живущих в нашем городе и в нашей области – о татарах.

У татар, как и многих других народов, есть свои традиции, свои обычаи, праздники, быт, даже вера своя. Но чтобы лучше об этом узнать, нам необходимо отправиться в путешествие. Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде с саратовского железнодорожного вокзала.

(Звучит гудок поезда)

Вот мы и приехали в столицу Татарстана -  город Казань (закрепляю). Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал (слайд). Отсюда мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю (слайд). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб (слайд).
Воспитатель:   Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается

покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие (слайд).

Ребята, вы слышите, какая то музыка раздается с площади Казани. У татарского народа весной есть праздник, что означает восточный новый год.   Навруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия.   В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами.   В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой.  Главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи.

Давайте послушаем и посмотрим, что же происходит там…

Сюрпризный момент: (Звучит татарская музыка и дети танцуют татарский народный танец и поют татарскую песню)

Воспитатель: Спасибо большое за прекрасный танец. Ребята, вам понравилось?

Воспитатель:  Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите, какие красивые платья у девочек и костюмы у мальчиков.
У мальчиков  видите, какие жилетки, а на голове необычные шапочки.

Ребята принесли нам подарок. (Конверт)
Давайте еще раз  поблагодарим наших гостей за прекрасный национальный татарский  танец и песню.
Воспитатель:  Ребята нам гости оставили конверт - загадку. Давайте посмотрим, что же здесь лежит? Здесь картинки с изображением национальных костюмов.  Посмотрите, они одинаковые? Как вы думаете это костюмы какого народа? Давайте подробнее остановимся на татарских костюмах. Женским национальным костюмом было платье КЮЛЬМЕК, по низу шла оборка и вышивка. На грудь вешалось украшение расшитое вышивкой или бисером - КУКРЕК. В основном в вышивке использовался растительный орнамент. Так как по вере татарского народа нельзя было использовать рисунки животных. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол (закрепляю). Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани (показываю камзол). На голове молодые девушки носили КАЛФАК. А взрослые женщины носили вот такой головной убор – ЯУЛЫК. Татарские девушки и женщины заплетали две косы и украшали их НАКОСНИКОМ.  Главным цветом у татарского народа считается зеленый. А ещё  в исполнении одежды, узоров используют красный и белый цвета.

Чем больше украшений носила татарская девушка, тем богаче приданое у нее было. Или как говорили, чем больше она звенела, тем богаче была. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты.

(На интерактивной доске -  слайды с изображением татарских костюмов).
Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой. (Рассматриваем, как украшены тюбетейки) 
- Как назывался головной убор у мужчин? (дети отвечают)
На ноги татарский народ одевал расшитые кожей сапоги и называются они
ЧИГИ. Сапоги украшались аппликацией из кожи.

А татарские дети, как и вы, очень любили и любят играть в подвижные игры. Мы тоже с вами знаем их  национальные игры. Давайте поиграем.

Татарская национальная игра «Скок – перескок»

Как же жили раньше татары? Чтобы  об этом узнать, нам надо переместиться в далёкое прошлое. А поможет нам в этом интернет программа. Я достаю специальный планшет, который поможет нам переместиться в прошлое. И так …приготовились,… закрыли глаза, включаю специальную программу перемещения. Откройте глаза, давайте посмотрим, куда мы с вами попали.

Татарский народ занимался скотоводством. Держали большие стада овец, коров, коз.

Чтобы животных кормить им приходилось постоянно путешествовать (кочевать) с одного пастбища с вкусной свежей травой на другое. Поэтому жилище у татарского народа было разборное и называлось оно ЮРТА. Каждый раз татары собирали заново свой дом, поэтому он состоял из палок (слайд - жилище татар). Татарский народ все возил с собой на кибитке с пастбища на пастбище.

Даже мебель в ЮРТЕ была сборная. Шкаф в котором хранилась посуда  был тоже сборный и собирался, как лего  без единого гвоздя  (слайд). Когда нужно было переезжать, то ребенка в колыбели привязывали ремнями к лошади и так перевозили для его безопасности (как сейчас в детских креслах, только лежа).

