Перспективный план (содержательная модель деятельности) по развитию выразительной диалогической речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности
методическая разработка на тему
Данный переспективный план будет полезен воспитателям групп младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 43.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №42 «Аленка» г. Воркуты
«Челядьӧссӧвмӧдан 42№-а видзанін «Аленка»
школаӧдзвелӧданмуниципальнӧйсьӧмкуд учреждение Воркута к.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
(СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
по развитию выразительной диалогической речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Разработчик: Рычкова Оксана Александровна
воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида № 42 «Алёнка» г. Воркуты.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
(СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
по развитию выразительной диалогической речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Направления развития детей | МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ (3-4 года). Содержание и виды деятельности по развитию дошкольников. | ||||||
Главные задачи речевого развития | Главные задачи театрализованной деятельности | Настольный театр игрушек и картинок | Фланелеграф | Пальчиковый театр | Куклы би-ба-бо | Игры-драматизации | Теневой театр |
Помочь детям в освоении разговорной речи на основе понимания обращённых к ним высказываний с опорой и без опоры на наглядность, умения вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. | Обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, восприятие театрализованных игр. Пробуждение интереса к театрализованной деятельности. | 1. «Репка». 2. «Теремок». | 1. «Курочка ряба». | 1. «Ёж и грибок» | 1. «Заяц и гуси». 2. «Утята и шалуны». 3. «Петрушка и шарик». | 1. Потешки «Кисонька-мурысонька»; «Заяц Егорка», «Ты, собачка, не лай». | |
Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей: - Развивающая игра «Чей это голосок?». - Слушание, разучивание и частичное обыгрывание потешек «Ах ты ноченька, ночка тёмная»; «Улитка, улитка!»; «Жили у бабуси»; «Кисонька, мурысонька»; «Котик, коток». - Чтение сказок и обсуждение содержания «Волк и козлята», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», «У страха глаза велики; «Два жадных медвежонка». - Чтение и разучивание стихов В.Орлов «Жёлтые мышки», А.Плещеев «Осень наступила», А.Блок «Зайчик», П.Воронько «Хитрый ёжик»; В.Берестов «Больная кукла», «Бычок», «Котёнок»; К.Чуковский «Мойдодыр», «Ёжики смеются»: И.Токмакова «Где спит рыбка». Упражнения в обыгрывании мимикой и жестами отрывков из стихов в процессе чтения наизусть. | |||||||
Д е к а б р ь – ф е в р а л ь. | |||||||
Настольный театр игрушек и картинок | Фланелеграф | Пальчиковый театр | Куклы би-ба-бо | Игры-драматизации | Теневой театр | ||
Развивать способность понимания разнообразных вопросов и умение отвечать на них, задавать вопросы самого различного характера, активно включаться в диалог. | Формирование умения и стимулирование желания разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки и литературные тексты. Развитие способности удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий. | 1. «Теремок». 2. «Репка». | 1. «Три медведя». 2. «Волк и семеро козлят». | 1. Игры «Котята», «Ладушки». | 1. «Колобок». | 1. М.Ивенсен «Ёлочка». 2. А.Барто «Грузовик». | |
Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей: - Разучивание и обыгрывание потешек при их рассказывании: «Уж ты зимушка-зима», «Заря-заряница», «Сидит, сидит зайка», «Тень-тень-потетень», «Разговоры». - Слушание сказок и беседа по их содержанию: «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О.Капицы), «Лиса и журавль» (обр. А.Афанасьева), «Рукавичка» (украинская, обр. Н.Благинина); «Почему у месяца нет платья» (сербская, обр. Е.Покрамович) - Чтение и разучивание стихов: И.Никитин «Зашумела, разгулялась», А.Блинов «Где зелёный шум зимует» из книги «Ветер-водонос»; В.Берестов «Снегопад», А.Чепурнов «Вьюга по полю не скачет», А.Пушкин «Месяц-месяц, мой дружок», Е.Благинина «Научу обуваться и братца», «Посидим в тишине»; А.Кушнер «Кто разбил большую вазу?», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу»; И.Токмакова «Медведь», Б.Заходер «Шофёр»; Ю.Мориц «Хохотальная путаница». - Хороводные игры «Зайка беленький сидит», «Зимний хоровод». Сочетания движения, текста и выразительной мимики и пантомимы. - Сюжетно-ролевые и сюжетно-дидактические игры: «В гостях у матрёшки», «Кукла Таня у нас в гостях, «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад». - Развивающие игровые упражнения «Поменяй голос, как я», «Чей голосок», «Повтори словечко, подскажи словечко». | |||||||
