Все - со мной, со всеми - Я. Программа соцком развития
методическая разработка на тему
Комплексная программа социально-коммуникативного и эмоционального развития детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_-_so_mnoy_so_vsemi_-_ya._programma_sotskom_razvitiya.docx | 50.1 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
1.1 Актуальность программы
Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Это происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима (позы).Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон, интонацию голоса. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу детей, так как эмоции «рассказывают» окружающим их взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, понимают, чувствуют, видят ситуацию так же, как и они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Еще сложнее понять другого человека, представить себе его переживания, эмоции. Это очень сложно для детей раннего возраста.
Маленькие дети не обладают развитым пониманием добра и зла. Для них оценка поступка определяется его последствиями: одобрением или наказанием. Они могут следовать только четко установленным правилам, чаще всего не понимая их сути.
Большое значение для усвоения норм поведения, осознание своего места в окружающей действительности имеет для детей раннего возраста игра, которая является ведущим видом детской деятельности. В игре дети берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усваивают типичные формы поведения и нормы взаимоотношений. Так у детей формируются представления о том, что такое хорошо и что плохо; что можно делать, а чего нельзя; как следует вести себя с другими людьми и как оценивать свои поступки.
Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Маленький ребёнок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то ваши дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем педагогу важно специально знакомить ребёнка со своеобразным эмоциональным букварём, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении.
- Научная обоснованность
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства Образования России:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Программа разработана в соответствии с ФГОС и с учетом раздела комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста.
- Направленность и уровень программы.
Цель: Способствовать позитивной социализации детей раннего возраста, приобщение детей к основам социокультурных норм, традициям семьи, общества и государства, а также освоение первоначальных представлений социального характера.
Задачи:
- стимулировать творческую активность и инициативность детей, развивать связную речь, общую и мелкую моторику;
- познакомить детей с нормами и ценностями, принятыми в обществе, включая моральные и нравственные;
- профилактика психологического неблагополучия детей;
- развивать игровую деятельность ребенка: взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности; а также уважительного отношения к своей семье, сообществу детей и взрослых в детском учреждении;
- способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания; становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий и воспитание чувства любви к близкому человеку.
Основные принципы программы:
- Системность – гибкое распределение содержания на основе игровой ситуации;
- Интеграция - данная программа реализуется не только как самостоятельная парциальная программа, но может выступать частью другой образовательной области; интеграция образовательных областей и видов детской деятельности.
- Реалистичность и доступность – тесная связь с реальной жизнью ребенка, с его эмоционально-социальным опытом;
- Преемственность воспитания в детском саду и семье
- основным приоритетом программы выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Практическая значимость: программа обеспечивает комплексный подход к позитивной социализации детей раннего возраста, приобщению детей к основам социокультурных норм, традициям семьи, общества и государства, а также освоению первоначальных представлений социального характера. Это позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более полным, развернутым, эффективным и интересным для детей.
Программа ориентирована
- - на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия;
- - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с из возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- - обеспечение разнообразия детской деятельности - близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
- -создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
- - креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
- -вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- -уважительное отношение к результатам детского творчества;
- -обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
- -обеспечение участия семьи в жизни группы и дошкольного учреждения в целом;
- Программа ориентирована на свойства и качества личности ребёнка.
Категория детей:
Настоящая программа предназначена для работы с детьми раннего возраста – 1 и 2 группы раннего возраста.
Возраст: с 1 года до 3 лет. Программа может быть использована и для работы с детьми младшего дошкольного возраста, а также для индивидуальной коррекционной работы (по запросу).
Противопоказания: Противопоказаний для проведения игр-занятий нет.
- Содержание программы (общая характеристика).
Программа условно состоит из трёх основных разделов:
- «Вот какие мы разные», задачи:
- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим;
- формировать гендерную, семейную принадлежности;
- помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе.
2. «Сундучок эмоций»:
Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Маленький ребёнок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то ваши дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем педагогу важно специально знакомить ребёнка со своеобразным эмоциональным букварём, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении.
Задачи:
- научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания;
- понимать эмоциональные состояния других людей ( эмоции и чувства);
- познакомить детей с выразительными средствами - позы, мимика, жесты
3. «Что такое хорошо?»:
- предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми ( как правильно знакомиться, здороваться, вести себя в садике, дома, на прогулке, на дороге и в автобусе и т.п.);
- формировать основы безопасного поведения.
Программа включает в себя 36 игр-занятий. Каждое занятие может быть как отдельно взятой тематической игрой, так и одной из структурных частей интегрированной (комплексной) организованной деятельности.
Каждое игровое занятие состоит из следующих этапов:
1 этап – организационный: сюрпризный момент, создание настроя на совместную игру, введение в тематику игры.
2 этап – основной: упражнения, игры по программному содержанию, включает в себя интеграцию образовательных областей и различных видов детской деятельности, физкультминутка.
3 этап – заключительный, рефлексия – подведение итогов игры, обобщение приобретенного опыта, эмоциональная характеристика игры.
Длительность одного игрового занятия 8-10 минут ( в зависимости от индивидуальных особенностей участников, а также целей и содержания игровых упражнений).
Форма работы: индивидуальные игровые упражнения, по подгруппам (от 2 до 6 детей), к концу учебного года возможна фронтальная форма работы.
Методы и техники, используемые в программе для организации воспитательно-образовательного процесса: беседы, развивающие игры, творческие игры, чтение художественной литературы, развлечения, психогимнастика и этюды и упражнения на различные эмоциональные состояния и позы, сказкотерапия, музыкотерапия, точечный самомассаж, пальчиковый театр и театр игрушек.
В ходе театрального представления, дети знакомятся с чувствами и настроениями героев. Они погружаются в незабываемую атмосферу театра, сопереживают и сочувствуют главным участникам представления. К тому же педагог, который занимается постановкой, обязательно научит детей грамотно и правильно выражать свои эмоции и психоэмоциональное состояние. Помимо эмоций и ощущений важно научить ребенка правильно говорить, четко выражать свои желания и потребности. Практически каждый педагог знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре. Однако многие даже не подозревают о его пользе для развития малыша. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций и, наконец, помощь в становлении руки малышей.
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок, стихов и потешек.
- Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.
- Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.
- Игру с пальчиковым театром можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слава», «рядом», «друг за другом».
- А еще маленькие фигурки пальчикого театра создадут компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. С их помощью можно оживить любые стихи, сказки, потешки. Незамысловатые игрушки развивают интонацию, артистические умения, творческие способности, воображение, память, мышление, внимание, фантазию.
- Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями, искрометным юмором и безграничной верой в добро и справедливость.
1.5 Сроки реализации: В течение учебного года.
1.6 Количество занятий в неделю: одно игровое занятие в неделю.
1.7 Условия реализации:
Программа реализуется на базе МК ДОУ Сортавальского МР РК д/с №5 «Малышок».
