"Формирование взаимоотношений младших дошкольников в сюжетно -ролевой игре.
консультация (младшая группа)

Минеева Наталья Анатольевна

Раскрыть путь развития игры,её компоненты,особенности в младшем дошкольном возрасте  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rolika-_syuzh_rol_igra.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование взаимоотношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре"

Игра – это особая форма общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. 

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Путь развития игры – это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу.

Основным источником игры является окружающий ребенка мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

То есть, в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть «как взрослый».

Сюжетно-ролевая игра включает следующие компоненты: сюжет игры, содержание игры и роль.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к игровой деятельности. К трем годам ребенок, при условии успешного развития игровых умений уже называет себя именем героя, то есть принимает роль, хотя сама игра внешне выглядит как набор простых игровых действий: девочка кормит куклу, укладывает ее спать.

Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики:

– у мамы - набор предметов быта,

– у врача - медицинские инструменты, лекарства,

– у шофера - транспортное средство.

Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно-игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.

 Ребёнок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни - это скорее «игра рядом, чем вместе». Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.

Начало совместных игр ещё не означает, что ребёнок дружески относится к товарищам. Ему весело играть с ними, но он заботится не о них, а о собственном удовольствии.

Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии.

Работа по воспитанию у детей дружеских чувств начинается с того, что детей приучают бережно, с уважением относиться к игре товарищей.

 В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. 

Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Важно это вовремя подметить, прийти на помощь, предупредить ссору.

 В 3-4 года у ребенка возрастает интерес к сверстнику. Дети интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам. Самостоятельные игры детей этого возраста просты, в них много внимания, отводится предмету (игрушке, но использование только предмета в качестве партнера по игре может тормозить дальнейшее развитие игровых умений ребят. Воспитатель должен, приветствуя и развивая игры ребенка с партнером-игрушкой, перенастраивать его и на партнера-взрослого, а в дальнейшем – все более на партнера-сверстника. Для этого педагог должен уметь показать ребенку взрослого или сверстника как привлекательного партнера по игре : такой партнер может ответить на вопрос, его можно послушать, с ним интересно разговаривать. Для этого воспитатель учит детей диалогу, формируя у них ролевую речь, обращенную к партнеру.

Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

В сценариях игр для детей 3-4 лет круг ролей ограничен из-за небольшого жизненного опыта детей. Из сюжетов, используемых детьми данного возраста в игренаиболее востребованными остаются: игры с куклами (в «семью»); игры с машинами и др. транспортными средствами; игры в магазин, больницу, парикмахерскую, строителей.

 Игра в «Семью» позволяет закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах, ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь.

Игры в «Больницу»«Парикмахерскую»«Магазин» способствуют формированию навыков культуры поведения в общественных местах; вежливого обращения к старшим и друг к другу; воспитанию таких качеств, как чуткость, доброта, отзывчивость; дружеских взаимоотношений уважения к окружающим.

Игры «Гараж»«Строители» и прочие строительные игры способствуют воспитанию дружеских отношений между детьми. Игры со строительным материалом требуют согласованности действий, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей.

Для реализации своих игровых целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения. С другой стороны, увлекательное содержание детских игр способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

Именно в игре дети воспроизводят взрослый мир и участвуют в социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

 Таким образом, можно сделать вывод, что чем чаще дошкольник играет в сюжетно-ролевые  игры, тем больше он получает необходимого опыта для дальнейшей жизни , выработает линию поведения, которая не только сможет облегчить процесс общения с людьми, но и даст уверенность в своих силах и поступках .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Воспитание гуманных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре"

В педагогическом проекте рассмотрены вопросы воспитания гуманных представлений, чувств и отношений. Центральное место отводится игровой деятельности как универсальному средству базисных структур и нра...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

Статья на тему: " ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ"...

Обеспечение результативности в формировании коммуникативных навыков младших дошкольников через сюжетно-ролевые игры

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Создание игровой среды....

Мастер-класс "Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре""

Цель: повышение компетентности педагогов по организации взаимодействия с воспитанниками младшего дошкольного возраста, направленного на формирование навыков ролевого диалога в сюжетно-ролевой игр...

ПРОЕКТ: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно – ролевую игру»

Проект «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Семья – главная и почти единственная школа воспитания....

Фото отчет по проекту: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Обоснование  актуальности  проекта. Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношения...

Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.  Игры помогают детям понять, какое место они зан...