Мастер – класс для педагогов «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
методическая разработка по окружающему миру
Мастер – класс для педагогов
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Воспитатель: Сивцева Л.А.
Цель мастер – класса: представить педагогам эффективный прием работы по формированию экологической культуры через исследование окружающего мира с помощью сказки и презентации.
Задачи:
1.Обучить участников и аудиторию предложенным опытам с использованием одной из стихий – вода.
2. Доказать универсальность использованного приема с помощью сказки со знаменитым героем и использованием презентации, развивая при этом воображение и фантазию детей, логическое мышление.
3.Благодаря сочетанию различных методических приемов (эксперимент, мимические упражнения, презентация) и объединению их сказкой показать простоту и доступность в обучении и развитии детей.
Методическое обеспечение и оборудование: фильм – презентация, 3 емкости с водой, 6 емкостей с песком, заготовки кувшинок, пластиковые прозрачные стаканы на каждого участника, виноградинки, минеральная вода, банка с горячей водой, крышка с дырочкой, кубики льда, печатки следов, маленькие стаканчики с землей и семенами, лейки, Цветик-семицветик, тканевые бабочки для проведения рефлексии мастера – класса.
I. Подготовительно – организационный этап
Уважаемые коллеги!
В настоящее время проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения является одной из приоритетных педагогических проблем. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.
Позиция бережного отношения к природе сегодня – фундамент для жизни на Земле завтра!
Уважаемые коллеги, какую основную форму работы вы предложили бы по формированию экологической культуры у детей 6-7 лет?
(Ответы)
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Соответственно огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность (проведение опытов, экспериментов и наблюдений, направленная на «открытие нового» и развитие продуктивных форм мышления.
Чтобы ребенок получил достоверную информацию об окружающем мире, какие органы чувств у него надо задействовать?
(Ответы)
Вы правы. Недаром китайская пословица гласит:
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в экспериментальной деятельности, которую можно использовать в работе с детьми, а также, применять как интерактивную форму работы с родителями, например на тематическом родительском собрании.
Вам необходимо сгруппироваться у столиков с подготовленным оборудованием. Нужно последовательно выполнять определенные действия, то есть, действовать в соответствии с инструкцией, помогать друг другу, либо активно наблюдать и анализировать. Педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, я надеюсь, найдут для себя что-то новое, а неработающие по данной проблеме, поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Коллеги, как вы думаете, какую лучше взять мотивацию к проведению познавательно – исследовательской деятельности?
(Ответы)
Чтобы детям было легче воспринимать и понимать новую информацию, проведем экспериментирование с разными материалами в форме игры-сказки. Как вы думаете, почему я обратилась к сказке?
(Ответы)
Показ опытов в виде сказки - достаточно эффективный метод, потому что детям легче воспринимать и понимать неизведанное в близкой для них форме сказки. Для современного поколения детей «Индиго» характерна фотографическая память. Какой методический прием может оказаться подспорьем в нашей работе, для развития фотографической памяти?
(Ответы)
В данном случае - это презентация.
(Включение презентации)
II. Основная часть
Сказка
«Необычное путешествие Кроша».
В одной сказочной стране жили Смешарики. Вы знаете, как звали самого любопытного и непоседливого героя из этой страны?
(Ответы присутствующих)
Самым непоседливым был Крош, он всюду совал свой любопытный нос. Однажды он отправился в путешествие и увидел много нового и интересного.
Сначала на его пути оказался небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов. А что это за цветы, вы сможете угадать, глядя на них?
(Ответы)
Опыт № 1.
Вырезанные из цветной бумаги цветы, опустите на воду, налитую в емкость. Что происходит с кувшинками?
(Ответы)
А как вы думаете, почему они распускаются?
(Ответы)
Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки разворачиваются.
Солнышко уже взошло, и Крош увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Он стоял, любовался ими пока все лепестки не легли на воду. Подойдя ближе к кромке воды, он увидел еще одно чудо.
Какие-то маленькие существа, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали.
Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Им было так весело: они поднимались вверх на поверхность воды, а потом опускались вниз, вверх-вниз, вверх-вниз… Наблюдая за рыбками, Крош не мог оторвать глаз и готов был резвиться вместе с ними.
Найдите, что на вашем столе напоминает по форме рыбок?
(Ответы)
Опыт № 2.
В стакан со свежей газированной водой бросьте виноградинку).
Почему виноградинка сначала опустилась вниз, а затем поднялись вверх?
(Ответы присутствующих)
С чем можно сравнить пузырек воздуха? На что он похож?
(Ответы)
Вывод: пузырьки воздуха окружают виноградинку и поднимают ее на поверхность, затем они лопаются и виноградинка опускается вниз.
Но тут подул ветер, на небе появились тучи. И вдруг пошел дождь. Крош впервые видел огромные капли, падающие на землю. Кап-кап-кап – падали капли на воду, на лепестки кувшинок, на песок у берега.
Я сейчас вам покажу, что увидел Крош. Этот опыт предполагает соблюдение техники безопасности, поэтому его демонстрирует воспитатель, а дети наблюдают и делают выводы.
Опыт № 3.
Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда.
Почему у нас в баночке пошел «дождь»?
(Ответы)
Вывод: теплый пар поднимается вверх, и лед начинает таять.
А вы можете изобразить какой дождь услышал Крош? Как можно сымитировать капли дождя?
(Имитация дождя)
Дождь бывает разный, и Крош не знал этого. Он испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Кролик решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы.
Опыт № 4.
Возьмите леечки и слегка полейте песок в одной из емкостей. Сделайте несколько отпечатков на мокром песке, а несколько на сухом.
А вы могли бы определить, чьи это следы?
На каком песке отпечатки видны лучше? Почему?
(Ответы)
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму.
Шел, шел Крош и увидел перед собой огромный луг. Трава здесь была такая зеленая, такая мягкая, такая сочная! «Вот бы такая травка росла у меня дома» - подумал Крош.
Возьмите по одному стаканчику с землей, сверху плотным слоем насыпьте семена, затем еще один слой земли. Что нужно сделать еще?
(Ответы)
Вывод: стаканчики прозрачные и будет удобно наблюдать за ростом травы. Нужно только не забывать поливать и рыхлить почву.
К цветам на лугу подлетали маленькие яркие бабочки. Они, то порхали над цветами, то замирали на лепестках. Как вы думаете, какое настроение стало у Кроша? Покажите мимикой на своем лице, что почувствовал Крош от окружающей красоты?
(Мимическое упражнение)
Крошу очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И если у него будут появляться вопросы, он сможет всегда обратиться к вам. Вы поможете ему?
(Ответы)
Ну, конечно же, ведь в каждом детском саду, так много любознательных и непоседливых Крошей.
III. Заключительное слово.
Уважаемые коллеги, какие чувства возникали у вас в ходе экспериментальной деятельности, когда вы слушали сказку про Кроша?
(Ответы)
Какой методический прием, по вашему мнению, использованный мною, был самым удачным?
(Ответы)
Спасибо за ваши советы, я ими с удовольствием воспользуюсь. Надеюсь, я доказала вам, что с помощью сказки и презентации экспериментальная деятельность становится еще интересней для детей и делает их активными участниками событий, происходящими с героем.
Рефлексия «Цветок»
И в заключении хочу сказать. Большое счастье, когда человек любит свой труд и увлечен тем, что делает. Оцените мастер-класс с помощью маленьких бабочек. Поместите их на выбранный вами лепесток моего Цветика-Семицветика каждый лепесток, которого передает ваше ощущение от проведенного практикума. Спасибо!
(На лепестках надписи: трудно; не интересно; легко и интересно; почувствовал радость; интересно, но трудно; здорово; полезно и поучительно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...
Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...
Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
Эффективный прием работы по формированию экологической культуры через исследование окружающего мира с помощью сказки....
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира...
Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследованиеокружающего мира»...
Мастер-класс «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Материал будет полезен для педагогов детей дошкольного возраста...