Развитие дружеских взаимоотношений младших дошкольников в процессе театрализованной игры
статья по теме
Обобщения опыта " Развитие дружеских взаимоотношений младших дошкольников в процессе театрализованной игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпиталева.О.А.,
Научный руководитель-ст.преп. Н.Г. Верещагина
(Алтайская государственная академияобразования
им.В.М.Шукшина,Бийск)
Развитие дружеских взаимоотношений младших дошкольников в процессе театрализованной игры
Трудно представить жизнь без друзей и общения с другими людьми.Дошкольный возраст является периодом первоначального развития взаимоотношений с другими людьми. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, влияющее на развитие его личности. Дошкольники, которые умеют общаться с другими детьми, способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные, или трагические события.
С.А. Козлова рассматривает понятие «дружба» - как чувства, эмоциональную привязанность, феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание [1,с 98].
Уже младшие дошкольники проявляют избирательное отношение к сверстникам. Объект дружбы в этом возрасте часто меняется, нет длительных дружеских группировок. Однако этот период дружбы важен и необходим, так как именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности.
Важную роль в развитии дружеских взаимоотношений у детей играет театрализованная игра, которая соединяет в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Это позволяет использовать данный вид игры в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительными персонажами, но и с отрицательными, непривлекательными. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих, что квалифицируется как эмпатия, или сочувствие и содействие к сверстникам и взрослым [2].
Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление. Это говорит о её широком развивающем потенциале. Поэтому было решено провести экспериментальное исследование, целью которого выявлениеэффективности театрализованной игры в развитии дружеских взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения детский сад «Светлячок» с. Алтайское. Для определения уровня развития дружеских взаимоотношений у детей младшей группыприменялась методика«Социометрия» [3].
Как показывают полученные данные в экспериментальной и контрольной группе 20% детей с высоким статусом (социометрические «звезды»), эти дети получили наибольшее число выборов. Они являются лидерами, к ним все тянутся, симпатизируют им многие сверстники, они имеют организаторские способности, все хотят с ними дружить и играть.Социометрический статус категории «принятых»в экспериментальнойгруппе имеют50% детей, в контрольной 60%. Эти дети, особенно не выделяются, тихие, спокойные, покладистые. Они играют в любые игры, доброжелательно относятся к другим детям.20% детей в контрольной и экспериментальной группе, не могут наладить отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы, часто конфликтуют. Таким образом, этих детей можно отнести к категории «непринятых».В экспериментальной группе 10% детей ведет себя очень скромно, тихо, не принимает участие в коллективных играх, ни с кем из группы не дружит (изолированный).Коэффициента взаимности составил 30%в экспериментальной, 50% в контрольной.Уровень благополучия взаимоотношений в обеих группах – высокий.
Анализ наблюдения за взаимоотношениями детей показал, что в экспериментальной группе общение и игра проходит хаотично, дети часто меняют партнеров по игре и общению. А также в этой группе много детей, которые вообще играют в одиночку и плохо идут на контакт с другими детьми.
На формирующем этапе был разработан комплекс театрализованных игрспособствующих развитию дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста.При подборе литературных произведенийучитывали следующие принципы: содержательность произведения, яркость и динамичность образов, большая смысловая нагрузка. В ходе этапа работы были проведены игры по сказкам «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» и др.
Работая с литературным произведением, для нас было важным сосредоточить внимание и переживания детей на текстах, где в качестве главного героя выступает персонаж, характеризующийся высоконравственными качествами личности, художественные средства, в изображении которого способствуют глубокому эмоциональному воздействию на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Особенности методики работы над этой группой произведений, раскрывающих смысл дружелюбия, сочувствия и сопереживания, заключались в следующем: детям читали произведение с последующим обсуждением его содержания, анализировали поступки персонажей. Опираясь на их высказывания, подводили итог, стараясь быть ближе к уровню детского понимания образа, ситуации, поступка. Осмыслению нравственной стороны жизненного явления способствовал сопоставление того как поступают, а как не поступают друзья.
В ходе проведения контрольного этапа эксперимента было установлено, что в экспериментальной группе количество детей со статусной категорией «Принятые» увеличилось на 30%. В контрольной группе динамика составила лишь 10%. В экспериментальной группе на 20% сократилось число детей с категорией «Непринятые», тогда как в контрольной динамика составила 10 %.
Значительное повышение наблюдается в показателяхэкспериментальной группы и соответствует 30%. В контрольной группе показатели остались, примерно, на том же уровне, и динамика характеризуется до 10 %.
Таким образом, в процессе проведения театрализованных игр у младших дошкольников мы развивали представления о важнейших нравственных понятиях, воспитывали эмоционально-положительное отношение не только к друзьям и к сверстникам, но и к другим людям.В процессе опытно-экспериментальной работы мы стремились преодолеть отчужденные позиции в отношении сверстников, не пользующихся популярностью, разрушить барьеры, отгораживающие ребенка от других. Важным представлялось показать самоценность каждой личности. Ведь подчеркнутое внимание и доброжелательность товарищей помогут снять многие барьеры в установлении дружеских взаимоотношений.
Литература
- Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / C. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2011.- № 9.- С. 98-101.
- Колесникова О.Н. Методика изучения особенностей отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, определения статусного места в группе [Текст] /О.Н. Колесникова; Психолог в детском саду 2008.- № 1.- С. 73-78.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] /Г.А. Урунтаева ; – М.: Академия, 1999.- 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план (содержательная модель деятельности) по развитию выразительной диалогической речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Данный переспективный план будет полезен воспитателям групп младшего, среднего и старшего дошкольного возраста...
Презентация: "Педагогическая технология развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской"
Презентация: "Педагогическая технология развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской"...
"Развитие речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"
Особое значение в дошкольный период приобретает знакомство с художественной литературой. Это является одним из главных условий овладения ребёнком связной речью. условием её развития и совершенствовани...
Развитие творческого воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
В современном обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жи...
Развитие речи у младших дошкольников в процессе формирования навыков самообслуживания.
При формировании у дошкольников культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и закреплению...
"Формирование взаимоотношений младших дошкольников в сюжетно -ролевой игре.
Раскрыть путь развития игры,её компоненты,особенности в младшем дошкольном возрасте ....
Консультация "Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности"
Консультация "Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности"...