Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.
учебно-методический материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_vzaimodeystvie_vospitateley_dou_i_instruktora_po_fizicheskoy_kulture.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.
В настоящее время огромную тревогу вызывает тот факт, что всего около 5 - 6% дошкольников можно назвать абсолютно здоровыми, 26% имеют хронические заболевания, остальные – ослабленное здоровье. В связи с этим необходимо усилить роль оздоровительной работы в ДОУ, опираясь на следующие современные подходы:
- комплексный подход обусловлен тем, что здоровье – понятие комплексное, характеризующееся: уровнем нервно-психического, физического, функционального развития и сопротивляемости организма, поэтому задачи оздоровительной работы должны быть направлены на улучшение показателей всех его критериев;
- системный подход означает проведение оздоровительных мероприятий во всех возрастных группах в течение года;
- индивидуальный подход учитывает состояние здоровья ребенка при проведении всех видов оздоровительной работы;
- интегрированный подход предполагает взаимосвязь о взаимозависимость всех компонентов оздоровительной системы: медицинского, педагогического и психологического и подразумевает взаимодействие всех специалистов ДОУ в оздоровительной работе.
Одним из важных условий обеспечения деятельности ДОУ является организация оздоровительного режима, который разрабатывается для каждой возрастной группы, с учетом коррекции (для групп часто болеющих детей – ЧБД, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – НОД, для логопедических групп – ЛОГ и детей с задержкой психического развития – ЗПР). Режим учитывает специфику сезона: осенне-зимний, зимне-весенний, летний. Отличие данного режима от традиционного в том, что в его структуру включены обязательные оздоровительные мероприятия.
В группах НОД – массаж столп, лечебная физкультура, между занятиями, требующими статического положения, физкультминутки, подвижные игры. В группах ЧБД – упражнения на дыхание. В группах коррекционно-развивающего обучения – артикуляционная и пальчиковая гимнастики, игры и упражнения на развитие крупно - и мелкомоторных навыков.
Основной формой организованной деятельности являются физкультурные занятия. Два из них проводятся в физкультурном зале и одно на прогулке в виде подвижных игр. Формы проведения занятий самые разнообразные: игровые, сюжетные, обычного типа, круговые тренировки, занятия-зачеты и другие. На занятиях обязательно присутствие воспитателя группы. На физкультурных занятиях реализуются следующие задачи:
Оздоровительные задачи:
- охрана жизни и укрепление здоровья, всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение работоспособности и закаливание.
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи:
- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, разностороннее развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) .
Система оздоровительной работы, которая построена на современных технологиях, состоит из трех компонентов, наиболее полно охватывающих все стороны оздоровительно-образовательного процесса.
1-й компонент – оздоровительный. Он включает:
- комплекс гигиенических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний у детей, а также закаливающие процедуры;
- лечебные мероприятия направлены на использование медицинского оборудования специальных кабинетов.
2-ой компонент, на котором мы остановимся подробнее, - профилактический. Он включает:
- комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие. Это различные формы физкультурно-оздоровительной работы, составляющие основу двигательного режима в ДОУ:
- мероприятия по обеспечению рациональной организации воспитательно-образовательного процесса, включающие здоровьесберегающие технологии,
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации занятий (воздушный режим, световой режим помещения, где проводится занятие) ; дидактическим пособиям и их использованию;
- подбор мебели в соответствии с антропометрическими показателями ребенка, правильная ее расстановка, контроль за осанкой;
- соответствие объема и содержания учебных нагрузок возрастным психофизиологическим возможностям детей;
- учет индивидуальных особенностей здоровья детей: во время занятий детей с ослабленным здоровьем следует рассаживать в первом и во втором рядах, чтобы в процессе обучения оказывать помощь тем, кто не справляется с заданиями, давать облегченные задания, включать в занятия элементы физических упражнений, физкультминутки;
- благоприятная психологическая обстановка на занятии, обусловленная доброжелательной формой общения воспитателя с детьми и детей между собой, т. е. нормальный психологический климат;
- использование методов обучения, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям детей; индивидуальный подход к детям с различными типологическими особенностями нервной системы и уровнем здоровья.
Гигиеническое воспитание детей, основная задача которого – формирование здоровьесберегающей компетентности.
Детей необходимо обучать упражнениям для снятия зрительного утомления, самостоятельному проведению подвижных игр, гигиенических процедур.
3-й компонент – психологический. Он включает комплекс мер психологической помощи детям, педагогам и родителям.
При подборе физических нагрузок на физкультурных занятиях педагоги учитывают состояние здоровья, диагноз, уровень подготовленности каждого ребенка. Инструктор по физической культуре особое внимание уделяет тренировке кардиореспираторной системы, развитию физических качеств, характерных для данного возраста (общей выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости, координации движений). Для этого используются спортивные упражнения, элементы спортивных игр, ритмики, бег различной интенсивности, сочетая все это с дыхательными упражнениями и релаксацией.
Педагогам, осуществляющим оздоровительно-образовательную работу с детьми, должны даваться конкретные рекомендации медицинского работника, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, касающиеся проведения различных мероприятий: по обеспечению рациональной организации воспитательно-образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий, самостоятельной двигательной активности.
В результате интегрированного подхода со стороны всех специалистов ДОУ к оздоровительной работе, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, будут иметь хорошую физическую готовность к школе, а это надежная основа для успешного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
В ДОО построена следующая система работы старшего воспитателя:Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса....
«Медиакомпетентность воспитателя ДОУ как средство повышения качества образовательного процесса»
Медиакомпетентность педагога ДОУ подразумевает не только знания и умения работы на компьютере, умение работать с периферийными электронными устройствами: мультимедийным проектором, сканером, интеракти...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
На ранних ступенях жизни ребенка семья олицетворяет собой мир явлений и объектов, обозначенный термином «социально-бытовая сфера», которая начинается в семье возле матери, отца и других ро...
Доклад на тему: "Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ"
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитател...
Презентация: "Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ"
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Интерактивный означае...
Консультация для воспитателей "Роль игры в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду и реализации принципа приемственности дошкольного образования"
В консультации описывается важное значение игры в повышении качества образовательного процесса....
Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования
Публикация "Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования" поясняет основополагающие факторы повышения качества дошкольно...