Конспект ОД "Экскурсия в русскую избу"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мелешкова Елена Александровна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_v_starshey_gruppe_na_temu.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в старшей группе  на тему:

«Экскурсия в русскую избу»

Программные задачи: Ознакомление  детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Материал и оборудование: магнитофон, аудиозапись русских народных мелодий, печь, каравай. Предметы быта: лапти, полотенца вышитые, вязаные дорожки, горшки, прялка.

Ход:

Звучит русская народная мелодия, дети входят в центр «Русская изба». Хозяйка (воспитатель) в русском народном сарафане встречает гостей (детей).

Хозяйка:  Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? 

Ответы детей.

Хозяйка: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Печка — деревенская кормилица. Что же такое есть в печи?  Оказывается, на печи люди готовили, тогда ведь не было газовых плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ), они заменяли что?

-  Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны (емкость, сделанная из чугуна – очень прочного металла). Чтобы чугунки ставить в печку и вынимать их из печи, нужен был ухват. (Показ ухвата). А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. Снизу печи было углубление для хранения дров. А еще на печи можно было и «косточки погреть» старикам, для этого она была снабжена лежанкой. (Показ).

 Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).

Хозяйка: Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы)

Хозяйка: В переднем углу избы находится красный угол – это значит красивый, нарядный. В углу висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Стоял стол со скамейками. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол. А на столе самовар. Что из него пили? Да, чай.

- Чтобы в доме светло было, тоже печь помогала. А еще зажигали лучины, а позже свечи в подсвечниках ставили.

- В русской избе шкафов не было совсем. Где же русские люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. Их делали прочными, в них и вещи хранили, на них и спали.

Хозяйка: А вот наш сундучок, он у нас не простой, а волшебный, в нем загадки живут.

Игра: « Отгадай загадку и найди предметы»

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

/Самовар/

Черный конь

Скачет в огонь.

(Кочерга.)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(Ухват.)

Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка).

Ходит каток,

По паре порток. (утюг).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти).

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.  (печь)

Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?

Хозяюшка: Издавна русский народ славиться своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Какие пословицы вы знаете?

Дети: Читают пословицы.

1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2.Кто не работает, тот и не ест. 

3.Рабочие руки не знают скуки.

4.Сделал дело - гуляй смело.

5.Пока есть силы, трудись, на старости будет на что жить. 

6.Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Хозяйка: Молодцы!  

На Руси ,русский народ играл в разные народные подвижные, хороводные игры. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.

А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.

Вышел Костя погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

-А для вас гости мои дорогие есть угощенье, которое испекла наша печь.

(Хозяюшка выносит каравай).

«Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.»

Дети садятся за столы и угощаются караваем. Звучит  русская народная мелодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Знакомство с русской избой»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Знакомство с русской избой »...

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Конспект познавательного занятия "Русская изба"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....

Конспект образовательной деятельности "Русская изба"

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...

Конспект "Посиделки в русской избе"

Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа....