Художественно-эстетическое развитие дошкольников через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
статья на тему
В данной статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, автор обращается к поиску эффективных педагогических условий, методов и приемов организации работы с художественной литературой, способствующих формированию нравственных представлений дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burnasheva_olga_anatolevna.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурнашева Ольга Анатольевна,
воспитатель
МБДОУ «Обуховский детский сад «Земляничка»
Старооскольского городского округа
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СТИМУЛИРОВАНИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРСОНАЖАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В дошкольном образовании в соответствии с ФГОС дошкольного образования существенное внимание уделяется восприятию и осмыслению детьми музыкальных произведений, народного устного творчества, детской литературы, стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений; осуществлению самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Модель поведения, которая выстраивается в раннем возрасте, будет в предстоящем обуславливать не только успешное обучение и развитие личности, но и социальные отношения в мире. Дошкольный возраст является сенситивным для освоения нравственных общепризнанных норм и правил, закладывания основ высоконравственного действия. Конкретно, ввиду собственной высочайшей значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников постоянно находилась в центре внимания выдающихся преподавателей, из них В. Г. Нечаева, В. А. Сухомлинский, Н. С. Капринская, А. М. Виноградова, В. И. Логинова, Б. Т. Лихачев и др. Они занимались поиском более действенных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольном учреждении.
В качестве одной из важнейших элементов нравственного развития выступает сопереживание. «Сопереживать, согласно толковому словарю Т. Ф. Ефремовой, следовательно испытывать совместно с кем-либо, разделять чьи-либо волнения и проникаться эмоциями и идеями изображаемого персонажа (в театральном искусстве)» .
Большим потенциалом при формировании моральных качеств, в том числе и сопереживания, обладают художественные произведения. Это подтверждается и мнением ученых, которые видят ознакомление детей с художественной литературой одним из важнейших средств нравственного воспитания дошкольников (М. М. Конина, О. И. Соловьева, Л. Б. Фесюкова, Е. Ф. Лунина и др.). Л. П. Стрелкова Н.С. Ежкова, в собственных исследованиях концентрирует внимание на такой особенности художественного восприятия ребенка дошкольного возраста, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.
«Осознание детьми дошкольного возраста художественной литературы в равной мере как усиленное и самостоятельное движение, что подразумевает никак не бездеятельное содержание, а именно деятельность, которая реализуется во внутреннем содействии, сопереживании героям произведения, выдуманном перенесении происшествий на самого себя, в результате чего у ребенка возникает эффект как будто он сам лично присутствует и принимает участие в событиях художественного произведения» .
Художественно-эстетическое развитие дошкольников с применением детской художественной литературы возможно при создании учителем обстоятельств и применении определенных конфигураций и результативных способов, сориентированных в развитие моральных взглядов, оценок, содействующих зарождению нравственных чувств. Выбор художественных произведений обязан повиноваться установленным условиям: содержание произведения должно быть общедоступно осмыслению ребенка, изложено лаконично и последовательно; разногласие между персонажами должен находиться в основе сюжета произведения; а решение его может быть предложено равно как с поддержкой преподавателя, вслед за тем и лично ребятами.
С целью стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений каждое занятие с детьми должно включать в себя различные формы деятельности, представляемые в установленной очередности: 1) создание мотивации ожидающей работы (предыстория) и ознакомление с произведением; 2) характеристика основных героев, выявление противоречий или конфликта; 3) отреагирование конфликтной ситуации, отбор линий ее разрешения в ходе проигрывания мини-этюдов, выстраивания разоворов, игровых ситуаций, в которых ребенок имел бы шанс сформулировать собственное восприятие ситуации и позиции к ней опосредованно, при помощи утверждение значимости.
Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, созданных в дошкольной педагогике и представленных в данной статье, открывает большие возможности перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста с целью развития моральных взглядов ребенка. Каждый метод являет собой способ достижения установленной цели на пути пошагового развития нравственных суждений, развития и поддержания моральных эмоций и линии поведения детей в целом.
Список литературы:
1.Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка/Т.Ф. Ефремова; в 3 томах. АСТ, Астрель, Харвест, Lingua. 2005. – С.802
2.Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. №21. С. 707-709. URL https://moluch.ru/archive/101/22975/ (дата обращения: 01.10.2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений посредством их драматизации
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений посредством их драматизации...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...
Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой
Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»
Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности. Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...