2.Тематический план программы «Все – со мной, со всеми – я»
Тема | Программное содержание | Методическое обеспечение |
Занятие №1.«Здравствуй, кукла!» | Развивать представления о внешнем облике, учить выделять общие и отличительные черты человека и куклы. Учить ребенка правильно здороваться при встрече | Большая кукла, несколько пальчиковых кукол различного внешнего вида, маленькое и большое зеркало. |
Занятие №2. «Вот как весело зверятам» | Познакомить детей с признаками эмоции – радость, помочь понять причины ее возникновения, учить определять ее по внешним проявлениям. | Круги-знаки из желтой бумаги – символика радости, черный карандаш, зеркало, пальчиковые куклы с эмоцией радости, набор игрушек зверей. |
Занятие №3. «Поиграй со мной, дружок» | Формировать первоначальные представления о дружеских отношениях, помочь понять, что играть вместе веселее. | Пальчиковый театр «пальчики поссорились», зеркало, обручи для п/и «Пузырьки» |
Занятие №4. А.Барто «Игрушки» | Помочь детям понять некоторые причины грусти и радости, учить отличать по внешним проявлениям эти эмоции. | Стихи А.Барто, игрушки, круги-знаки, пальчиковые куклы. |
Занятие №5. «Давай, поиграем!» | Продолжаем формировать представления детей о дружеских отношениях, помочь понять, что играть вместе интереснее. | Куклы и иллюстрации веселого и грустного, зеркала, круги-знаки, пальчиковые куклы. Сказка «Заяц, кот и петух» |
Занятие №6. «Мишка лапу поцарапал» | Помочь детям понять причины возникновения грусти и грустного настроения. Учить сострадать, жалеть и заботиться о близких. | Игрушка мишки, йод, бинт, пальчиковые куклы по тематике. |
Занятие №7. «Кто у нас пригожий» | Знакомить детей с отражением в зеркале, закреплять знания о положении частей тела, лица. | Набор зеркал маленьких, зеркало большое, фотографии детей. |
Занятие №8. Почему рассердилась киска? | Помочь детям понять некоторые причины и внешние проявления изменения настроения. | Пальчиковый театр по теме, знаки-эмоции, с. 91 Косинова. |
Занятие №9. «Курочка Ряба» | Помочь детям понять причины и внешние проявления изменения настроения. | Текст сказки, набор пальчиковых кукол по содержанию. |
Занятие №10. «Как лиса с зайцем поссорились» | Помочь понять детям некоторые причины возникновения ссоры, учить детей выходить из конфликтной ситуации, мириться. | Кукла лисы, зайца, знаки-эмоции, зеркало. |
Занятие №11. «Репка» | Помочь детям понять, что если одному тяжело справиться с каким-либо делом, то легче всем вместе. Воспитываем доброжелательность, желание помочь друг другу в трудную минуту. | Театр пальчиков по содержанию, знаки-эмоции, большое зеркало. |
Занятие №12. «Солнышко и дождик» | Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (грусть – радость), учить определять их по внешним проявлениям. | Игрушки-пальчики по теме, иллюстрации хорошей и дождливой погоды, зеркало, мимический куб. |
Занятие №13. А.Барто «Наша Таня громко плачет» | Продолжаем знакомить детей с внешними проявлениями и причинами изменения настроения. Формируем основы безопасного поведения. | Текст стихотворения, дидактический стол для игры с водой, пальчиковые куклы по содержанию. |
Занятие №14. «Три поросенка» | Помочь понять детям некоторые причины возникновения страха, способствовать профилактики страхов у детей. | Текст сказки, пальчиковые куклы по содержанию, мимический куб. |
Занятие №15. В.Сутеев «Яблоко» | Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры. Учить простым способам выхода их конфликтной ситуации. | Бумажные шаблоны яблок без тонировки, мультипликационный фильм по сказке, набор пальчиковых кукол по содержанию. |
Занятие №16. «Теремок» | Продолжаем знакомить детей с внешними проявлениями и причинами изменения настроения, учим быть внимательными, доброжелательными., | Текст сказки, набор кукол по содержанию, зеркало большое, иллюстрации к сказке. |