М а р т - М а й. | |||||||
Настольный театр игрушек и картинок | Фланелеграф | Пальчиковый театр | Куклы би-ба-бо | Игры-драматизации | Теневой театр | ||
Расширение словаря дошкольников за счёт литературных текстов, как потенциальной основы для элементов диалога и монолога. | Активизация детей в рассказывании или обыгрывании сказок, стихов, пение песенок, исполнение танцев с использованием различных выразительных средств. | 1. «Про маленького котёнка». 2. «Упрямые козлики» | 1. «Колобок». 2. «Кто сказал «мяу»?» | 1. «Ножки не идут». 2. «Ёж и медведь». | 1. «Лиса-лапотница». 2. «Теремок». | 1. Потешка «Кисонька-Мурысонька». 2. «Три медведя». | 1. «Лиса и заяц». |
Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей: - Разучивание и обыгрывание потешек при их рассказывании: «Весна-весна красная», «Дедушка Ежок», «Шла уточка бережком», «Тили-бом!», «Медвежья колыбельная! (латышская, пер. А.Ремизова); «Дедушка Рох» (польская), «Кораблик» (английская, обр. С.Маршака). - Слушание сказок и беседа по их содержанию: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин; «Хитрая лиса» (корякская, пер. Г.Меновщикова), «Упрямые козы» (узбекская, обр. Ш.Сагдуллы), «Гуси-лебеди» (обр. М.Булатова); «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской); - Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков: А.Чепурнов «На берёзе теремок»; А.Плещеев «Весна», «Сельская песня»; А.Майков «Ласточка примчалась», В.Берестов «Весенняя сказка»; В.Берестов «Петушки», «Сестрица-медсестрица»; А.Пушкин «Свет наш, солнышко, скажи»; - Сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Научим Чебурашку красиво и правильно сервировать стол», «Кукла Таня собирается в гости», «У нас в гостях бабушка», «Научим Хрюшу умываться», «Магазин игрушек», «Семья», «Автобус», «Зоопарк». - Развивающие и дидактические игры: «Подскажи красивое словечко», «Братец – ИК и братец –ИЩ», «Какой, какая, какое, какие». | |||||||
Направления развития детей | СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (4-5 ЛЕТ). Содержание и виды деятельности по развитию дошкольников. | ||||||
С е н т я б р ь – н о я б р ь. | |||||||
Главные задачи речевого развития | Главные задачи театрализованной деятельности | Настольный театр игрушек и картинок | Фланелеграф | Пальчиковый театр | Куклы би-ба-бо | Игры-драматизации | Теневой театр |
Воспитание инициативности и самостоятельности детей в речевом общении со взрослыми и свертсниками, обучение диалогу и монологу. | Формирование умений соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить выразительно и связно текст рассказа или сказки, использовать данные умения в процессе театрально-игровой деятельности. Стимулирование интереса к театрализованным играм, участие в играх-имитациях. | 1. «Про машину». 2. «Почему они одинокие». | 1. «Кто как от дождя спасается». 2. «Красная Шапочка». | 1. «Лисичка со скалочкой». | 1. «Лесная история». 2. «Привередница». | 1. «Лиса и заяц». 2. «Как непослушный котёнок обжёг себе лапу» (придумывание). 3. «Как у Наташи чуть не улетела птичка». | 1. «Оживим наши сказки». |
Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей: - Разучивание и обыгрывание потешек при их рассказывании с упражнениями на изменение силы и высоты голоса, темпа речи: «Я по лесу по зелёному бреду», «Ножки-ножки, где вы были?», «Ваня-Ванечка, куда ходил?», «Стучит-бренчит по улице», «Зайчишка-трусишка». - Слушание, обсуждение, разучивание и обыгрывание отрывков считалок, загадок, скороговорок, сказок: «Жихарка», «Три поросёнка» (английская, пер. С.Маршака), Э.Мошковская «Чужая морковка», Ю.Дмитриев «Что такое лес?», Э.Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» (пер. с англ. Э.Паперной). - Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков: И.Бунин «Листопад», «Осенние листья по ветру кружат», А.Майков «Кроет уж лист золотой», Ю.