Мотивация как основной фактор эффективности педагогов ДОО
статья на тему
Мотвация есть внутрее состояние. которое побуждае. направляет и сохраняет у человека стремление достичь определенной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_kak_osnovnoy_faktor_effektivnosti_pedagogov.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом
совете на тему:
«Мотивация как основной фактор эффективности педагогов ДОО»
Педагог-психолог Нефедова Л.А.
03.12.2015 г.
В современном мире мотивация труда играет немаловажную роль, так как мотивации труда среди педагогов, обеспечивает улучшение качества труда работников и возможное повышение производительности труда. Знание мотивов деятельности коллектива позволяет осуществлять процесс жизнедеятельности детского дошкольного учреждения более качественно, с учетом интересов всех членов трудового процесса и непосредственно воспитанников ДОО.
Мотивация есть внутреннее состояние, которое побуждает, направляет и сохраняет у человека стремление достичь определенной цели. Люди стремятся или чего-то достичь, или чего-то избежать.
Теория мотивации по А. Маслоу
В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко используется известная пирамида потребностей А. Маслоу.
По Маслоу, человек работает для того, чтобы удовлетворить свои потребности.
Он выделил 5 групп человеческих потребностей
физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе, нормальных условиях труда, о заработной плате,
потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических или психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем.
социальные потребности - необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство “локтя” (расстояние) и принадлежности к коллективу.
потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям, человеку важно, чтобы в глазах других людей его организация представлялась как привлекательное и достойное место работы.
потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Мотивация персонала ДОО – важнейший фактор результативности его работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала каждого работника.
Мотивации педагогической деятельности и профессионального развития в коллективе является постоянное участие педагогов в конкурсах, как внутри детского сада, так и за пределами, проведение мастер-классов, открытых занятий для родителей и многое другое………
Можно отметить активное участие и подготовку воспитателями семинаров, педсоветов, методических объединений; публикация педагогами своих методических разработок в интернете и на сайте ДОО, и многое другое.
Для выявления мотивации сотрудников ДОО структурного подразделения детского сада «Зорька» проводилась анкета «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении »".
Цель:определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении и своим положением в нем.
Дата исследования 02.12. 2015г.
Участники: педагогический коллектив ДОО.
В исследование участвовало 10 педагогов. Педагогам предложена анкета, состоящая из 17 вопросов, которые условно можно разделить наследующие критерии:
- насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как: организация труда, оборудование и условия работы в нем (1,2,14) - 50% удовлетворены педагогической нагрузкой, условием работы, временем-50% не совсем удовлетворены…
- возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (4,5,16)- 40%-повышают мастерство, творчество и способности, 60% - не проявляют себя и не развивают свои способности;
- работа методического объединения и участие в ней(3)-70% устраивает, 30% не совсем устраивает;
- отношения с воспитателями и администрацией ДОО(6,9,10)- 50%- удовлетворены отношением администрации, 50%- не совсем удовлетворены отношением администрации;
- отношения с воспитанниками и их родителями обеспечение деятельности педагога(11,12,13) -70% удовлетворены, 30% - не совсем удовлетворены
- нравственно-психологический климат, взаимоотношения и поддержка коллег(7,8,15) - 50% благоприятный психологический климат, 50%-не совсем благоприятный психологический климат;
- размер заработный платы и своевременность ее выплаты(17) - 80% удовлетворены, 20% - не совсем удовлетворены
Вывод: Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении показали среднюю степень удовлетворенности в ДОО и своим положением в нем.
Основные способы морального стимулирования, которые можно применить в ДОО:
- Признание за хорошо выполненную работу – похвала,
- Статьи в СМИ и размещение информации о достижениях педагогов на сайте ДОО – освещение деятельности педагогов и их профессиональных достижений в профессиональном сообществе.
- Организация конкурсов профессионального мастерства, педагогических мастерских и педагогических чтений. Возможность обмена опытом, обоснование авторской методики воспитания, демонстрация профессиональных достижений, способствуют удовлетворению потребности в признании, уважении и самореализации.
- Доски почёта – по итогам деятельности, участия в значимых в жизни ДОО мероприятиях. Доска почёта не должна иметь статичный характер, регулярно обновляться. Она должна предусматривать номинации, в которых могут участвовать сотрудники.
Таким образом, для мотивации персонала возможно использование разных способов и средств мотивации. Эффективная система мотивации должна включать и материальные, и нематериальные стимулы, с учётом специфики деятельности персонала, социально-экономических реалий и личностных характеристик.
Внедрение предложенных рекомендаций позволит повысить мотивацию персонала, реализовать комплекс условий для проявления активности, инициативности, ответственности сотрудниками образовательного учреждения, создать атмосферу сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»
цель: повышение профессиональной компетентности педагога дошкольной организации...
Семинар для педагогов: "Мотивация как фактор эффективного сотрудничества с семьями воспитанников"
Данный материал поможет молодому специалисту ( педагогу - психологу) качествинно и интересно провести изучаемый материал....
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....
Семинар-практикум "Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи у детей"
Семинар-практикум...
«Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка»
Презентация...
Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка
Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга. Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «Общение способно ст...
Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка
Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга. Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «Общение способно ст...