Занятие №17. «Елочные игрушки для зверят», совместное дело | Помочь понять детям, что вместе легче и интереснее справиться с любым делом. | Заготовки-трафареты елочных игрушек, пальчиковые куклы, елочка, стихотворение про праздничную елочку ( по выбору воспитателя) |
Занятие №18. «Моя любимая игрушка» | Определять вместе с детьми их предпочтения в игрушках, учить называть и показывать, как можно играть с данной игрушкой. Учим быть не жадными, делиться. Учим детей находить такую же игрушку в пальчиковом театре, называть ее и обыгрывать. |
Иллюстрации на тему «В магазине игрушек», «Дети играют», наборы пальчиковых кукол-игрушек. |
Занятие №19. Уроки Мойдодыра. А. Барто «Девочка чумазая», «Носики-курносики» | Закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим телом и лицом. Воспитываем желание следить за собой. Дать понятие «Это красиво, а – это нет». | Текст стихотворения, зеркало большое, набор маленьких зеркал, одежда для куклы грязная и набор для стирки, иллюстрации-антонимы: чистый-грязный и т.п. |
Занятие №20. К.Чуковский «Путаница» | Дать самое общее представление детям о том, что такое «обычное – необычное» | Текст сказки, набор кукол-зверят, круги-знаки. |
Занятие №21. К.Ушинский «Два барана», «Если добры ты, это хорошо» | Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры и учить простым способам выхода из них. | Сказка на фланелеграфе, пальчиковые куклы по содержанию, мимический куб. |
Занятие №22. Совместная игра «Вместе весело шагать» | Помочь понять детям, что вместе играть интересней. Воспитываем чувство партнерства, доброжелательности. | Подвижные игры «Волк и гуси», «по дорожке в лес пойдем», зеркало, пальчиковые куклы с разными эмоциональными состояниями. |
Занятие №23. «Хочу быть как папа», дидактическое упражнение , мимический куб | Закреплять знания детей о самих себе, воспитывать ласковое отношение к близким людям. Учить с помощью мимического кубика показывать и называть эмоциональное состояние. | Мимический куб, знаки-эмоции, фотографии папы и детей, пальчиковые куклы: папа и малыш, зеркало. |
Занятие №24. «Вот какие мы разные» | Знакомить детей с отличительными особенностями других детей ( цвет волос, длина, мальчик-девочка, высокий, ниже). Активизируем речь детей по теме, учим красиво и ласково рассказывать о других детях. | Зеркало большое, маленькие зеркала, мимический куб, пальчиковые куклы разной внешности. |
Занятие №25. «Хочу быть как мама» | Закреплять знания детей о самих себе, воспитывать ласковое отношение к близким людям. Учить с помощью мимического кубика показывать и называть эмоциональное состояние. Дидактическая игра «Собери эмоцию» | Фотографии мам и малышей, д/и «Собери эмоцию». |
Занятие №26. Совместное дело «Испечем блинов немножко» | Развиваем элементарные представления о дружеских отношениях. Помочь понять, что вместе легче справиться с любым делом. | Пластилин, игрушки мишки, зайки, ежика, белочки. |
Занятие №27. | Учить детей узнавать и называть эмоциональное состояние героев сказки. Воспитывать дружеское отношение к близким и сверстникам. Учить четко выражать свои мысли и желания. | Текст сказки, пальчиковые куклы по содержанию, зеркало, круги-знаки. |
Занятие №28. «Если дома я один» по И.Манаковой | Учить детей не бояться оставаться одному в комнате, профилактика детских страхов, познакомить с правилами обращения с опасными предметами. | Набор игрушек по теме, И.Манакова «Если дома я один», мимический куб. |
Занятие №29. «Кукла болеет» | Продолжаем знакомить детей с внешними проявлениями основных эмоциональных состояний грусть – радость. Учить узнавать и называть их. | Кукла, иллюстрации больной куклы, здоровой, мимический куб, заготовки бумажных трафаретов конфет, пальчиковые куклы мальчиков и девочек. |
Занятие №30. «Маленькие модницы» Вот, какие мы разные. | Продолжаем учить детей элементарным правилам гигиены, опрятности в одежде, учим видеть красоту чистой одежды. Определяем с детьми, кто что любит носить, какого цвета и т.п. | Большое зеркало, иллюстрации по В.Маяковскому грязнуля и чистюля, набор для гигиены, уголок «Ряжения» |
