Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира
методическая разработка на тему
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_doklad_sent_15.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной
категории Петракова Ю.П.
Сентябрь 2015год.
Мастер-класс
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Цель мастер – класса: представить педагогам эффективный прием работы по формированию экологической культуры через исследование окружающего мира с помощью сказки и презентации.
Задачи:
1. Обучить участников и аудиторию предложенным опытам с использованием одной из стихий – вода.
2. Доказать универсальность использованного приема с помощью сказки со знаменитым героем и использованием презентации, развивая при этом воображение и фантазию детей, логическое мышление.
3. Благодаря сочетанию различных методических приемов (эксперимент, мимические упражнения, презентация) и объединению их сказкой показать простоту и доступность в обучении и развитии детей.
Методическое обеспечение и оборудование: 3 емкости с водой, 6 емкостей с песком, заготовки кувшинок, пластиковые прозрачные стаканы на каждого участника, виноградинки, минеральная вода, банка с горячей водой, крышка с дырочкой, кубики льда, печатки следов, маленькие стаканчики с землей и семенами, лейки, Цветик-семицветик, тканевые бабочки для проведения рефлексии мастера – класса.
I. Подготовительно – организационный этап
Уважаемые коллеги!
В настоящее время проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения является одной из приоритетных педагогических проблем. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.
Позиция бережного отношения к природе сегодня – фундамент для жизни на Земле завтра!
Уважаемые коллеги, какую основную форму работы вы предложили бы по формированию экологической культуры у детей 6-7 лет?
(Ответы)
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Соответственно огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность (проведение опытов, экспериментов и наблюдений, направленная на «открытие нового» и развитие продуктивных форм мышления.
Чтобы ребенок получил достоверную информацию об окружающем мире, какие органы чувств у него надо задействовать?
(Ответы)
Вы правы. Недаром китайская пословица гласит:
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в экспериментальной деятельности, которую можно использовать в работе с детьми, а также, применять как интерактивную форму работы с родителями, например на тематическом родительском собрании.
Вам необходимо сгруппироваться у столиков с подготовленным оборудованием. Нужно последовательно действовать в соответствии с инструкцией, помогать друг другу, либо активно наблюдать и анализировать. Педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, я надеюсь, найдут для себя что-то новое, а неработающие по данной проблеме, поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Коллеги, как вы думаете, какую лучше взять мотивацию к проведению познавательно – исследовательской деятельности?
(Ответы)
Чтобы детям было легче воспринимать и понимать новую информацию, проведем экспериментирование с разными материалами в форме игры-сказки. Как вы думаете, почему я обратилась к сказке?
(Ответы)
Показ опытов в виде сказки - достаточно эффективный метод, потому что детям легче воспринимать и понимать неизведанное в близкой для них форме сказки.
II. Основная часть
Сказка «Необычное путешествие Кроша».
В одной сказочной стране жили Смешарики. Вы знаете, как звали самого любопытного и непоседливого героя из этой страны?
(Ответы присутствующих)
Самым непоседливым был Крош, он всюду совал свой любопытный нос. Однажды он отправился в путешествие и увидел много нового и интересного.
Сначала на его пути оказался небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов. А что это за цветы, вы сможете угадать, глядя на них?
(Ответы)
Опыт № 1.
Вырезанные из цветной бумаги цветы, опустите на воду, налитую в емкость. Что происходит с кувшинками?
(Ответы)
А как вы думаете, почему они распускаются?
(Ответы)
Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки разворачиваются.
Солнышко уже взошло, и Крош увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Он стоял, любовался ими пока все лепестки не легли на воду. Подойдя ближе к кромке воды, он увидел еще одно чудо.
Какие-то маленькие существа, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали.
Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Им было так весело: они поднимались вверх на поверхность воды, а потом опускались вниз, вверх-вниз, вверх-вниз… Наблюдая за рыбками, Крош не мог оторвать глаз и готов был резвиться вместе с ними.