Тувим «овощи», С.Чёрный «Кто?», О.Дриз «Правая и левая» (пер. с еврейск. Р.Сефа), С.Михалков «Дядя Стёпа», Э.Мошковская «Добежали до вечера», И.Токмакова «Ветрено», «Сосны», Д.Хармс «Игра». - Дидактические и развивающие игры: «Кто заблудился» (расширение словаря, подбор синонимов); «Чей это голос» (звукоподражание), «Дует ветер» (сила голоса, речевое дыхание), «Поспешили-насмешили» (дикция); «Как говорит Таня?» (интонация); «Дирижёры» (восприятие мелодики речи), «Большие и маленькие» (темп речи); «Едет паровоз» (сила голоса), «Подскажи словечко, отыщи словечко» (подбор однородных определений и обстоятельств). - Артикуляционные упражнения, чистоговорки | |||||||
Д е к а б р ь – Ф е в р а л ь. | |||||||
Настольный театр игрушек и картинок | Фланелеграф | Пальчиковый театр | Куклы би-ба-бо | Игры-драматизации | Теневой театр | ||
Помочь детям освивать умения диалогической и полилогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы и отвечать на них, слушать ответы товарищей; говорить по очереди, не перебивая собеседника | Совершенство-вание имеющихся у детей умений организовывать игровое взаимодействие и выстраивать ролевой диалог в зависимости от содержания театрализованной игры. Расширить количество средств невербальной выразительности: мимики, пантомимы. | 1. «Снегурушка и лиса». 2. «Лисичка-сестричка и волк». | 1. «Маша и медведь». 2. «Детки в клетке». | 1. «Светофор». 2. «Перчатки». 3. Концерт «Снег ложится белый-белый». | 1. «Зимовье». 2. «Как собака друга искала». | 1. «Три поросёнка». | 1. «Как вести себя на улице». |
Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей: - Разучивание и обыгрывание потешек при их рассказывании с упражнениями на изменение силы и высоты голоса, темпа речи: «Белый по белому»; К.Чуковский «Растёт она вниз головою», Е.Благинина «Красавица какая»; «Ножки-ножки, где вы были?», «Ваня-Ванечка, куда ходил?». - Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков: А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка»; Я.Аким «Первый снег»; А.Барто «Ёлка»; З.Александрова «Птичья ёлка»; И.Суриков «Зима»; Н.Некрасов «Мороз-воевода»; С.Дрожжин «Улицей гуляет»; С.Маршак «Багаж», Д.Хармс «Врун». - Дидактические и развивающие игры: «Скажи наоборот», «Копилка добрых слов», «Я начну, а ты продолжи» (развитие словаря, активизация речи); «Шуточный вопрос – шуточный ответ», «Я назову ответ – ты угадай вопрос» (построение диалога); «Лесенка» (дифференциация двух видов мелодики речи); «Карусели» (темп речи); «Чудо-лесенка» (изменение силы и тона голоса); - Артикуляционные гимнастики, чистоговорки, скороговорки. -Сюжетно-ролевые и сюжетно-дидактические игры «Детский сад», «Салон красоты», «Театр»; «Как мы готовились ко дню рождения». | |||||||
М а р т - М а й. | |||||||
Настольный театр игрушек и картинок | Фланелеграф | Пальчиковый театр | Куклы би-ба-бо | Игры-драматизации | Теневой театр | ||
Помочь детям в освоении умений пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям, сочинять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам. | Воспитание позиций «зритель» и «артист» в процессе театрализованных игр. Стимулирование интереса к театрализованным играм, участие в играх-имитациях. Закрепление умений организовывать игровое взаимодействие и выстраивать ролевой диалог в зависимости от содержания театрализованной игры. | 1. К.Чуковский «Федорино горе». | 1. «Заюшкина избушка». 2. «Жихарка». | 1. «Лесная история».. | 1. «Играем в кукольный театр» (импровизация). | 1. «Красная шапочка». 2. «Порадуем своих родных» (импровизация). 3. «Отдых на реке» (импровизация). | 1. «Заяц и ёж». |
Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей: - Разучивание и обыгрывание потешек при их рассказывании с упражнениями на изменение силы и высоты голоса, темпа речи: «Лесной наряд» (болгарская); «Иди, весна, иди, красна!»; «Дон!Дон!Дон!...», «Барашек» (английская, обр. С.Маршака); «Ласточка» (армянская, обр. И.Токмаковой). - Слушание, обсуждение, разучивание и обыгрывание отрывков считалок, загадок, скороговорок, сказок: «Небывальщина» (обр. И.Колпаково); бр. Гримм «Бременские музыканты»; «Ивовый росток» (японская). - Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков: Л.Квитко»Бабушкины руки»; Э.Успенский «Разгром»; В.Берестов «Песенка весенних минут»; И.Токмакова «Ива»: С.Маршак «Вот какой рассеянный»; Ф.Грубин «Слёзы» (пер. с чешского). - Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Кукольный театр»; «Экскурсия в музей». - Дидактические и развивающие игры: «Чей это голос» (звукоподражание), «Угадай героя» (звукоподражание и умение соотнести речь с ролью); «Позовём вместе» (восприятие мелодики речи с переломом мелодического рисунка); «Дождик» (изменение силы голоса и темпа речи); «Разные слова» (расширение словаря, активизация речи); «Поймут ли друг друга собеседники?», «Шуточный вопрос – шуточный ответ», «Я назову ответ – ты угадай вопрос» (умение выстраивать диалог); | |||||||
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ: (5 – 7лет). С е н т я б р ь - Н о я б р ь. | |||||||
Настольный театр игрушек и картинок | Фланелеграф | Пальчиковый театр | Куклы би-ба-бо | Игры-драматизации | Теневой театр | ||
Введение в диалогическую речь детей средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения); помощь дошкольникам в овладении лексической и грамматической культурой. Дальнейшее совершенствование связной и выразительной речи за счёт расширение образного словаря, совершенствования умений использовать общие речевые навыки и сложные предложения. | Развитие самостоятельности в организации театрализованных игр, формирование умений самостоятельно разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням. Совершенствование исполнительских умений. | 1. «Светофор». 2. Н.Сладков «Ласточка». 3. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». | 1. К.Паустов-ский «Кот-ворюга». 2. М.Горький «Случай с Евсейкой». | 1. «Репка». 2. «Дюймовоч-ка». 3. «Морозко». 4. «Не хвастайся». | 1. «Петрушкины загадки» (ДВ, 1994, № 2, с.91). 2. «В гостях у Василисы» (ДВ, 1998, №6, с.132). 3. Д.Биссет «Спасибо, извини и пожалуйста». | 1. «Крылатый, мохнатый да масляный». 2. Музыкально-литературный час «Осень». 3. «Осенние сестрички» (ДВ, 1998, № 10, с.127). 4. «В стране весёлых песен» (ДВ, 1994, | 1. «Три медведя». 2. «Отгадай, где я» (ДВ, 1994, №2, с.14). 3. С.Сахарнов «Самый лучший пароход». |
Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей: - Разучивание и обыгрывание потешек и песенок при их рассказывании с упражнениями на изменение силы и высоты голоса, темпа речи: «Уж как я ль мою коровушку люблю», «Как пошёл наш козёл да по ельничку», «Барашек», «Грачи-киричи», «Заря заряница», «Боровик, боровик», «Земелюшка добра», «Барашкины кудряшки», «Ел щенок». - Пословицы, скороговорки, считалки, загадки: «Раз картошка, два картошка», «Сентябрьская скороговорка», «Ёжик-ёжик, чудачок». - Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков: Н.Минский «Листопад», Н.Стачнев «Осенняя гамма» (пер. с болг. И.Токмаковой); Л.Квитко «Чудо», Е.Городецкий «По бруснику», Я.Пишумов «Загадочный рисунок», А.Барто «Вам нужна сорока», В.Орлов «Колосок», М.Алимбаев «Урок вежливости». - Чтение, пересказ инсценировки и образовательные ситуации по сказкам: «Заяц-хвастун» (обр. О.Капицы), «Лиса и кувшин» (обр. О.Капицы), А.Ремизов «Хлебный колос», «Финист-Ясный сокол», П.Ершов «Конёк-горбунок», В.Жуковский «Спящая царевна», Х.Мякеля «Господин Ау». - Дидактические и развивающие игры»: «Скажи как указанный герой» (умение менять средства речевой выразительности в зависимости от роли); «Копилка прекрасных слов» (расширение и активизация образного словаря); «Цепочка слов» (ассоциативное мышление и расширение словаря); «Что было бы, если бы» (построение диалога, умение реагировать на высказывание); «Вопрос – ответ – совет» (построение диалога, умение реагировать на высказывание); «Волшебная линия» (развитие речевого слуха, умение менять мелодику речи); «Торопыга и лентяй» (умение менять и выбирать темп и ритм речи); «Какое настроение, такой и разговор» (умение менять интонации, передавать в речи эмоции). - Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на другую планету»; «Магазин», «Пароход». - Образовательные ситуации: обсуждение вариантов изменения сюжета сказки; урок вежливости и этикета («Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»; «Портрет самого лучшего друга»); «Как я расту», «Как мы дружили с малышами». | |||||||
(Д е к а б р ь - Ф е в р а л ь ). | |||||||
Настольный театр игрушек и картинок | Фланелеграф | Пальчиковый театр | Куклы би-ба-бо | Игры-драматизации | Теневой театр | ||
Совершенствование монологической и диалогической речи в соответствии с требованиями структуры сюжетного повествования. Стимулирование активности и инициативности ребёнка в диалоге и монологе. Совершенствование умения построения сложных, распространённых высказываний, в которые включаются разнообразные средства выразительности. | Восприятие литературных героев в разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли). Помощь детям в осознании средств выразительности (многозначность слова, сравнение, усиление), в осознании средств комического в произведениях. | 1. Игра «Котята и Барбос». 2. «Лиса и козёл». 3. В.Одоевский» «Мороз Иванович». | 1. Г.Скребицкий «Зимние долги». 2. «Дружная семья). 3. «Полезные дети тундры» (ДВ, 1995, № 11, с.10). | 1. Л.Толстой «Белка и волк». 2. «Святки» (ДВ, 1993, №10, с.80). 3. «Не хвастайся». | 1. «Трудолюбивая курочка». 2. « 12 месяцев». | 1 . Г.Сапгир «Небылицы в лицах». 2. С.Козлов «Доверчивый ёжик» 3. «В лес на прогулку» (импровизация). | 1. «Как вести себя на улице». 2. «Оживим наши сказки». 3. . «Лисичка со скалочкой». |
Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей: - Разучивание и обыгрывание потешек и песенок при их рассказывании с упражнениями на изменение силы и высоты голоса, темпа речи: «Тень-тень-потетень», « Болтали две сороки», «Снежки на поле лежали», «Заинька, где ты был-побывал»; «Дом, который построил Джек», «Федул, что губы надул?», «Сбил, сколотил – вот колесо», «Ты мороз-мороз, мороз», «Как на тоненький ледок», «Коляда, коляда, ты подай пирога». - Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков: В.Берестов «Дракон», Э.Мошковская «Какие бывают подарки», В.Смит «Про летающую корову» (ДВ, 1994, № 4, с.86), И.Токмакова «Осинка», С.Есенин «Пороша». А.Блинов «Арифметика природы», Б.Прохоров «Кормушка», Н.Кушак «Новость», Е.Карганова «Новогодние пожелания». - Пересказ, обсуждение и образовательные ситуации по сказкам: «Айога» (нанайская, обр. Д.Нагишкина), «Кукушка» (ненецкая, обр. К.Шаврова); Ш.Перро «Мальчик-с.пальчик», Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»; Г.Сапгир «Небылицы в лицах»; А.Пушкин «Сказка о царе Салтане», Е.Шварц «Сказка о потерянном времени». - Дидактические и развивающие игры»: «Скажи как указанный герой» (умение менять средства речевой выразительности в зависимости от роли); «Копилка прекрасных слов» (расширение и активизация образного словаря); «Цепочка слов» (ассоциативное мышление и расширение словаря); «Чей это голос» (звукоподражание), «Угадай героя» (звукоподражание и умение соотнести речь с ролью); «Позовём вместе» (восприятие мелодики речи с переломом мелодического рисунка); «Дует ветер» (сила голоса, речевое дыхание), «Поспешили-насмешили» (дикция); «Как говорит Таня?» (интонация); «Дирижёры» (восприятие мелодики речи), «Шуточный вопрос – шуточный ответ», «Я назову ответ – ты угадай вопрос» (построение диалога); «Лесенка» (дифференциация двух видов мелодики речи); «Карусели» (темп речи); «Чудо-лесенка» (изменение силы и тона голоса); - Артикуляционные гимнастики, чистоговорки, скороговорки. _ Образовательные ситуации: «Путешествие по маршруту добрых чувств»; «Посмотри вокруг»; «Я отправляю письмо моему другу»; «Кто поможет найти добрые слова для…»; «Я – волшебник», «Как улучшить своё настроение»; «Доброе отношение к людям». - Сюжетно-ролевые игры : «Я беру интервью», КВН. | |||||||
М а р т - М а й | |||||||
Настольный театр игрушек и картинок | Фланелеграф | Пальчиковый театр | Куклы би-ба-бо | Игры-драматизации | Теневой театр | ||
Помощь дошкольникам в освоении объяснительной формы речи, речи-доказательства и включение данных форм речи в выразительный диалог. Развитие творческих способностей детей к творческой речевой деятельности, формирование умений отбирать для диалога и творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя подходящие выразительные средства передачи, включая в рассказ описания природы, окружающей действительности. | Стимулирование у детей творчества в изготовлении элементов декораций и атрибутов для театрализованной деятельности.. Развитие у детей креативности, расширение игрового опыта в ролевых играх по литературным сюжетам. Развитие умений отбирать для драматизаций наиболее интересные части сюжета (или сюжеты полностью), формирование игровой позиции «зритель», «артист», «режиссёр», «оформитель». | 1. «День Рождения Чебурашки». 