Занятие №31. Мирись, мирись и больше не дерись « Крылатый, мохнатый и масляный» | Учить детей простым способам выхода из конфликта. | Текст сказки ( в сокращенном варианте), куклы на пальчиках, зеркало. |
Занятие №32. В.Маяковский «Что такое хорошо» | Помочь понять детям некоторые правила поведения в быту, на улице, в играх. Воспитываем чувство товарищества, доброжелательного отношения к близким. Учим называть и узнавать эмоциональное состояние детей по внешним проявлениям ( на иллюстрациях). | Текст стихотворения В.Маяковского, большое зеркало, иллюстрации-антонимы, пальчиковые куклы. |
Занятие №33. « В гости к бабушке идем», «Концерт для бабушки» | Продолжаем учить детей элементарным правилам этикета ( правильно здороваться, вести себя за столом, прощаться, вежливо разговаривать …) | Театр игрушек: бабушка, зверята, зеркало, стол с чайной посудой, трафареты печенья. |
Занятие №34. «Два жадных медвежонка», с. 108 О.Л. Князева. | Показать детям некоторые причины возникновения ссоры. Учить простым способам выхода из них. Продолжаем воспитывать внимание к окружающим людям, не быть жадным. | Текст сказки, пальчиковые куклы по содержанию, зеркало большое, мимический куб, трафареты-заготовки кусочков сыра. |
Занятие №35. «Два веселых гуся» р.н.п. | Помочь детям понять причины и внешние проявления изменения настроения. Учить узнавать и называть эмоциональное состояние героев, жалеть их. | Пальчиковые куклы по содержанию, большое зеркало, пластилин и трафареты гусей. |
Занятие №36 | Расширяем запас вежливых и добрых слов, учим детей в зависимости от ситуации применять их. Продолжаем воспитывать культуру поведения. | Коробочка-сундук, пальчиковые куклы- герои знакомых сказок, иллюстрации по теме. |
3. Методы и средства оценки эффективности программы:
1). Наблюдение за ребенком в различных ситуациях.
2). Беседы с родителями.
3).Блок методик, направленных на диагностику целевых ориентиров:
- диагностика освоения программы;
- тест для родителей «Я и мой ребенок»;
- тест для педагогов и родителей «Ребенок дома и в детском саду»;
-«Темперамент вашего ребенка»
4). Диагностика освоения программы.
5). Развивающие тесты О.Н.Земцовой
Диагностика проводится 2 раза в год: 1 октября, 1 июня. Во второй половине января проводится промежуточный мониторинг с целью коррекции индивидуальных планов работы с детьми.
4. Этапы работы:
Реализация поставленных задач проходит в несколько этап:
1-этап: работа направлена на выявление определённых условий взаимодействия с детьми и родителями. На данном этапе были изучены методические, нормативно-правовые документы по проблеме взаимодействия с детьми в период адаптации, особенности психофизического развития детей раннего возраста, особенности эмоционального взаимодействия с детьми 2-3 лет. Составлен список рекомендаций для родителей.
- этап:
*составлен перспективный план взаимодействия с родителями;
* Создана предметно-развивающая среда (подобраны игрушки, дидактические пособия, обновлены уголки групповой комнаты, демонстрационный материал, игры и пособия)
*разработано перспективное планирование с детьми по данной теме, *оформлены папки-раскладушки по теме для родителей и подобраны статьи известных практикующих психологов (рубрика «Разговор с психологом») по теме;
*подобраны диагностические материалы
3 этап:
Реализация разработанной программы «Все со мной, со всеми - я», которая включала в себя взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса через:
* Проведение с детьми игр - занятий по образовательной программе.
* Индивидуальные беседы и рассматривание иллюстраций по теме. Проведение с детьми русских подвижных игр; настольные и дидактические игры «Мой дом», «Моя семья» и т.д.; игр-рассуждений, игр – путешествий: «А из нашего окошка видно улицу немножко…» (придуманная нами с детьми игра).
* Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, считалок, обыгрывание с помощью пальчикового театра различных ситуаций и знакомых детям потешек, сказок, стихотворений. Использование инсценировок, драматизации, различных видов кукол способствует не только развитию социально-эмоциональных и коммуникативных способностей детей, но и позволяет ребенку реализовать себя в разнообразных видах театра (кукольный, настольный, теневой, бибабо), совершенствованию мыслительных процессов, развитию и точности ориентировки в пространстве. Особое место занимает пальчиковый театр: интересен детям, прост в использовании, разнообразен.
* составление альбомов «Что такое хорошо», «Если дома я один», «Сундучка эмоций»
* Час добрых дел для детей и родителей «Светлячок»
* Реализация проекта «Что такое хорошо», «Зимняя столовая», «Кто у нас пригожий», «В гостях у сказки», «Стоп машина»
* Собрание – игра для родителей «Я и мой ребенок» с использованием тестирования и реальных педагогических ситуаций в игровой форме.
* Организация единого воспитательно-образовательного пространства для детей и их родителей на игровой основе «Кто живет в лесу зимой», «Концерт для бабушки», «Молочная картина»
Реализация программы «Все со мной, со всеми – я» включает в себя как отдельно взятые тематические игры-занятия, согласно плану так и комплексное решение задач в интеграции различных образовательных областей.
Особое внимание уделяется развитию связной речи детей. Основные направления которой: выразительность речи, звуковая культура речи ( особое внимание уделяется пропеванию звуков), комментирование увиденного, синхронизация слова и действия ( делаю и говорю), каждый день новое двустишие, рифмовка или потешка. Интересным представляется прием добавления окончания стихотворения для лучшего запоминания детьми. Например: Дети с опорой на иллюстрацию заучивают потешку «Огуречик, огуречик». Мы проигрываем ее с игрушками, разбираем по предложениям ( кто, куда, где, покажи и т.п.). Концовку добавляем сами в процессе игры «цап и нет хвостика!» Так мы стараемся помочь и бычку, под ногами которого кончается доска «Смотри под ножки и не упадешь!» и т.д.
4-этап: заключительный
- подведение итогов,
- мониторинг качества усвоения детьми данной программы
- оформление презентации проекта «Что такое хорошо»
- игровой час для детей и родителей (единое образовательное пространство на основе интеграции различных видов детской деятельности)
- оформление «Альбома добрых дел».
- оставление плана работы на следующий учебный год.
-оформление дидактического портфеля
- Предполагаемый результат.
Программы представлены в виде целевых ориентиров:
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, манипулирует ими; стремится проявлять интерес к другим детям, интересуется окружающими предметами и активно проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- ознакомление с нормами и ценностями, принятыми в обществе, включая моральные и нравственные;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; формирование уважительного отношения к своей семье, сообществу детей и взрослых в детском учреждении;
- позитивно относится к различным видам труда и творчества;
- Знаком с основами безопасного поведения в быту, обществе и природе;
- эмоционально - отзывчив, умеет сопереживать.
7. Список литературы:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ПОД РЕД. Н.А.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
- Комплексные занятия по программе «От рождении я до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа/ авт.-сост. О.П.Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2012. – 292 с.
- А.Г. Арушанова / речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
- Л.А.Павлова / Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособлие. – М.: Мозаика-Синтез.2005 – 168 с.
- Гербова В.В., Максаков А.И. /Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
- Жукова О.С. Игры со сказками. Сказочное лукошко. – М.:АСТ, 2010 – 224 с.
- Картушина М.Ю. / Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М,: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с. (Серия «Программа развития).
Князева О.Л./ Я – ты – мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 168 с.
8. Материалы и оборудование:
- Кубик эмоций,
- фотоальбом детских эмоций,
- сундучок эмоций героев художественных произведений и фольклора
- Дидактическое пособие «Собери эмоцию»
- пальчиковый театр ( бумажный, вязаный, деревянный, пластмассовый)
- зеркало ( большое и набор маленьких), зеркальная стена в группе
- Дидактический портфель является учебно-методическим комплектом по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста, который включает в себя следующие пособия:
1. Альбом «Вот какие мы разные» с автопортретами детей в различных эмоциональных состояниях. Дети учатся узнавать эмоциональные состояния, называть их причины.