Главное блюдо татарского народа – это БИШБАРМАК. Кто знает, что это означает? 

(это означает пять пальцев, поэтому и ели его пятью пальцами – руками).

Готовили еду в большой чугунной кастрюле круглой формы, называлась она КАЗАН. Пили  и ели из круглых глубоких чашек – ПИАЛА (слайды).

А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли. 

Воспитатель: ребята с нами путешествуют 2 татарские девочки, которые живут в Саратове. Они нам хотят что-то рассказать.

1 Ребёнок: А мы татары встречаем весну на берегу рек. Смотреть на проводы льда приходят все нарядные  с гармонистами. На льдинах мы зажигаем солому. Так мы встречаем весну.

2 Ребёнок: Весну закличками зовём.

                    Жаворонок, жаворонок!

                    Возьми себе зиму,

                    А нам отдай весну.

                    Возьми себе сани,

                    А нам отдай телегу.

1 Ребёнок: Мы татары любим в игры играть, хороводы водить, становись скорее в круг. 

Подвижная игра «Займи место».

2 Ребёнок: А у нас у татар  есть один праздник «День красного яйца». Яйца мы красим в луковой шелухе. Печём маленькие булочки, кренделя, а также покупаем конфеты. Мальчики и девочки рано-рано встают и идут по домам собирать  яйца. А потом играют на улице в разные игры.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, а похож ли праздник татарского народа на наш русский? Если да, то на какой?

1 Ребёнок: И мы пришли к вам не с пустыми руками. Это чак- чак -   национальное татарское блюдо. Кушайте на здоровье! Соседи мы с вами и живём мы в одной огромной стране  России.  Будем жить дружно, в игры играть, да весну встречать.

Воспитатель: Спасибо вам, но нам пора возвращаться  в наш родной город Саратов, что на татарском означает Сара - Тау в переводе жёлтая гора. (Звучит гудок поезда). Вот мы и оказались опять на железнодорожном вокзале г. Саратова и в своём родном детском саду.

Дети стоят полукругом около глобуса.

Ответы детей.

Работа с глобусом.

Ответы детей.

Рассуждения детей.

Дети имитируют движение поезда.

Дети рассматривают иллюстрации на экране.

Ответы детей.

Дети смотрят и слушают.

Рассматривают национальные русские и татарские костюмы.

Ответы детей.

Дети играют в татарскую игру.

Дети рассматривают иллюстрации.

Ответы детей.

Девочки рассказывают о татарских праздниках.

Дети играют в татарскую  народную игру.

Ответы детей.

Дети имитируют движение поезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по "Ознакомлению с предметным и социальным окружением" в подготовительной группе на тему " В воде родится, а воды боится".

Интеграция образовательных областей: "Познание".-Закрепить и расширить представление детей о свойствах воды и соли.-Развивать познавательную активность детей ...

Конспект образовательной деятельности для русскоязычных детей татарской группы- «Көлгенә ярдәм сорый» “Золушка просит о помощи”

Конспект образовательной деятельности для русскоязычных детей татарской группы старшего дошкольного возраста «Көлгенә ярдәм сорый» - “Золушка просит о помощи”. Од предусматривает использован...

Конспект организационной образовательной деятельности "Что мы родиной зовем?" по социально-личностному развитию детей от 6 до 7 лет

Воспитание у детей гражданских и патриотических чувств и любви к своей большой и малой Родине, гордость за свою страну, город....

Конспект образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в средней группе «Дружная семья»

Закрепление пройденного лексического материала по темам «Семья»,  «Продукты», а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций  уче...

Рабочие программы: «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги в математику»; «Социально – коммуникативное развитие». Подготовительная группа

Рабочие программы определяют содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей пятого года обучения в культурной практике  «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги...

Конспект НОД «Деревня» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. подготовительная группа

Цель: развитие умения работать вместе, объединять свои поделки в соответствии с замыслом, знакомство с различными видами построек на заданную тему, формирование игровых умений по организации строитель...