Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бачинина Ирина Анатольевна

Эффективный прием работы по формированию экологической культуры  через исследование окружающего мира с помощью сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»

   

                                                                       

Цель мастер – класса: представить конкурсантам эффективный прием работы по формированию экологической культуры  через исследование окружающего мира с помощью сказки и презентации.

Задачи:

  1. Обучить участников и аудиторию предложенным опытам с использованием одной из стихий – вода.
  2. Доказать универсальность использованного  приема с помощью сказки со знаменитым героем и использованием презентации, развивая при этом воображение и фантазию детей, логическое мышление.
  3. Благодаря сочетанию различных методических приемов (эксперимент, мимические упражнения, презентация) и объединению их сказкой  показать простоту и доступность в обучении и развитии детей.

Методическое обеспечение и оборудование: фильм – презентация, 3 емкости с водой, 6 емкостей с песком, заготовки кувшинок, пластиковые прозрачные стаканы на каждого участника, виноградинки,  минеральная вода, банка с горячей водой, крышка с дырочкой, кубики льда,  печатки следов, маленькие стаканчики с землей и семенами, лейки, Цветик-семицветик, тканевые бабочки  для проведения рефлексии мастера – класса.

  1. Подготовительно – организационный этап

Уважаемые коллеги!

В настоящее время проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения является одной из приоритетных педагогических проблем. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Позиция бережного отношения к природе сегодня – фундамент для жизни на Земле завтра!

Уважаемые коллеги, какую основную форму работы вы предложили бы по формированию экологической культуры у детей 6-7 лет?

(Ответы)

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Соответственно огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность (проведение опытов, экспериментов и наблюдений), направленная на «открытие нового» и развитие продуктивных форм мышления.

Чтобы ребенок получил достоверную информацию об окружающем мире, какие органы чувств у него надо задействовать?

(Ответы)

Вы правы. Недаром   китайская пословица гласит:

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в экспериментальной деятельности, которую можно использовать в работе с детьми, а также, применять как интерактивную форму работы с родителями, например на тематическом родительском собрании. 

Вам необходимо сгруппироваться у столиков с подготовленным оборудованием. Нужно последовательно выполнять определенные действия, то есть, действовать в соответствии с инструкцией, помогать друг другу, либо активно наблюдать и анализировать. Педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, я надеюсь, найдут для себя что-то новое, а неработающие по данной проблеме, поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. 

Коллеги, как вы думаете, какую лучше взять мотивацию к проведению познавательно – исследовательской деятельности?

(Ответы)

Чтобы детям было легче воспринимать и понимать новую информацию, проведем экспериментирование с разными материалами в форме игры-сказки. Как вы думаете, почему я обратилась к сказке?

(Ответы)

Показ опытов в виде сказки - достаточно эффективный метод, потому что детям легче воспринимать и понимать  неизведанное в близкой для них форме сказки.  Для современного поколения детей «Индиго» характерна фотографическая память. Какой методический прием может оказаться подспорьем в нашей работе, для развития фотографической памяти?

(Ответы)

В данном случае -  это презентация.

(Включение презентации)

  1. Основная часть

Сказка

«Необычное путешествие Кроша».

 

В одной сказочной стране жили Смешарики. Вы знаете, как звали самого любопытного и непоседливого героя из этой страны?

(Ответы присутствующих)

Самым непоседливым был Крош, он всюду совал свой любопытный нос. Однажды он отправился в путешествие и увидел много нового и интересного.

Сначала на его пути оказался небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов. А что это за цветы, вы сможете угадать, глядя на них?

(Ответы)

Опыт № 1.

Вырезанные из цветной бумаги цветы, опустите на воду, налитую в емкость. Что происходит с кувшинками?

(Ответы)

А как вы думаете, почему они распускаются?

(Ответы)

Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки разворачиваются.

Солнышко уже  взошло, и Крош  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Он стоял, любовался ими пока все лепестки не легли на воду. Подойдя ближе к кромке воды, он увидел еще одно чудо.

Какие-то маленькие существа, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. 

Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Им было так весело: они поднимались вверх на поверхность воды, а потом опускались вниз, вверх-вниз, вверх-вниз…  Наблюдая за рыбками, Крош не мог оторвать глаз и готов был резвиться вместе с ними.

Найдите, что на вашем столе напоминает по форме рыбок?

(Ответы)

Опыт № 2.

 В стакан со свежей газированной водой бросьте виноградинку). 

Почему виноградинка сначала опустилась вниз, а затем поднялись вверх?

(Ответы присутствующих)

С чем можно сравнить пузырек воздуха? На что он похож?

(Ответы)

Вывод: пузырьки воздуха окружают виноградинку и поднимают ее на поверхность, затем они лопаются и виноградинка опускается вниз.

Но тут подул ветер, на небе появились тучи.  И вдруг пошел дождь. Крош впервые видел огромные капли, падающие на землю. Кап-кап-кап – падали капли на воду, на лепестки кувшинок, на песок у берега.

Я сейчас вам покажу, что увидел Крош.  Этот опыт предполагает соблюдение техники безопасности, поэтому его демонстрирует воспитатель, а дети наблюдают и делают выводы.

Опыт № 3.

Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда.

Почему у нас в баночке пошел «дождь»?

(Ответы)

Вывод: теплый пар поднимается вверх, и лед начинает таять.

А вы можете изобразить какой дождь услышал Крош? Как можно сымитировать капли дождя?

( Имитация дождя)

Дождь бывает разный, и Крош не знал этого. Он испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Кролик решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы. 

Опыт № 4.

Возьмите леечки и слегка полейте песок в одной из емкостей. Сделайте несколько отпечатков на мокром песке, а несколько на сухом.

А вы могли бы определить, чьи это следы?

На каком песке отпечатки видны лучше? Почему?

 (Ответы)

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму.

Шел, шел Крош и увидел перед собой огромный луг. Трава здесь была такая зеленая, такая мягкая, такая сочная! «Вот бы такая травка росла у меня дома» - подумал Крош.

Возьмите по одному стаканчику с землей, сверху плотным слоем насыпьте семена, затем еще один слой земли. Что нужно сделать еще?

(Ответы)

Вывод: стаканчики прозрачные и будет удобно наблюдать за ростом травы. Нужно только не забывать поливать и рыхлить почву.

К цветам на лугу подлетали маленькие яркие  бабочки. Они, то порхали над цветами, то замирали на лепестках. Как вы думаете, какое настроение стало у Кроша? Покажите мимикой на своем лице, что почувствовал Крош от окружающей красоты?

                                        (Мимическое упражнение)

Крошу очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И если у него будут появляться вопросы, он сможет всегда обратиться к вам. Вы поможете ему?

(Ответы)

Ну, конечно же, ведь в каждом детском саду, так много любознательных и непоседливых Крошей.

  1. Заключительное слово.

Уважаемые коллеги, какие чувства возникали у вас в ходе экспериментальной деятельности, когда вы слушали сказку про Кроша?

                                                  (Ответы)

Какой методический прием, по вашему мнению, использованный мною, был самым удачным?

                                                   (Ответы)

Спасибо за ваши советы, я ими с удовольствием воспользуюсь. Надеюсь, я доказала вам, что с помощью сказки и презентации экспериментальная деятельность становится еще интересней для детей и делает их активными участниками событий, происходящими с героем.

Рефлексия «Цветок»

И в заключении хочу сказать. Большое счастье, когда человек любит свой труд и увлечен тем, что делает. Оцените  мастер-класс с помощью маленьких бабочек. Поместите  их  на выбранный вами лепесток моего Цветика-Семицветика каждый лепесток, которого передает ваше ощущение  от проведенного практикума. Спасибо!

(На лепестках надписи: трудно; не интересно; легко и интересно; почувствовал радость; интересно, но трудно; здорово; полезно и поучительно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира...

Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»

Самоанализ мастер- класса   «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследованиеокружающего мира»...

Мастер – класс для педагогов «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»

Мастер – класс для педагогов«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»...