Найдите, что на вашем столе напоминает по форме рыбок?
(Ответы)
Опыт № 2.
В стакан со свежей газированной водой бросьте виноградинку.
Почему виноградинка сначала опустилась вниз, а затем поднялись вверх?
(Ответы присутствующих)
С чем можно сравнить пузырек воздуха? На что он похож?
(Ответы)
Вывод: пузырьки воздуха окружают виноградинку и поднимают ее на поверхность, затем они лопаются и виноградинка опускается вниз.
Но тут подул ветер, на небе появились тучи. И вдруг пошел дождь. Крош впервые видел огромные капли, падающие на землю. Кап-кап-кап – падали капли на воду, на лепестки кувшинок, на песок у берега.
Я сейчас вам покажу, что увидел Крош. Этот опыт предполагает соблюдение техники безопасности, поэтому его демонстрирует воспитатель, а дети наблюдают и делают выводы.
Опыт № 3.
Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда.
Почему у нас в баночке пошел «дождь»?
(Ответы)
Вывод: теплый пар поднимается вверх, и лед начинает таять.
А вы можете изобразить какой дождь услышал Крош? Как можно сымитировать капли дождя?
(Имитация дождя)
Дождь бывает разный, и Крош не знал этого. Он испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Кролик решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы.
Опыт № 4.
Возьмите леечки и слегка полейте песок в одной из емкостей. Сделайте несколько отпечатков на мокром песке, а несколько на сухом.
А вы могли бы определить, чьи это следы?
На каком песке отпечатки видны лучше? Почему?
(Ответы)
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму.
Шел, шел Крош и увидел перед собой огромный луг. Трава здесь была такая зеленая, такая мягкая, такая сочная! «Вот бы такая травка росла у меня дома» - подумал Крош.
Возьмите по одному стаканчику с землей, сверху плотным слоем насыпьте семена, затем еще один слой земли. Что нужно сделать еще?
(Ответы)
Вывод: стаканчики прозрачные и будет удобно наблюдать за ростом травы. Нужно только не забывать поливать и рыхлить почву.
К цветам на лугу подлетали маленькие яркие бабочки. Они, то порхали над цветами, то замирали на лепестках. Как вы думаете, какое настроение стало у Кроша? Покажите мимикой на своем лице, что почувствовал Крош от окружающей красоты?
(Мимическое упражнение)
Крошу очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И если у него будут появляться вопросы, он сможет всегда обратиться к вам. Вы поможете ему?
(Ответы)
Ну, конечно же, ведь в каждом детском саду, так много любознательных и непоседливых Крошей.
III. Заключительное слово.
Уважаемые коллеги, какие чувства возникали у вас в ходе экспериментальной деятельности, когда вы слушали сказку про Кроша?
(Ответы)
Какой методический прием, по вашему мнению, использованный мною, был самым удачным?
(Ответы)
Спасибо за ваши советы, я ими с удовольствием воспользуюсь. Надеюсь, я доказала вам, что с помощью сказки и презентации экспериментальная деятельность становится еще интересней для детей и делает их активными участниками событий, происходящими с героем.
Рефлексия «Цветок»
И в заключении хочу сказать. Большое счастье, когда человек любит свой труд и увлечен тем, что делает. Оцените мастер-класс с помощью маленьких бабочек. Поместите их на выбранный вами лепесток моего Цветика-Семицветика каждый лепесток, которого передает ваше ощущение от проведенного практикума. Спасибо!
(На лепестках надписи: трудно; не интересно; легко и интересно; почувствовал радость; интересно, но трудно; здорово; полезно и поучительно) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...
Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
Эффективный прием работы по формированию экологической культуры через исследование окружающего мира с помощью сказки....
Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследованиеокружающего мира»...
Мастер-класс «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Материал будет полезен для педагогов детей дошкольного возраста...
презентация "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира"
презентация...
Мастер – класс для педагогов «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Мастер – класс для педагогов«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»...
Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
Экологические проблемы в настоящее время несут глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Г...