2. Альбом «История одного дня в картинках». Данное пособие рассматривает один день из жизни детского сада: режимные моменты, совместная деятельность детей и воспитателя. Альбом может быть использован для формирования культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и для беседы о необходимости сотрудничества и взаимопомощи. Фотографии в альбоме ежегодно обновляются. Дети узнают себя и своих сверстников, называют имена и рассказывают о том, что изображено на фото.
3. Дидактическая игра «Кубик». Пособие состоит из кубика, на каждой стороне которого приклеено схематичное изображение какого-либо эмоционального состояния. Кубик бросает воспитатель, а дети мимикой, позами, жестами изображают соответствующие эмоции. После того, как дети уяснили правила игры, кубик может бросать и ребенок.
4. «Ах и ОХ» - пособие представляет собой изображение эмоций человека. Они прикреплены к деревянной палочке. Одно изображение веселое, другое – грустное. Таким образом, поднимая то или иное изображение, дети могут показать свое отношение к чему-либо или найти то, которое требует ситуация.
5. «Сундучок эмоций». Пособие включает набор картинок с изображениями сказочных героев с ярко выраженными эмоциями. Изображения хорошо передают эмоциональные состояния каждого персонажа: испуганная бабушка, злая Бабя-яга и т.п. Ребенок вынимает из сундучка картинку. Мы рассматриваем иллюстрацию и вместе пытаемся распознать эмоцию «Какое настроение у бабушки? «Кто испугал зайку?» и т.п.
5. «Стоп машина». Пособие включает набор сюжетных карточек по правилам дорожного движения и доступные для понимания и узнавания дорожные знаки. Большой и маленький светофоры для игр-занятий. Данное пособие мы используем вместе с «Веселой улиткой».
6. Логопедический альбом «Что такое хорошо». Пособие состоит из сюжетных иллюстраций, сравнительных картинок по формированию и развитию у детей основ культуры поведения, общения и деятельности.
7. «Светлячок» - фотоальбом добрых и полезных дел. Альбом составляется с помощью родителей. Добрые дела не только в группе, но и дома, на прогулке и т.п.
8. Конспекты авторских занятий.
9. Собрана и эстетически оформлена книжка для развития звуковой культуры речи для детей раннего возраста « Пыхтелки, сопелки, ворчалки и жужжалки для самых маленьких». В книжке несколько разделов: звуки, издаваемые животными, звуки природы, звуки, вызванные определенными движениями и трудовыми навыками. Каждая страничка книжки – это яркая и доступная иллюстрация для детей, буквенное изображение звука и небольшое стихотворение или потешки. Листы книги заламинированы, удобны в применении, как для воспитателя, так и для детей. Дети могут их потрогать, провести пальчиком по изображению, создавать парные картинки по теме предлагаемой игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Поговори со мною, мама" (занимательные игры направленные на развитие речи детей)
Для того чтобы процесс развития речи детей проходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, нужно знакомить родителей с различными играми, которые помогут освоить не только грам...
Проект "Хлеб - всему голова!".Социально - коммуникативное развитие
О хлебе, об отношении к нему следует говорить, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, слово Хлеб стояло рядом со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать. Уважению и бережном...
Проект "Хлеб – всему голова!" социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста
Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один ...
Рабочая программа по программам (разделам): «Развитие зрительного восприятия» «Развитие социально-бытовой ориентировки» «Развитие пространственной ориентировки».
Рабочая программа по программам (разделам):«Развитие зрительного восприятия»«Развитие социально-бытовой ориентировки»«Развитие пространственной ориентировки»...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста «Творчество во всем!»
Пояснительная запискаВ современном образовании стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Поиск новых вари...
Конспект «Обо всем на свете» по развитию речи с детьми подготовительной группы
Программные задачи:Формирование действий целенаправленного восприятия текста.Развитие навыков планирования пересказа текста.Закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний учить сог...