Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Принята на заседании РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130
г. Калининград, ул. Батальная, 71А, тел/факс: (4012) 39-58-56
Email: ds130@edu.klgd.ru
| «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 _________________Александрова В.Г. Пр. № ____-О от «_31_» _августа 20 22 г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик:
Скворцова Елена Ивановна
г. Калининград - 2022
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическое воспитание дошкольника» имеет естественнонаучную направленность.
Актуальность программы
Детский сад - первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит основная задача - совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. На сегодняшний день в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру, ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам.
В старшем дошкольном возрасте, дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мышление, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации исследовательской активности разработана не в полной мере. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является отсутствие системы внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Вопрос о методике организации детской познавательно - исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов.
Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией.
Изучив педагогические технологии и методы, пришли к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является:
- метод детского экспериментирования.
Так как данный метод поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуален по ряду причин.
Во-первых, помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
В третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
При правильной организации работы когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду мною разработана программа кружка «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста. Совместно с родителями в нашей группе создан центр для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности детей. Материал и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в коробочках или в контейнерах. Исследовательский центр постоянно обновляется и пополняется.
Отличительные особенности программы
Преимущества данной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников как в ДОУ так и в семье. Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, была разработана модель развития исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, которое может быть осуществлено на основе организации поисково-исследовательской деятельности.
В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы
Принципы:
• Принцип открытости - быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
• Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых
• Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
• Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5-7 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 2 года.
На полное освоение программы требуется 15 часов 40 минут. Первый год обучения – 8 месяцев, 7 часов 40 минут; второй год обучения – 8 месяцев, 8 часов. Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп: 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество часов в год – 15 часов 40 минут. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 5-6 лет - 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в месяц.
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 5-6 лет Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека, постепенно начинает осознавать связи и зависимости. Дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца важную работу. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета – светло-красный и темно-красный).
Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера.
Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Память изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. Для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различным предметов и явлений.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст, в котором ребенок овладевает продуктивным воображением, приобретает самостоятельность. Образы воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается ее замысел. Дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании. На шестом году жизни происходят важные изменения в развитии речи, правильное произношение звуков, способность удерживать в памяти большой объем информации. У ребенка развивается прогностическая функция мышления, способность предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий. Творческие проявления становятся более осознанными. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Возрастное естественнонаучное развитие детей в этом возрасте: - проявляют интерес к наблюдению, эксперименту, самостоятельному решению экологических задач;
- определяют сезоны на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей;
- положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия других детей и оценивают чужие результаты;
- проявляют способность к целеполаганию (цель, средства, способ достижения, результат), к обобщению;
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7 лет В возрасте 6-7 лет ребенок уже может эмоционально оценивать свои поступки. Испытывает чувство радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Дети становятся более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях, предвосхищают последствия своих действий. Ребенок может выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут радость. Поведение дошкольников выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Дети продолжают активно сотрудничать, наблюдаются и конкурентные отношения – стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений ребенка о форме, цвете, величине предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и пр.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится богатым и оригинальным, более логичным и последовательным, не похоже на фантазирование детей младших возрастов. При придумывании игры дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при
нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов приводит к появлению первых понятий.
В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы и сам их задает. Речь становится не только средством общения, но и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, целенаправленно следуют к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала. Создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Возрастное естественнонаучное развитие детей в этом возрасте:
− проявляют интерес к наблюдению, эксперименту, самостоятельному решению экологических задач;
− способны осуществлять самоконтроль и самооценку;
− высказываются о сущности явлений, связях и закономерностях процессов, происходящих в природе;
− обобщают представления о росте и развитии растений и животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории - лес, луг, водоем, поле и т. д.);
− планируют последовательность действий; − ищут рациональный способ решения познавательной задачи в игровых и практических ситуациях;
− проявляют чувство любви ко всему живому, способны обучаться некоторым несложным способам охраны природы;
− формируют стойкое положительное отношение к природе.
Педагогическая целесообразность, практическая значимость
программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
Программе свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное в программе и подлежащее освоению детьми содержание знанийпрактических действий способствует проявлению и становлению интересовк познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметови явлений окружающего мира; обогащает ребенка и выявляет его
индивидуальные возможности и уровень развития. Это, как правило, практические виды деятельности доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, комбинирование, моделирование и т.д.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
4.Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и экспериментов.
5. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
6.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.
7. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Принципы отбора содержания:
− принцип систематичности и последовательности;
− принцип доступности;
− принцип наглядности;
− принцип единства развития, обучения и воспитания;
− принцип учёта возрастных особенностей детей;
− принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний; − принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. Его особенной восприимчивостью к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Основные формы и методы | |||||
Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||
Формы, методы и средства организации детей 5-6 лет | |||||
Ситуация обобщения в процессе режимных моментов. Развивающие проблемно практические и проблемно-игровые ситуации, связанные с решением поставленной задачи. Упражнения. Игра на прогулке. игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.; наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.; практический: выполнение практических действий детьми. | Вхождение в воображаемую ситуацию. Проблемные вопросы. Моделирование. Задачи-шутки, задачи в стихах. Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры по экологическому развитию, физминутки, считалки. Головоломки. Задачи на сообразительность. информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др.; | Дидактические игры. Совместная игровая деятельность детей. Выполнение практических действий по получению необходимой информации. | Подбор упражнений и игр, направленных на развитие интеллектуальных операций. День открытых дверей. Консультации. Беседы. | ||
Формы, методы и средства организации детей 6-7 лет | |||||
Наблюдение. Ситуативный разговор. Исследовательская деятельность. Беседы. Развивающие проблемно практические и проблемно-игровые ситуации. Упражнения. Дидактические игры. Проектная деятельность. | Рассматривание и обсуждение. Исследовательская деятельность. Конструирование. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Подвижные игры. Проблемные вопросы.Моделирование. Задачи-шутки, задачи в стихах. Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций. Физминутки,считалки. Головоломки. Задачи на сообразительность. | Игры (дидактические, развивающие, подвижные). Интегрированная детская деятельность. Совместная игровая деятельность детей. Выполнение практических действий по получению необходимой информации. | Анкета. Консультации. Беседа. Консультативные встречи. Подбор упражнений и игр, направленных на развитие интеллектуальных операций. День открытых дверей. |
Планируемые результаты
1 год обучения (дети в возрасте 5-6 лет).
В результате освоения программы первого года обучения дети будут:
1. высказывать предположения об ожидаемом результате;
2. определять цель деятельности, условия её достижения;
3. с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;
4. умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;
5. анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;
6. анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
2 год обучения (дети в возрасте 6-7 лет).
В результате освоения программы второго года обучения обучающиеся будут:
1. уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
2. совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
3. самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;
4. развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Механизм оценивания образовательных результатов
Уровень теоретических знаний.
1. Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
2. Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы. 3. Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
Уровень практических навыков и умений.
1. Низкий уровень. Требуется контроль педагога за практическими заданиями. Требуются постоянные пояснения педагога.
2. Средний уровень. Может работать при подсказке педагога. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
3. Высокий уровень. Четко и самостоятельно выполняет практические задания.
Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный исследователь» применяются:
− входной контроль: беседа, опрос;
− текущий контроль: осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических (творческих) работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога дополнительного образования (тесты, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу обучающихся.
− промежуточный контроль: осуществляется через выставки, конкурсы. − итоговый контроль: осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: экологическая викторина.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Название раздела, темы Виды деятельности | Количество учебных часов /старшая гр./ | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
«Знакомство с детской лабораторией» | 1 | 1 | 2 | Выставка работ | |
«Вода и ее свойства» | 1 | 1 | 2 | Беседа | |
«Твердая вода» | 1 | 1 | 2 | Викторина | |
«Человек» | 1 | 1 | 2 | Беседа | |
«Наши помощники» | 1 | 1 | 2 | Конкурс | |
«Магнетизм» | 1 | 1 | 2 | выставка | |
«Песок и глина» | 1 | 1 | 2 | Экологическая викторина | |
«Воздух и его свойства» | 1 | 1 | 2 | Итоговый контроль | |
ИТОГО: | 8 | 8 | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (15 часов, 20 минут в месяц)
№ | Тема | Задачи исследовательской деятельности | Материал | |
ОКТЯБРЬ «Знакомство с детской лабораторией» | ||||
1 | «Экскурсия в детскую лабораторию» | Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории | Игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. | |
2 | «Волшебные стеклышки» | Познакомить детей с приборами для наблюдения - микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. познакомить с правилами пользования приборами-помощниками | Лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой. | |
НОЯБРЬ «Вода и ее свойства» | ||||
1 | «Волшебница вода» | Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и животных, необходимость охраны утих животных и среды их обитания, о необходимости экономно использовать воду в быту. Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе. | Цветик-семицветик, посылка, плакат «круговорот воды в природе», картинки с изображением водных животных и растений, природоохранные знаки; стол, оборудование под лабораторию; силуэты капелек | |
2 | «Осадки» | Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе; Развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их. Закрепить знания о понятиях «погода», «осадки». Дать знания о происхождении облаков, туч, дождя. Подвести детей к пониманию причинно- следственных связей в природе. | магнитофон, игрушка Каркуша, конверты с письмами, плакаты с круговоротом воды, различными видами облаков. штатив, колба, горючее, земля, стекло; цветные карандаши, бумага, фонарики, разовые стаканчики с жидкостью (вода с молоком) на каждого ребенка. | |