2. «Петрушка и Афоня» (ДВ, 1994, № 2, с.92). 3. «Федорино горе». | 1. «Хаврошечка». 2. Г.Остер «Как лечить удава»., «Бабушка удава». 3. И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука». | 1. «Дюймовочка». 2. «Морозко». 3. . Л.Толстой «Белка и волк». 4. «Не хвастайся». | 1. «Смешные истории». 2. Е.Носова «Как ворона на крыше заблудилась». 3. «Как аукнется, так и откликнется» (русская сказка). | 1. Музыкально-фольклорный праздник «Алёнушкина сказка» (ДВ, 1995, № 6, с.114). 2. Инсценировка ст. М.Карима «Врунишки». 3. «Русская ярмарка» (ДВ, 1994, 3 10, с.22). 4. «Дружные зайчата». | 1. М.Горький «Воробьишко». 2. «Отгадай, где я» (ДВ, 1994, №2, с.14). |
Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей: - Разучивание и обыгрывание потешек и песенок при их рассказывании с упражнениями на изменение силы и высоты голоса, темпа речи: «Как задумал комарик жениться», «Весна-красна, ты с чем пришла?», «Как Марфуша для Петра», «Как пошли наши подружки», «Болтали две сороки», «Заинька, где ты был-побывал?», «Дома ль кум-воробей?», «Радуйся, белая берёзка», «Полетел тут комарище во лесище». - Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков: Ф.Тютчев «Весенние воды», Л.Блинов «Когда планета кружится», Г.Ладонщиков «Весенняя песенка», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Э.Успенский «Память», А.Блинов «Какого цвета гром», Е.Серова «Ландыш», В.Выготская «Земля», Г.Виеру «Девятое мая», Х.Широв «Корабль земли» О.Дриз «Утренний поезд». - Пересказ, обсуждение и образовательные ситуации по сказкам: «Илья Муромец и соловей-Разбойник», Р.Киплинг «Слонёнок», Л.Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку», К.Аксаков «Аленький цветочек», В.Катаев «Цветик-семицветик», Н.Телешев «Крупеничка», Л.Петрушевский «Кот, который умел петь», - Дидактические и развивающие игры»: «Скажи как указанный герой» (умение менять средства речевой выразительности в зависимости от роли); «Копилка прекрасных слов» (расширение и активизация образного словаря); «Цепочка слов» (ассоциативное мышление и расширение словаря); «Чей это голос» (звукоподражание), «Угадай героя» (звукоподражание и умение соотнести речь с ролью); «Позовём вместе» (восприятие мелодики речи с переломом мелодического рисунка); «Дует ветер» (сила голоса, речевое дыхание), «Поспешили-насмешили» (дикция); «Как говорит Таня?» (интонация); «Дирижёры» (восприятие мелодики речи), «Шуточный вопрос – шуточный ответ», «Я назову ответ – ты угадай вопрос» (построение диалога); «Лесенка» (дифференциация двух видов мелодики речи); «Карусели» (темп речи); «Чудо-лесенка» (изменение силы и тона голоса); «Я пришивала пуговицу и уколола палец» (пантомима); - Артикуляционные гимнастики, чистоговорки, скороговорки. _ Образовательные ситуации: «Кем быть?», «Кто важнее?», «Мы – друзья-товарищи», «На земле, в небесах и на море», придумывание сказки «Спасаем колобка», «Винегрет из сказок», «Какие книги я люблю читать», «Помоги Федоре», «Что может подсказать наше лицо», «Догадайся, почему возникло такое настроение», «Разговор по телефону». |
Список литературы:
1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991.
2. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В.Гончарова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Методическая разработка. Перспективное планирование по теме: «Развитие речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности».
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования работающим с детьми дошкольного возраста по развитию речи в проц...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей "РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"
По программе в развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развити...
Консультация "Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности"
Консультация "Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности"...
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
По программе в развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развитие речевого творчес...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мы, педагоги, находимся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, и многие из нас сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализова...