Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка
статья по психологии
Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга. Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «Общение способно стать источником проблем, стеной разделяющей людей, либо напротив величайшей роскошью бытия» – утверждал Антуан Экзюпери.
Согласно государственным образовательным стандартам в процессе обучения особое внимание необходимо уделять развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Человек должен уметь ставить цель, планировать и достигать ее. Огромную роль при этом играет общение. Неумение общаться приводит ребенка к конфликту с одноклассниками, педагогами и самим с собой. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают: компетентность и учет позиций других людей, то есть партнеров по общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Потребность в общении - это потребность в уважении, в понимании, самореализации и самодостаточности, в стремлении познать других людей. Общение между людьми помогает развитию и формированию личности. Общение должно строиться как игра, по определенным правилам. И именно педагоги должны обучить ребёнка правилам этой игры, привить стремление быть лучше, поддерживать себя в равновесии с людьми, то есть уметь правильно и грамотно общаться.
Учить ребенка общаться надо с рождения, а совершенствоваться ему предстоит всю жизнь. В эмоциональном общении закладываются основы будущей успешной личности: способной видеть, слышать, воспринимать мир, проявлять познавательный интерес, ощущать чувство защищенности и уверенности в себе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка
Подготовила: воспитатель Филиппова Анна Валентиновна
Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга. Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «Общение способно стать источником проблем, стеной разделяющей людей, либо напротив величайшей роскошью бытия» – утверждал Антуан Экзюпери.
Согласно государственным образовательным стандартам в процессе обучения особое внимание необходимо уделять развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Человек должен уметь ставить цель, планировать и достигать ее. Огромную роль при этом играет общение. Неумение общаться приводит ребенка к конфликту с одноклассниками, педагогами и самим с собой. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают: компетентность и учет позиций других людей, то есть партнеров по общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Потребность в общении - это потребность в уважении, в понимании, самореализации и самодостаточности, в стремлении познать других людей. Общение между людьми помогает развитию и формированию личности. Общение должно строиться как игра, по определенным правилам. И именно педагоги должны обучить ребёнка правилам этой игры, привить стремление быть лучше, поддерживать себя в равновесии с людьми, то есть уметь правильно и грамотно общаться.
Учить ребенка общаться надо с рождения, а совершенствоваться ему предстоит всю жизнь. В эмоциональном общении закладываются основы будущей успешной личности: способной видеть, слышать, воспринимать мир, проявлять познавательный интерес, ощущать чувство защищенности и уверенности в себе.
Одним из самых важных, но и самых сложных моментов в процессе общения является умение слушать и слышать собеседника. Оно помогает человеку понять самого себя и других.
Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.д.
Что такое эффективное общение?
Общение – это прежде всего процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание обучающимися, а также взаимное восприятие, понимание и оценка ими друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Только общаясь с другим человеком, мы можем лучше узнать особенности его характера и поведения, достоинства и недостатки. Благодаря общению мы заводим себе друзей, получаем нужную нам информацию, можем совершать совместные дела. Общение сопровождает нас повсюду, ежесекундно взаимодействуя с ребенком, мы общаемся с ним. Например, это происходит, когда детям рассказывают что-либо, помогают разобраться с домашним заданием (словесное, вербальное общение). Но вместе с этим вы обнимаете ребенка, поглаживаете его по головке (невербальное, физическое общение). Таким образом, каждый элемент взаимоотношений с ребенком является элементом общения с ним.
В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Вместе с тем ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует уже имеющиеся у него коммуникативные способности и навыки. Способность к общению определяется некоторыми способностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми.
Три составляющие эффективного общения.
Определим три составляющие эффективного общения:
- мотивационная (Я хочу общаться);
- когнитивная (Я знаю, как общаться);
- поведенческая (Я умею общаться).
Я хочу общаться
Первая составляющая гласит: «Я хочу общаться». Еще ее можно назвать «область желания». Она включает в себя потребность в общении, основанную на желании ребенка вступать в контакт с окружающими. Ведь без такого желания общение в принципе невозможно. Если желание общаться у ребенка отсутствует или недостаточно развито, то ребенок замкнут, стремится большую часть времени провести в одиночестве, наедине с книгами, телевизором или гаджетами, а также он просто может смотреть в окно, как играют другие дети. Недостаточное развитие потребности ребенка в общении может быть связано с физиологическими нарушениями, но чаще всего имеют психологическую основу. Появление у ребенка различного рода психологических проблем связано чаще всего с негативными факторами социальной, а в первую очередь семейной среды. Данные проблемы могут сформироваться прежде всего в семьях, где часто возникают конфликты, во время развода родителей, если родители находятся в отъезде и ребенка длительное время воспитывают бабушка и дедушка, а также если ребенка отвергают взрослые или другие дети. Отсутствие потребности в общении может лежать в основе серьезного детского заболевания – раннего детского аутизма.
Я знаю, как общаться
Вторая составляющая коммуникативных способностей «Я знаю, как общаться». Ее можно назвать – область знаний. Эта составляющая определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о номах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступать в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутреннее представление ребенка о способах и средствах общения формируются в ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями, учителями, одноклассниками, друзьями. Отсутствие или недостаточность имеющихся представлений, а также неумение воплотить свои знания в реальном общении определяют затруднения, которые могут возникнуть у ребенка при его адаптации в новом школьном коллективе, при установлении и поддержании контакта со сверстниками. Если ребенок конфликтен, агрессивен, замкнут или застенчив, то такой ребенок будет испытывать затруднения при общении.
Я умею общаться
Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении является третьей составляющей способности к общению «Я умею общаться». Сюда включается умение адресовать сообщение и привлечь внимание собеседника, умение доброжелательно вести беседу и аргументировать свои рассуждения, конечно, пусть еще на детском примитивном уровне.
Ребенок должен уметь заинтересовать собеседника своим мнением, а также идти на компромиссы и уметь принять другую точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям. Также сюда можно отнести и умение слушать и слышать собеседника, эмоционально сопереживать собеседнику…
Таким образом, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единство трех составляющих. Говорить о гармоничном развитии ребенка можно только при наличии у ребенка трех вышеперечисленных составляющих.
Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в общении с родителями, сестрами, братьями, дедушками и бабушками и продолжается на протяжении всей жизни. Следует помнить о влиянии характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие ребенка. И задача школы и родителей – научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, сформировать у него желание и умение общаться.
Часть 2.
Основные компоненты и стили эффективного педагогического общения
Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества, и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.
Макаренко А. С. , Сухомлинский В. А. , считали в свое время, что школе принадлежит ведущая роль в воспитании. Ведь учебное заведение не только давало знания, но и расширяло рамки общей культуры. Сегодня ситуация несколько изменилась, потому как большинство родителей достаточно грамотны в вопросах воспитания и образования. Однако, это нисколько не умаляет важной роли учебного заведения. Она и по сей день является не просто учреждением, в котором можно получить узкий круг знаний из определенной области, но и своеобразным социальным институтом, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками, проявлять себя в общественно-значимом труде. С течением времени школа не может не видоизменяться, отражая проблемы государства и общества, но, тем не менее, она передает своим подопечным и весь предыдущий положительный опыт, накопленный старшими поколениями. Как бы там ни было, ребенок приходит в школу в возрасте 7 лет, когда основы нравственного воспитания заложены семьей. Поэтому положительный результат в воспитании ребенка может дать слаженный тандем — учитель + родители.И здесь на первое место выходит вопрос о педагогическом общении, ведь именно от мастерства педагога, его умения психологически правильно и педагогически грамотно построить процесс общения, как с учащимися, так и с родителями зависит конечный результат, в котором заинтересованы все три участника образовательного процесса.
При организации образовательного процесса функционируют три параллели общения: учитель - ученик, учитель – родитель, ученик – родитель, - т.к. каждая представленная параллель довольно обширна, то целесообразно остановиться непосредственно на участниках учебного процесса и рассмотреть параллель ученик – учитель, что вытекает из самого определения понятия «педагогическое общение».
В широком смысле под педагогическим общение понимается многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Если говорить конкретно, то педагогическое общение —это профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса, т.е. это специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса.
Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога ребенку, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как детей, так и педагогов.
Основной функцией педагогического общения конечно является информационная, но кроме этого можно выделить и ряд других функций, например:
- контактную - когда действие направлено на установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
- побудительная функция - стимулирует активность ребёнка, направляет его на выполнение тех или иных учебных действий;
- побуждение нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний решает амотивная функция педагогического общения.
Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога, которые складываются из трёх компонентов:
- Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.
- Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
- Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.
Для овладения первыми двумя компонентами получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (перцептивный компонент). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов.
Условия эффективности педагогического общения в общем виде были сформулированы А. А. Бодалёвым. Они заключаются в следующем:
- Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях. Максимальный эффект достигается, если общение сопровождается формированием ценностных ориентаций. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь ребенка –вот что должно выступать на первый план. В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. (Императив - безусловное требование.) Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения.
Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.
Следует также обеспечить усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.
Без определённых качеств личности учителя, значимых для продуктивного общения, добиться успеха невозможно. К таким качествам необходимо отнести:
- Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
- Социальную установку на человека.
- Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
- Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
- Воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать.
- Самопознание и самооценка, т.е. педагогическая рефлексия способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения.
- Коммуникативные умения — умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
- Речевое развитие.
- Педагогическую интуицию.
Если всё вышеперечисленное является неотъемлемой частью построения эффективного педагогического общения, то неумение пользоваться данными приёмами может привести к установке барьеров восприятия в общении. К такому нежелательному эффекту ведут следующие ошибки.
- Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека.
- Эффект первого впечатления — обусловлен восприятием и оцениванием человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.
- Эффект первичности заключается в том, что мы уделяем большоевнимание при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника той информации о нём, которая поступила раньше.
- Эффект новизны придаёт большее значение более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
- Эффект проекции основан на приписывании своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.
- Эффект стереотипизации — использует в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.
Взяв на вооружение теоретические рекомендации педагогу необходимо создать собственный стиль педагогического общения. Выделяют следующие стили педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный.
Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, педагог стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности.
Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный педагог ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.
Для либерального педагога характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные требования. Он склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей, не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным педагогом зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Такой педагог стремится ни с кем не портить отношений, ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.
Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.
В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с либеральным. Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.
В основе перспективного развития стиля педагогического общения лежит общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения. Неперспективным же является общение-устрашение, общение-заигрывание.
В общении очень важно правильно определить дистанцию между педагогом и воспитанниками. Дистанция — это своеобразная форма выражения отношения.
Часть 3.
Социальная перцепция. Объект и субъект общения
Общение – неотъемлемая часть жизни человека, который не может существовать обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.
Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.
Назовём основные функции социальной перцепции - это: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.
Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний, намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.
Существуют следующие социально – перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей: с одной стороны, это восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта; с другой, восприятие внутреннего мира объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, аттракции, идентификации и стереотипизации.
Рефлексия - механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения, познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение. Этот механизм помогает не только понять собеседника, но и позволяет предположить насколько собеседник понимает вас.
Эмпатия представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия - это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а, следовательно, и понять поведение каждого из этих людей.
Идентификация (от позднелатинского identifico - отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (или группой людей), в процессе межличностной перцепции. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, а формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Эмпирические исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к возникновению положительных эмоциональных отношений между людьми, в частности, изучается вопрос о сходстве психологических характеристик субъекта и объекта восприятия, в процессе аттракции (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов.
Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социально-экономических, этнических и т. д.)
Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я – концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.
Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия.
В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.
Часть 4.
Методы и приёмы эффективного воздействия в педагогическом общении
Особым видом деятельности педагога является педагогическое воздействие, целью которого является достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).
Существуют три парадигмы психологического воздействия и соответствующие им три стратегии воздействия.
Первая стратегия - стратегия императивного воздействия; ее основная функция направлена на контроль поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, функция принуждения по отношению к объекту воздействия. Стратегия менее всего пригодна в педагогической практике, так как воздействие, осуществляемое без учета актуальных состояний и отношений другого человека, условии межличностных коммуникаций, приводит чаще всего к обратным и даже отрицательным последствиям.
Вторая стратегия - манипулятивная - основывается на проникновении в механизмы психического отражения и использует знание в целях воздействия. Эту стратегию применяют для формирования общественного мнения, а это очень важно в педагогической практике.
Третья стратегия - развивающая. Психологическое условие реализации такой стратегии - диалог. Принципы, на которых она основывается, - эмоциональная и личностная открытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, доверительность и искренность выражения чувств и состояний.
В состоянии диалога две личности начинают образовывать некое общее психологическое пространство и временную протяженность, в которой воздействие в привычном смысле слова перестает существовать, уступая место психологическому единству субъектов, в котором разворачивается творческий процесс двустороннего раскрытия.
В педагогической практике предпочтение должно быть отдано развивающей стратегии, поскольку только она способствует развитию субъектности ребенка. Именно субъектность как конечная цель педагогического воздействия является признаком, отличающим полноценное педагогическое воздействие от псевдовоздействия, каким является объектное воздействие.
Субъектность - это характеристика активности субъекта, выражающаяся в степени реализации действенного и ценностного аспектов его образа "Я".
Развивающее педагогическое воздействие отличается и по мотивам, побуждающим педагога к воздействию. Это ориентация на благо ребенка (развитие его личности, психологическое благополучие и т.д.), а не на собственные интересы педагога (удобство, легкость достижения результатов, отсутствие неприятностей с администрацией школы, дешевый авторитет и т.п.).
В содержание целей педагогического воздействия входит не только изменение поведения ребенка, но и изменение его отношений. Если цель педагогического воздействия сводится только к изменению поведения, а истинное отношение остается без изменения, ребенок останавливается в своем развитии, следовательно, педагогические цели не достигаются. "Назначение педагогического воздействия не в манипулировании ребенком ("чтобы любил учителя"), не в коррекции его действий ("чтобы хорошо себя вел") и не в подавлении его "неразумной" воли ("чтобы слушался старших"), а в предоставлении ему возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни".
Достижение определенных изменений в потребностно-мотивационной сфере ребенка приводит к тому, что инициируется активность ребенка, он ищет приемлемый способ поведения в сложившейся ситуации. Если ребенок не знает, как поступить, педагог должен помочь ему, обеспечив информацией о способах поведения или выполнения деятельности.
Пробудив активность ребенка и снабдив его способами выполнения деятельности, педагог предоставляет ему возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Рассмотрим конкретные способы построения ситуаций педагогического воздействия.
Эффективность педагогического воздействия зависит во многом от позиции педагога по отношению к ребенку. Еще в 1960-е гг. были сформулированы принципы педагогического воздействия: педагогический оптимизм, уважение к воспитаннику, понимание душевного состояния ученика, раскрытие мотивов и внешних обстоятельств совершаемых поступков, заинтересованность в судьбе ученика. Современная школа, опираясь на положения гуманистической психологии и педагогики сотрудничества, стремится к реализации этих принципов на практике.
Другое важное условие педагогического воздействия - высокий уровень культуры педагога, его авторитет. В психологии воздействия известно положение о том, что результативность воздействия зависит от неформального статуса воздействующего субъекта, от меры его авторитета. Завоевание истинного, а не мнимого авторитета - постоянная забота педагога, на каком бы высоком уровне профессионализации он не находился. Педагог должен быть носителем высочайших культурных достижений, образцом для ребенка.
Эффективность воздействия зависит также от убежденности самого педагога в правоте своих требований. Недопустимо предъявлять какое-либо требование учащимся и одновременно демонстрировать поведение, противоречащее этому требованию. Высокая убежденность в правоте своих требований в момент воздействия не означает косности, некритичности своих действий, низкой требовательности к себе. Нужно уметь анализировать свои действия, а если необходимо, признавать ошибки.
Рассмотрение вопросов педагогического воздействия нередко сводилось к изучению приемов воздействия, методов поощрения и наказания. Еще К.Д. Ушинский считал, что мастерство педагогического воздействия не должно сводиться только к постижению приемов и техник воздействия. Следует ли повторять столь известное в педагогической практике положение, что один и тот же прием воздействия, давший блестящий результат в одной ситуации, оказывается совершенно неэффективным в сходной, внешне похожей ситуации. Вообще говоря, сходных ситуаций быть не может. Если изменяются участники ситуации - это уже другая педагогическая ситуация, поскольку она организована другим педагогом, с другими индивидуально-личностными особенностями, другим профессиональным опытом, другим авторитетом у воспитанников. Сами воспитанники также многим отличаются от тех, с кем велась работа прежде. Неудивительно поэтому, что слепое копирование приема педагогического воздействия в аналогичной, казалось бы, ситуации нередко приводит к неудачам. Даже отдельное слово, произнесенное одним педагогом, будет иметь высокую силу воздействия, а в устах другого - не иметь никакого результата или давать противоположный эффект.
Сказанное не означает, что нужно отказаться от изучения приемов педагогического воздействия. Учителю, особенно начинающему, такое изучение полезно. Однако надо знать, что педагогическое воздействие как процесс создания и разрешения педагогических ситуаций не сводится к овладению техниками воздействия, а основан на глубоком понимании тех закономерностей, раскрытие которых влияет на успешность достижения поставленных педагогических целей.
Педагогу необходимо ясно понимать, что происходит с ребенком в данный момент, а также уметь прогнозировать, что произойдет с ним в дальнейшем, какова перспектива его развития. Все это основано на понимании ребенка, знании среды, в которой он находится, его взаимоотношений с этой средой и создавшихся обстоятельств. Понимание педагогом ребенка предполагает в первую очередь раскрытие мотивов его поведения, его состояния в данный момент, а также направленности личности, если прогнозировать поведение ребенка в целом. Понимание ребенка - это знание его возрастных и индивидуальных особенностей.
Необходимое условие успешного педагогического воздействия - психологический контакт с воспитанником, отсутствие психологических барьеров. Надо помнить, если психологический барьер не преодолен, полноценное воздействие невозможно.
Выделяют личностный, эмоциональный, познавательный и деятельностный психологические контакты.
Личностный контакт предполагает учет личностных особенностей воспитанника: направленности, мотивов поведения, отношений, интересов, возрастных и индивидуально-личностных особенностей.
Эмоциональный контакт выражается в общности эмоциональных позиций и переживаний педагога и воспитанника по отношению к ситуации и друг к другу. Установление эмоциональных контактов достигается на основе сближения эмоциональных позиций и переживаний, что возможно на основе знания воспитанника, а также понимания его ситуативного эмоционального состояния. Опытный педагог, как правило, не предпринимает серьезных действий, пока не выяснит эмоциональную позицию воспитанников и не обеспечит снятие эмоционального барьера.
Рассмотрим ситуацию:
Ученики пришли на урок физики после урока физкультуры, где они выиграли соревнование у соседнего класса. Учитель физики, войдя в класс, почувствовал необычное оживление. Выяснив, в чем дело, он потратил две минуты времени, чтобы обсудить с ними спортивные успехи, поздравил с победой (Заметим, в результате он сразу завоевал внимание класса!), а затем перешел к теме своего урока.
А теперь представим, что все было иначе: взволнованный класс, который трудно сосредоточить на теме урока, растерявшийся и рассерженный непослушанием учитель, несколько минут бесплодных пререканий, бесконечные призывы к тишине в процессе урока, а в результате - несостоявшийся урок, расстроенный учитель, получившие заряд отрицательных эмоций ученики.
Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи. Методы воздействия призваны изменить поведение человека, его взгляды, мнения и установки. Традиционно в психологической науке выделяют следующие методы воздействия: убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.
Убеждение - психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.
Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника. Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности ребенка.
Проще убеждать тех, кто имеет яркое живое воображение, ориентацию скорее на других, чем на себя, несколько заниженную самооценку (робкие и слабо доверяющие своему собственному мнению субъекты). Трудно поддаются убеждению лица с явной враждебностью по отношению к другим (проявляемое сопротивление, кстати, часто может возникать, как следствие желания доминировать над окружающими); учащиеся с сильным духом критицизма, а так же готовностью к переиначиванию своих взглядов (проще говоря, стремлением всегда иметь еще одну позицию про запас).
Убеждение – это сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное.
Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.
Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.
В.Н. Куликов рассматривает следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, положительное и отрицательное, прямое и косвенное.
Педагог преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить. При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят. Приведем примеры. Опасение за здоровье ребенка звучит в репликах: "Отойди от форточки, простудишься!" (внушается физическая слабость, нездоровье, ребенок и в самом деле может заболеть). Нередко педагог, упрекая ребенка в лени, упрямстве или недогадливости, неосознанно внушает ему эти качества. Замечено, что результат непреднамеренного внушения тем сильнее, чем выше у ребенка предрасположенность к тому, что внушается.
Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания.
По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение. Прямое внушение - внушение, при котором педагог дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается ("Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки"). В школьной практике используются две разновидности прямого внушения: команда (либо приказ) и внушающее наставление. Приказы применяются в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и исполнения: "Встаньте!", "Уберите учебники со стола!". Такие фразы произносятся тоном, не допускающим возражения.
Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, которые произносит педагог, вводя установку в психику ученика: "Я могу и хочу хорошо учиться!". Как показывают результаты экспериментов, внушающее наставление способно изменить отношение школьников, дать первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличию.
При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого. В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Разновидностями косвенного внушения является внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.
Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом.
Упражнение в воспитании - это не механическая тренировка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и программами.
Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.
Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или как система отрегулированного поведения детей в типичных ситуациях, соответствующего их привычному нравственному сознанию, действиям и поступкам.
Педагоги должны обращать особое внимание на развитие у школьников способности ориентироваться в сложившейся учебной обстановке, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей. Большинство детей любят занятия, насыщенные ситуациями, требующими самостоятельности, напряженной мыслительной и физической работы. И не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навязывая им свои решения. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поэтапное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально личностного творчества.
Поощрение - это метод внешнего активного стимулирования, побуждения воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей.
Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бытовой деятельности школьников, педагог добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению.
Поощрение возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы воспитуемых, их позитивную жизненную позицию.
Выражение удовлетворения работой отдельных детей или всего коллектива, одобрение, похвала, призыв следовать примеру лучших - все это различные приемы поощрения, которыми пользуется педагог.
Принуждение в педагогике - это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.
Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Надо разумно пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.
Прежде всего, надо убедить, а потом принудить. Категорические требования, которые педагог предъявляет к воспитуемым, в случае их непонимания последними, должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Он обязан проследить за их выполнением и принять меры к тем обучаемым, которые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнительность рождают безответственность. Однако во всяком факте послаблений преподаватель обязан разобраться.
Дети чаще всего отрицательно воспринимают необоснованные угрозы применить репрессивные меры. Педагог прежде всего сам должен найти средства личного воздействия на тех, кто проявляет недобросовестность: усилить контроль, установить срок исполнения конкретных заданий, провести беседу в присутствии других ребят.
Разумеется, это не исключает возможности принятия строгих принудительных мер. Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам коллектива и отдельной личности деятельности. Наказание не преследует цели причинения провинившемуся ребёнку физического или нравственного страдания, но сосредоточивает сознание на переживании вины.
Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества.
Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления и активного сопротивления воспитанию. Поэтому наказание можно рассматривать как крайнюю меру воздействия и прибегать к такому методу только в случае, если все другие не возымели действия.
Например, ученик перестал выполнять домашние задания. Для начала нужно разобраться, нет ли внешних причин, которые обусловили такую ситуацию: конфликты дома, отсутствие условий и т.д. Если таковые факты отсутствуют – необходимо выяснить причины невыполнения заданий. Если объективных причин нет, а причиной является банальное нежелание или лень, необходимо разъяснить ребёнку необходимость действий, а если и это не привело к выполнению заданий, то можно применить метод принуждения: заставить ребёнка выполнить заданные упражнения или выучить материал. Выполнение обязательно нужно проконтролировать: похвалить или отметить проделанную работу, а при невыполнении – можно прибегнуть к наказанию, так как все аргументы уже исчерпаны.
Но ничего не действует на учащегося лучше, чем собственный положительный пример педагога. Хотелось бы обратиться непосредственно к методу примера, который без преувеличения, можно назвать одним из самых древних в педагогической практике и одним из самых актуальных не только в педагогике, но и жизни общества в целом. Такое обращение обусловлено как сущностью самого психологического механизма, лежащего в основе метода, - это «воздействие на созерцание, чувства и поведение воспитанников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей», так и интенсивным влиянием на субъект конкретного образа (личности, группы, действий, поступков), что рождает стремление повторять увиденное, подражать ему. В связи с этим в целостном педагогическом процессе у подопечного формируются навыки определенного типа поведения (нравственного или безнравственного, в зависимости от степени гуманистичности самого образца для подражания). Таким образом, очевидно беспрецедентное значение метода примера для культуры в целом: какова среда, окружающая ребенка, таким он и вырастет.
Часть 5.
Особенности речевого поведения педагога в процессе проведения учебного занятия
Умение педагога построить взаимодействие с учащимися так, чтобы его речь стала действенной и эффективной, умение удерживать внимание и находить оптимальные способы коммуникации в сложных ситуациях урока -- основные элементы профессионализма современного учителя.
Одной из составляющих профессиональной речевой культуры учителя является его речевое поведение. В речи проявляется личность. Интеллект, чувства, характер, цели и интересы человека явно или неявно отражаются в том, что и как он говорит.Рассмотрим «речевое поведение» как целостную систему речевых проявлений языковой личности учителя, характеризующих его культуру речи в общем.
Культура речи «включает в себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых речевых произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение словесных и несловесных компонентов коммуникации, закрепление в языке картины мира, способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о языке». Говоря о коммуникативных качествах речи учителя, мы подразумеваем культуру речевой коммуникации. Под речевой коммуникацией мы подразумеваем межличностное восприятие, которое включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия. Одним из показателей результатов речевого воздействия является понимание воспринимающим автора высказывания. Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства -- слова, грамматические конструкции, тактики поведения, умение применять которые на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.
Учитель в своем речевом общении использует типовые модели организации речи: беседа и сообщение, рассказ и объяснение, вопрос и приветствие и т. д., которые называются речевыми жанрами. Наиболее значимыми для учителя являются жанры педагогической речи -- модели организации речи в процессе обучения и воспитания. Это прежде всего конспект урока, педагогическая рецензия, устная и письменная объяснительная монологическая речь, рассказ учителя, учебный диалог. Каждый жанр -- сложная модель, включающая несколько компонентов. Выбор каждого из жанров основывается на реализации задачи речевого педагогического общения, которую поставил перед собой учитель.
Правильный выбор языковых средств, понятных ребенку, владение всеми жанрами педагогической речи говорит о речевой компетентности учителя. Иначе говоря, в речевом общении проявляется культура речевой коммуникации учителя как индикатор его речевой компетентности. Также одним из условий речевой компетентности является рефлексия речевого поведения учителя, которая подразумевает самоанализ, самооценку своего речевого общения.
Рассматривая речевое поведение как часть культуры речи, нельзя не обратить внимание на речевые отношения учителя, под которыми подразумевается проявление его эмоциональных отношений в классе, которые могут выражаться положительно, негативно или нейтрально к объекту.
Дети часто выделяют среди педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших признаков, позволяющим ученикам так «классифицировать» своих преподавателей, является их речевое поведение.
В современной школе наблюдается три типа языковых культур учителей:
1. Носители элитарной речевой культуры.
2. Представители «среднелитературной» культуры.
3. Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения.
Представители элитарной речевой культуры - это идеальный тип речевого поведения педагога, к сожалению, в современной школе, встречающийся крайне редко.
Носители элитарной речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой дифференциации литературного языка и каждый функциональный стиль используют в соответствии с ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении.
Одним из признаков элитарной речевой культуры является безусловное соблюдение всех этических норм. Они пользуются языком творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет привычной заштампованности, а в разговорной речи - стремления к книжности.
Учителю «первого типа» необходимо иметь, в первую очередь, любовь к детям и преподаваемому предмету. Дружелюбное отношение - залог доброжелательной речи и потворствует желанию продолжать общение между участниками беседы. Хорошему педагогу, в процессе речевого общения, необходимо помнить, что его речь должна быть:
1. Эмоциональной, громкой, четкой, насыщенной эпитетами и сравнениями.
2. Орфоэпически правильной.
3. Уверенной, для чего необходимо знание материала.
4. Подготовленной: должны быть продуманы любые случаи незапланированного развития беседы. Доброжелательный ответ на все. Учитель должен иметь философское, невраждебное чувство юмора.
В большинстве случаев такой педагог представляется детям образцом для подражания. Именно поэтому ему необходимо тщательнейшим образом следить за своей речью, так как дети не прощают ошибок тем, кто их учит.
Гораздо чаще в школе встречаются преподаватели, которые являются носителями «среднелитературной» языковой культуры. Их речевое поведение отражает гораздо более низкий уровень их общей культуры: невозможность творческого использования крылатых выражений разных эпох и народов, художественных образцов классической литературы, незнание литературных норм произношения слов, а нередко и их значений порождает языковую бедность, грубость и неправильность речи. Нарушения произносительных норм у них не единичны, а образуют систему.
Как следствие всего этого - речевое поведение, которое характеризуется:
1. Монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности.
2. Раздражением: когда ученик задает вопрос, а учитель не знает на него ответа. Грубость в голосе.
3. Отсутствует жестикуляция, что, как правило, не ведет к контакту.
4. Незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы), не ведет к восприятию изучаемого материала.
5. Недопустима для учителя-словесника неправильная постановка ударения. О невысоком общекультурном уровне таких педагогов говорит их излишняя самоуверенность: например, делая неправильное ударение в слове, многие из них доказывают, что это правильно, что существуют различные варианты произносительной нормы.
6. Речь таких педагогов часто скупа на синонимы, сравнения, эпитеты.
7. Характеризуется частой повторяемостью одного и того же слова в процессе объяснения, за исключением терминологии.
8. Следует отметить и недостаточное уважение к адресату. Как правило, это выражается в неполном следовании именно нормам устной речи - стремление говорить длинными, сложными фразами с деепричастными и причастными оборотами. Таким образом, ведется политика устрашения собеседника, подавления его желания говорить, отстаивание своей, даже неверной, точки зрения.
Далекой от норм публичной речи и поэтому фактически невразумительной является речь представителей еще более низких типов речевых культур. Сегодня немало носителей литературного языка, для которых разговорная система общения является фактически единственной, во всяком случае, в устной форме речи. К несчастью, представителей этого типа немало и в современной школе. Многие учителя считают, что с учениками необходимо говорить понятным им языком и, поэтому, стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Они думают, что таким образом им удастся завоевать уважение школьников, «влиться» в их мир.
Однако, как было отмечено выше, учитель должен являться для школьника образцом для подражания и в культурном и в речевом плане. Педагог является человеком, который воспитывает в ребенке понятия не только о нравственности, но и о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому такое поведение недопустимо. Следует отметить, что в большинстве случаев этим «грешат» молодые педагоги, которые часто видят в школьниках своих будущих друзей.
Стратегии и тактики речевого поведения учителя на уроке
Изучение стратегий и тактик речевого поведения человека вызывает много споров. Под стратегией понимается линия речевого поведения, некоторая последовательность речевых действий, организованных в зависимости от цели взаимодействия, определенная направленность речевого поведения в данной ситуации в интересах достижения цели коммуникации. Стратегии реализуют общий замысел общения, его конечную цель, тактики выполняют функцию осуществления стратегий речи через конкретные речевые шаги.
Примем следующее определение коммуникативной стратегии. Коммуникативная стратегия – это линия речевого поведения субъекта общения в условиях социального взаимодействия, направленная на достижение коммуникативных целей и задач и выраженная конкретными языковыми средствами.
Тактики общения направлены на реализацию данных стратегий.
Выделяются три основные стратегии речевого поведения учителя: императивная, информативная и коммуникативно-регулирующая. Эти стратегии являются общими для всех типов уроков, хотя степень их значимости для реализации педагогических коммуникативных целей во многом зависит от типа и этапа урока.
Генеральной стратегией педагогического общения является императивная стратегия, направленная на управление всей деятельностью ученика на уроке. Она реализуется с помощью определенных тактик, важнейшими из которых являются тактики концентрации внимания, стимуляции физической и умственной деятельности, установления и поддержания речевого контакта, контроля за деятельностью учеников.
Императивная стратегия на начальном этапе урока реализуется с помощью тактики установления речевого контакта и активизации умственной деятельности.
На других этапах урока (этапе объяснения или обобщающего повторения) задача учителя – стимулировать физическую и умственную активность учащихся, заставить их работать.
Косвенным побуждением к действиям может служить фраза: «Кто пойдет к доске?», выраженная вопросительным высказыванием. Требование-просьба, обращенная к конкретному ученику: «Ну, иди, Оксана, пожалуйста!» или «Давайте вспомним орфограмму гласные после шипящих!» - является одновременно и призывом к совместным действиям, направленная на весь класс. Следующее побуждение: «Титов, ты следующий пойдешь к доске, тут проявишь все свои знания! Следующее слово «шомпол». Пишем букву О. Почему?» - реализуется через тактику контролирующую, и далее идет побуждение к физическим действиям, скрытое в вопросе.
Типичная форма выражения побуждений – побудительные высказывания с глаголом в форме повелительного наклонения: «Подчеркните все три орфограммы!», «А сейчас ответьте!», «Работайте!». Но гораздо чаще учитель использует формы совместного действия, смягчающие степень неравенства, авторитарность учителя: «Так, хорошо, вспомним правило…; Давайте, запишите». Кроме того, учитель часто пользуется побуждениями в форме вопросов к учащимся, призывающих учеников акцентировать внимание на изучаемом материале: «Так какие бывают гласные по позиции в слове? А согласные? Так, а сонорные - это какие звуки?»
Часто императивная стратегия осуществляется через регулирующую тактику: учителю важно корректировать ход урока, осуществлять контроль за работой учеников: «Посмотрите, так вы написали это слово?», «Тишина в классе!»; «Вот, посмотрите, пожалуйста, упражнение 12. Класс помогает». Тактика контроля может реализовываться использованием форм синтаксического индикатива в императивном значении: «Так, рассаживаемся, и никогда больше не садитесь вместе на уроках русского языка!». «Быстрее! Продолжаем работу!» - эту форму учитель использует для более мягкого побуждения.
Другая стратегия речевого поведения учителя на уроке – информативная. Информативная стратегия действий учителя является главной на уроках-объяснениях. Императивная тоже используется на этих уроках, но она подчинена информативной и лишь сопутствует общению с учениками. Информативная стратегия осуществляется с помощью тактик инициирования коммуникации, активизации физической и интеллектуальной деятельности учащихся, поддержания этой деятельности, объяснения, уточнения, речевого контакта, оценки действий учащихся. Учитель поддерживает коммуникацию с помощью информативных высказываний различных структурно-семантических типов: он сообщает факты, делает выводы и оценивает знания учащихся: «Таким образом, при произношении гласных звуков препятствия на пути не встречаются, а при произношении звуков З, С, Ж, Ш встречаются препятствия. Как называются эти звуки? Совершенно верно. Мы с вами знаем, что все звуки делятся на гласные и согласные». Задача учителя - довести до сознания учеников нужную информацию, активизировать их умственную деятельность.
Реализуя эту стратегию, учитель использует многочисленные повторы, оценочные или вопросительные высказывания, которые акцентируют внимание учащихся на объясняемом материале: «Буквы обозначают на письме что? Звуки, конечно же. Как вы думаете, какие органы речи у нас задействованы при произношении звуков?». С помощью таких высказываний учитель поддерживает коммуникацию: «Таким образом, при произношении гласных звуков препятствия на пути не встречаются, а при произношении звуков Б, П, Д, Т встречаются препятствия. Как называются эти звуки?» Довольно часто учитель повторяет значимые на его взгляд фразы, т.е. использует тактику усиления информативности, уточнения передаваемой информации: «Значит, еще раз закрепляем правило: в окончаниях глаголов под ударением после шипящих никогда не пишется буква «О», только буква «Ё».
Довольно много на объясняющих уроках информативных вопросов. Задавая эти вопросы, учитель ставит своей целью не просто передать или запросить информацию, но и побудить учащихся к действиям. «Хорошо. Для того чтобы выделить окончание, мы изменяем слово: если оно изменяется, то смотрим, какая часть изменяется. Изменяемая часть и есть окончание» или «Смотрим упражнение 422, комментирует Иванов!» Учитель оценивает деятельность, затем, используя тактику усиления информативности, повторяет реплику учащегося со своими уточнениями и, наконец, побуждает к действиям.
Объясняя новый материал, учитель использует и императивную стратегию. Обе они находят выражение в ряде тактик: тактике оценки действий, усиления информативности (для этого он использует речевые повторы знаковых фраз), тактике уточнения, тактике поддержания внимания. Таким образом, на уроке наблюдается взаимопроникновение стратегий и тактик речевого поведения учителя, что обусловлено самим сценарием урока и целями общения.
Основная задача учителя на уроке - довести информацию до адресата, побудить его к действиям. В момент речи учитель воспроизводит фразы, которые он извлекает из памяти, но не создает в момент речевого действия, типизированные фразы, характерные для тактики поддержания речевого контакта во время объяснения нового материала: «Верно, а еще какие приставки?»; «Неверно, подумаем еще! Так, а какие слова вы выписали?»
Коммуникативно-регулирующая стратегия реализуется прежде всего с помощью тактик установления речевого контакта, тактики его поддержания и тактики прерывания речевого контакта. Уже на первом этапе любого урока тактика установления речевого контакта реализуется через речевые акты приветствия, обращения, сообщения темы нового урока: «Здравствуйте, садитесь. Начнем урок с новой темы. Тема урока «Корень слова». Обычно стандартные, стереотипные формы приветствия сочетаются с тактиками стимулирования будущей работы учеников.
Тактика поддержания речевого контакта в рамках коммуникативно-регулирующей стратегии реализуется на протяжении всего урока чаще всего через различного рода замечания-оценки учителя: «Поведение на уроке безобразное!», «Ребята, отвечает только Леша! Вы разве Леши?», «Вы уже хором кричите! Ну-ка, успокоились!» Часто это отрицательные оценки работы учащихся на уроке: «Ребята, это уже слишком, сплошные бездельники!», « Ну, посмотрите, сто дел делают одновременно, а главное ничего не пишем, ничего не делаем! Всем по двойке! А, они вас уже и не пугают?!»! Эти эмоционально окрашенные порицания содержат резко отрицательную оценку действий учащихся и даже угрозу.
Но тактика поддержания речевого контакта может выражаться и в оценочных высказываниях положительного характера: «Умница, хорошо поработала!», «Молодчина!», «Молодец, Ваня, - настоящий отличник! заработал свою пятерку». Оценка содержит и интеллектуальный элемент, похвала учителя направлена не только на работу учащегося, но и его знания, ментальные способности.
Таких высказываний, реализующих линию поддержания речевого контакта, всегда много без них педагогу просто не обойтись. Он должен обязательно оценить деятельность учащихся, иначе им будет не понятно, как же работать дальше. Эти фразы делают общение живым и эмоциональным.
В конце урока учитель опять использует коммуникативно-регулирующую стратегию, которая осуществляется с помощью тактики прерывания речевого контакта: «Молодцы, мы с вами хорошо поработали. Домашнее задание № 23». Учитель логически завершает речевой контакт и обобщает полученные результаты урока, подводит итог.
Оформление речевых действий тактики прерывания речевого контакта может быть различным в зависимости от возраста учащихся и от общей удовлетворенности результатами урока: «Звенит звонок. Дома выписать реплики Луки и Сатина. Все, до свидания». Сухое прощание в рабочей обстановке урока привычно: сообщение-директива и формула прощания. «Оценки за урок: Иванов - три, Петров - четыре, Гусев – четыре. До свидания», - так учитель оценивает работу учащихся и завершает урок стереотипной формулой прощания. Если педагог использует такие фразы: «Все молодцы, всем спасибо за работу на уроке, всего доброго, до свидания,» - в этом случае сухое прощание заменено этикетными формулировками, которые создают доброжелательную атмосферу.
Учитель выбирает ту или иную стратегию своего речевого поведения на уроке в соответствии с основными функциями педагогического общения.
Профессия педагога не совсем обычная. Ведь педагоги уже сегодня воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», не имея права на ошибку. Ведь ошибка, допущенная учителем в работе с детьми, может сказаться потом не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Следует помнить, что работа педагога выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело: воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.
Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Нельзя допускать, чтобы в школу приходили случайные люди. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».
Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Педагог должен «вести ребенка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие.
Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — учебы. Как только ученик приходит в школу, у него появляется новый взрослый — учитель, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса.
Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближениюв значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя.
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо, ведь психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми.
Литература
- Антонова Н.А. Речевое общение учителя с учеником / Н. А. Антонова // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. Вып.6.
- Антонова Н. А. Особенности речи учителя на разных этапах урока / Н. А. Антонова // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. Вып.7, ч.3.
- Антонова Н. А. Типы учительских побуждений на уроках / Н. А. Антонова // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. Вып. 5.
- Антонова Н. А. Стратегии и тактики педагогического дискурса / Н. А. Антонова // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. Вып.7.
- Березовин Н. А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989.
- Битянова М. Р. Социальная психология. - М, 1994.
- Бодалёв А. А. Личность и общение.- М..1983.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1993.
- Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-е изд., испр. и доп.- М.,2010.- 344 с.
- Ильин Е. Н. Искусство общения. — М., 1988.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.,1987.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008.
- Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1997.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979.
- Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.
- Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.
- Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1993.
- Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Под ред. Ф.М.Березина и Е.Ф.Тарасова. М.: Наука, 1990. С.40.
- Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация как основной фактор эффективности педагогов ДОО
Мотвация есть внутрее состояние. которое побуждае. направляет и сохраняет у человека стремление достичь определенной цели....
Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»
Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками....
Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»
научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками....
Педагогическая гостиная, как активная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей
laquo;Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»....
«Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка»
Презентация...
Практический семинар для педагогов ДОУ. Эффективное взаимодействия педагогов с родителями посредством общения.
Развитие коммуникативной компетенции педагога - залог эффективного взаимодействия с родителями дошкольников....
Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка
Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга. Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «Общение способно ст...