ДЕКАБРЬ «Твердая вода» | ||||
1 | «Свойства льда» | Расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми; помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с огнем; обогащать и расширять словарь детей. | Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода. Магнит, картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы. Свечи, чайные ложки и металлические тарелки, заранее смазанные растительным маслом, сахарный песок, баночки для тушения огня. Семечко подсолнечника. | |
2 | «Волшебный снег» | Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов. | Одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег; упы по количеству детей; по половине разрезанного яблочка на салфетке; ложка одноразовая; три емкости воды; кружочки разного цвета; наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; салфетки и полотенце; медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка; аудиозапись. | |
ЯНВАРЬ «Человек» | ||||
1 | «Что можно почувствовать кожей?» | Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание. | Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой. | |
2 | «Почему все звучит?» | Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон. | |
ФЕВРАЛЬ «Наши помощники» | ||||
1 | «Как мы чувствуем запахи?» | Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования. | Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы). | |
2 | «Лимон!» | 1.Дать детям понятие о витаминах, иммунитете. 2. Воспитывать у детей здоровый образ жизни. 3. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. 4. Ввести в словарь детей слова «иммунитет», «лимонная кислота», «пищевая сода», ржавчина. 5.Продолжать вести наблюдение за погодой, закрепить знание сезонных примет. | Карточки с признаками зимы, лимоны, лимонная кислота, пищевая сода, стеклянная посуда, пластиковые стаканчики, ложки, лоскутки. | |
МАРТ «Магнетизм» | ||||
1 | «Магнит – фокусник» | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. | Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки, Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются» | |
2 | «Стальной барьер» | Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь). | Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель. | |
АПРЕЛЬ «Песок и глина» | ||||
1 | «Песок и глина»
| Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п. | Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.
| |
2 | «Животные и песок» | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы. | |
МАЙ «Воздух и его свойства» | ||||
1 | «Знакомство со свойствами воздуха»
| Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. | |
2 | Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» | Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Цель: Обнаружить, что воздух сжимается.Обнаружить атмосферное давление | Материал: Два термометра, посуда с горячей водой Материал: Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. Пипетки, шприц, подкрашенная вода. Два листа бумаги |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
№ | Название раздела, темы Виды деятельности | Количество учебных часов /подготовительная гр./ | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
«Вода и ее свойства» | 1 | 1 | 2 | Беседа | |
«Воздух и его свойства» | 1 | 1 | 2 | Викторина | |
«Магнетизм» | 1 | 1 | 2 | Опрос | |
«В мире электричества» | 1 | 1 | 2 | Беседа | |
«Вещество. Камни» | 1 | 1 | 2 | Выставка | |
«Песок и глина» | 1 | 1 | 2 | Беседа | |
«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе» | 1 | 1 | 2 | Конкурс | |
«Свет и цвет» | 1 | 1 | 2 | Итоговый контроль | |
ИТОГО: | 8 | 8 | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения (16 часов, 2 часа в месяц)
№ | Тема | Задачи исследовательской деятельности | Материал | |
ОКТЯБРЬ «Вода и ее свойства» | ||||
1 | «Свойства воды. Очищение воды» | Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами, о давлении и силе воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовать эксперимент и получить результат. Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки. | Глобус, презентация «Голубая планета», для опыта «Водяная мельница»- (из набора для опытов)- 3 ковшика, держатель, рукоятка; пробирка, подставка для пробирок, соломинки; 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка | |
2 | «Воздух и вода» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. | Мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька. | |
НОЯБРЬ «Воздух и его свойства» | ||||
1 | «Неизвестное - рядом» | Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. | Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка | |
2 | «Воздух занимает место» | Показать, что воздух занимает место | Двухлитровая миска, пробка (натуральная), прозрачный стакан. | |
ДЕКАБРЬ «Магнетизм» | ||||
1 | «Волшебная монета» | Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность. | Шесть медных монет. | |
2 | «Как работает термометр» | Посмотреть, как работает термометр. | Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка. | |
ЯНВАРЬ «В мире электричества» | ||||
1 | «Как увидеть и услышать электричество» Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» | Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. | |
2 | «Электроприборы» | Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность. | Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. | |
ФЕВРАЛЬ «Вещество. Камни» | ||||
1 | «Удивительные камни»
| Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. | Фотографии, картины гор и горных ландшафтов, сундучок ощущений. Набор схем – рисунков. Шапка ученого. Набор камней на каждого ребенка. Лупы. Стакан с водой, ложка. Большие подносы. Салфетки маленькие. Салфетки большие. Коробка с ячейками. | |
2 | «Живые камни» | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. | |
МАРТ «Песок и глина» | ||||
1 | Сравнение свойств Опыты: «песка и глины» | Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности. | Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы. | |
2 | «Можно ли менять форму камня и глины» | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. | |
АПРЕЛЬ «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе» | ||||
1 | «Солнце, Земля и другие планеты»
| Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. | Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы | |
2 | «Установление способности растения к поиску света» | Установить, как растение ищет свет. | Домашнее растение. | |
МАЙ «Свет и цвет» | ||||
1 | «Откуда радуга берется?». | Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. | Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма. | |
2 | «Свет вокруг нас».
| Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь» |
1 | Начало учебного года | 01 октября |
2 | Продолжительность учебного периода на каждом году обучения | 32 учебных недели |
3 | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 2 раза в месяц |
5 | Количество занятий на каждом году обучения | 16 занятий |
6 | Количество часов всего | 31 час 40 минут |
7 | Окончание учебного года | 31 мая |
8 | Период реализации программы | 01.10.2022 – 31.05.2024 |
Организационно-педагогические условия реализации программы Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юный исследователь» обеспечивается за счет:
− доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
− наличия комфортной развивающей образовательной среды;
−наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
− применение современных педагогических технологий.
Материально-технические условия реализации программы Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет, оборудованный современной мебелью соответственно возрасту детей, и рабочее место педагога.
Материально-техническое обеспечение:
Материалы, находящиеся в центре распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
- Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
- Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
- Бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
- Красители: гуашь, акварель и т.д.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.
Дополнительное оборудование
- Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
- карточки-схемы проведения опытов и экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
- Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
- На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Методическое обеспечение программы
Направление развития | Методическое обеспечение |
Познавательное развитие | Перспективный план работы кружка Диагностический инструментарий Развивающая среда. Дидактические игры. Игры-эксперименты. |
Старший дошкольный возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Метод - это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных задач.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используются так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
Метод наблюдения - относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения используются следующие:
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. А также
Элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Из словесных методов используются следующие:
Рассказы воспитателя.
Основная задача этого метода - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями
Рассказы детей.
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.Также в работе с детьми используются различные формы работы с детьми:- фронтальные;- групповые;- индивидуальные.
Методические рекомендации:
Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.
Применяются следующие формы контроля:
Методы педагогического мониторинга:
− опрос;
− наблюдение;
− практическое задание.
Формы педагогического мониторинга:
− контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
− собеседования.
Способы и формы проверки результатов
Мониторинг уровня развития детей по реализации программы кружка
Уровни | Отношение к эксперимен-тальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательством | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. | Не видит проблему самостоятельно. Не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других | Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. | Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам. |
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксируется в таблице в начале и конце года.
№ п/п | Отношение к эксперимен-тальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | ИТОГО | ||||||
с | с | с | с | с | с | |||||||
н | с | с | с | с | с | |||||||
с | с | н | н | н | н | |||||||
с | с | с | с | с | с | |||||||
н | н | н | н | н | н | |||||||
н | с | с | н | н | н | |||||||
с | с | н | с | с | с | |||||||
н | с | н | с | н | н | |||||||
н | н | н | н | н | н | |||||||
с | с | с | с | н | с | |||||||
н | с | н | н | с | н | |||||||
с | с | с | н | н | с | |||||||
н | н | н | н | н | н |
Список литературы:
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Литература для педагогов:
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. -192 с. (Ребенок в мире поиска).
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
- Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России, 2007.
- Дыбина О.В «Из чего сделаны предметы» Под ред. Дыбиной О.В.. – ООО «ТЦ Сфера», 2010. – 124 с.
- Дыбина О.В «Что было до…» Под ред. Дыбиной О.В.. – ООО «ТЦ Сфера», 2010. – 155 с.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Прохоровой Л.Н.. – М.:АРКТИ, 2007. – 64с.
- Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? [Текст] / А.. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 51-54
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
- План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Гончарова Н.В. и др., под ред. Михайловой З.А..-2-е изд. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
- Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Москва 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)
Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог».
quot;Юный эколог"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные учёные»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности«Юные учёные»...
Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи" направленна на потребность ребёнка в познании окружающе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...