Консультация "Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности"
консультация

Тохман Дарья Владимировна

Консультация "Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом.

 С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда творческое и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной и творческой сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения в преобразовании окружающего мира с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Поэтому развитие детского творчества и коммуникации – это одна из главных задач дошкольного воспитания.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, поскольку в педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте может способствовать отставанию в развитии некоторых психических процессов, либо недоразвитии, в том числе и детского творчества. Результаты психолого-педагогических исследований по проблеме изучения творчества детей в различных видах деятельности, в том числе и в театрализованной деятельности доказывают, что воспитание активности, самостоятельности, умения творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке, возможно, формировать уже в дошкольном возрасте (Н. А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина.

Нас очень заинтересовала данная проблема, и для её решения мы реализовали проект «Волшебный мир театра». Проект реализован с детьми среднего дошкольного возраста. Цель данного проекта: создание условий для развития творческих способностей детей; развитие речи и общения дошкольников через театрализованную деятельность.

На первом этапе нам нужно было выявить уровень взаимоотношений в группе. Мы использовали методику «Социометрия», задание «Поздравь друга с Новым годом». На каждого участника эксперимента заготавливаются три красивые открытки и конверт, которые раскладываются на скамейке в раздевалке. Дети по одному входят в раздевалку. Воспитатель (экспериментатор) говорит ребенку: «Мы играем в игру. Эти открытки положи (по одной) в шкафчик тех детей, которых ты хочешь поздравить с праздником. Класть открытку в свой шкаф нельзя». Как только ребенок разложит открытки по шкафам, ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положит открытки?» Во время проведения эксперимента фиксируются слова и все реакции ребенка. Затем подсчитывается количество открыток, полученных каждым ребенком, число взаимных вопросов, число выборов, которое ожидает ребенка, совпадения ожидавшихся им и полученных выборов. На основе полученных данных делается вывод об уровне взаимоотношений между детьми [1].

Ребята познакомились с разными видами театра, такими как: театр марионеток, кукольный театр, штоковый театр, театр на стаканчиках.

Было проведено мероприятие с приглашённым гостем – актёром и режиссёром театра «Апрель» г. Химки МО Владимиром Юрьевичем Жуковым. На творческой встрече Владимир Юрьевич рассказал о том, как устроен театр, обо всех тонкостях профессий «актёр» и «режиссёр». Режиссёр провёл с ребятами настоящий актёрский тренинг, направленный на развитие артистизма у детей.

В ходе проекта было поставлено три спектакля: «Лесной зонтик», по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом»«Заюшкина избушка», по мотивам русской народной сказки, «Кто сказал мяу» по мотивам сказки В. Сутеева. При подготовке к спектаклям и распределении ролей мы учитывали результаты социометрии и распределяли детей по ролям таким образом, чтобы изолированные ребята общались с «предпочитаемыми» и «звездами».

Хотя работа по проекту ещё не закончена, но в ходе его реализации мы заметили, что дети начали лучше общаться между собой, ведь их связывает общее дело – спектакль. Воспитанники стали лучше вживаться в данную им роль, стали раскрепощаться, творческие навыки заметно улучшились.

Таким образом, реализуя наш проект, мы можем сделать вывод, что театрализованная деятельность способствует развитию творческих навыков, укреплению взаимоотношений между детьми, а также развивает внимание, речь, воображение, память.

Список использованных источников:

  1. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. — 352 c. — Текст: непосредственный.
  2. Горшкова Е.В. Диагностика образно-пластического творчества дошкольников // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 30–39.
  3. Переверзева, Т. Н. Теоретические основы развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Переверзева. — Текст: электронный // https: //nsportal. ru: [сайт]. — URL: https: //nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/03/12/teoreticheskie-osnovy-razvitiya-tvorchestva-v (дата обращения: 18. 12. 2022).

Худякова, Л. Б. Коммуникативные навыки дошкольников / Л. Б. Худякова. — Текст: электронный // https: //nsportal. ru: [сайт]. — URL: https: //nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/01/19/kommunikativnye-navyki-doshkolnikov.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (содержательная модель деятельности) по развитию выразительной диалогической речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Данный переспективный план будет полезен воспитателям групп младшего, среднего и старшего дошкольного возраста...

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Сегодня, когда по - иному, широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает – а это, в первую очередь, воспитатели дошкольных...

Доклад "Развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности"

Доклад включает разделы: значение театрализованной деятельности для развития детей, задачи и особенности работы с детьми разных возрастов - младшие дошкольники, средний возраст, старшие дошкольники и ...

Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Материал для педсовета по экологическому воспитанию (презентация)...

Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому их следует использовать в самых разнообразных формах работы с детьми....

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКАВ ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!Уважаемые коллеги!Помещаю фрагменты из моей книги -   Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие до...

Доклад на тему: «Развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспит...