статья "Формирование познавательной активности посредством моделирования у детей с ОНР"
статья на тему

Шнайдер Вера Алексеевна

В статье рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования (Л.А.Венгер).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shnayder_v.a.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

В.А. Шнайдер,

Воспитатель МДОУ

 «Детский сад№65- ЦРР».

Формирование познавательной активности

в процессе реализации образовательной области «Познание»  

у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии  моделирования.

В статье рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования (Л.А.Венгер).

               Для успешного овладения предпосылками  учебной деятельности на этапе завершения   дошкольного образования от воспитанников дошкольных учреждений  требуется значительная познавательная активность. «Познавательная активность, - по мнению Д.Б Годовиковой,  – это стремление получить представления о явлениях  окружающего мира. Познавательная активность – это познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребёнку присуща познавательная активность, но её мера и направленность у детей неодинакова. Охарактеризовать познавательную активность ребёнка - значит определить уровень его развития». [1, с. 29]

       В современном  дошкольном   образовании, в связи с внедрением в  процесс   воспитания и образования,  ФГОС, одним из целевых ориентиров образования на этапе завершения детского сада,  является: обладание начальными знаниями о себе, о природном мире,   проявление любознательности,   интереса к причинно-следственным связям, к самостоятельному придумыванию объяснения явлений природы, склонности к наблюдению, экспериментированию.

       Однако  именно у воспитанников с общим недоразвитием речи имеются  нарушения в самоорганизации и в  структуре деятельности,   обусловленные несформированностью устойчивого интереса и недостатками мотивации, которые являются  одними из компонентов познавательной активности. Поэтому, для успешного развития познавательной активности, необходимо развивать интерес, создавать мотивацию, а затем открывать возможность для нахождения цели. Однако, благодаря органическому воздействию природы у дошкольников речевых групп существует возможность устанавливать и отражать объективные существующие в ней связи. Отсюда возникает возможность, опираясь на познания существенных связей, формировать у детей с речевыми нарушениями систематизированные, соответствующие действительности представления, способствующие развитию познавательной активности. А исследовательская и предметная деятельность в уголке природы группы и на участке детского сада, свойственная ребенку, закрепляет и развивает активное познавательное отношение к   природному миру.

          Как известно, в дошкольном возрасте, основные средства образных форм сознания - это сенсорные эталоны, символы, знаки (наглядные модели, схемы, планы).  Это и вызывает необходимость моделирования в процессе познания объектов  природы. Моделирование рассматривается как деятельность совместная воспитателя и детей по разрабатыванию моделей и обеспечивающая успешное усвоение представлениями об особенностях объектов природы.

          Таким образом, моделирование в процессе познания объектов природы у дошкольников с общим недоразвитием речи, способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию.

          Актуальность проблемы позволила сформировать цель работы.

          Цель исследования: создание условий у дошкольников с общим недоразвитием речи для формирования познавательной активности посредством технологии моделирования.

          Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему формирования познавательной активности   у воспитанников среднего возраста общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования.

2.Выявить у дошкольников с общим недоразвитием речи среднего возраста уровни познавательной активности.

3.Разработать по формированию познавательной активности систему работы для дошкольников с общим недоразвитием речи среднего возраста посредством технологии моделирования.

4.Выявить у детей с общим недоразвитием речи среднего возраста    эффективность данной системы работы по развитию познавательной активности посредством технологии моделирования.

          В связи с предполагаемыми целью и задачами исследования,   часть эксперимента имела  следующие  этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. Для  их решения на первом этапе  были  использованы   методы: наблюдения  (методика Д.П. Годовиковой) у воспитанников детского сада с общим недоразвитием речи среднего возраста для выявления уровня развития познавательной активности, метод статической  и математической  обработки данных.  

          Результаты наблюдения показывают, невысокий уровень познавательной активности     средних дошкольников с общим недоразвитием речи обеих групп. Это означает, что   интерес к  свойствам внутренним предмета, к опосредованности поиска и понятиям, т.е., не достаточный для самоорганизации детей.

         На следующем этапе – формирующим,  для дошкольников речевых групп среднего возраста по развитию познавательной активности была запланирована и реализована система работы посредством технологии моделирования. В данной системе работы:  первый этап - это накопление впечатлений, выделение объекта того или иного из окружающего природного мира, основой является обнаружение простейших отношений, зависимостей и связей; затем по поводу своих действий, заключаются предположения, необходимые для решения стоящей перед ними познавательной задачи.

          Второй этап – это  упорядочивание первичное впечатлений полученных о природных объектах,   проверка новых обнаруженных фактов, определение в системе уже имеющихся знаний их места, а также  их систематизация. В группе были  организованы и проведены образовательная деятельность, дидактические игры, проекты по лексическим темам: «Деревья», «Цветы», «Комнатные растения», «Деревья и кустарники», а также  разные действия познавательные с объектом: наблюдения, эксперименты и сравнения, с использованием технологии моделирования.

           На третьем этапе, происходит упорядочивание и дальнейшее структурирование  представлений воспитанников речевых групп об объекте природы: выявление  у них, более сложных отношений, закономерностей и связей, которые обнаружить невозможно, лишь на уровне восприятия оставаясь.  

            По итогам повторного наблюдения, у дошкольников с общим недоразвитием речи средней группы возросла познавательная активность. Анализ сравнения результатов наблюдений уровня развития познавательной активности у воспитанников с общим недоразвитием речи средних групп показывает положительную динамику     посредством технологии моделирования.  Основным показателем познания служит увлеченность познавательной деятельностью как в центре природы группы и детского сада, так проявление  самостоятельности при нахождении выбора средств, способов действий, стремление постоянное к получению новых представлений о разнообразном мире природы.

Литература:

1. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1986. - №1. – С.29.

2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.[Текст] / С.Н.  Николаева – М.; Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.  

3. Венгер, Л.А. Развитие способностей к наглядному моделированию. [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. - №2. – С.24.

 

В.А. Шнайдер,

Воспитатель МДОУ

 «Детский сад№65- ЦРР».

Формирование познавательной активности

в процессе реализации образовательной области «Познание»  

у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии  моделирования.

В статье рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования (Л.А.Венгер).

 В современной дошкольной системе образования, в связи с внедрением в воспитательно-образовательный процесс ФГОС, происходит увеличение объема информации, которую получают воспитанники. Для успеха в восприятии и усвоении объективных знаний от них требуется выраженная познавательная активность. По мнению Д.Б Годовиковой: «Познавательная активность – это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребёнку присуща познавательная активность, но её мера и направленность у детей неодинакова. Охарактеризовать познавательную активность ребёнка - значит определить уровень его развития». [1, с. 29]

Однако у детей с общим недоразвитием речи имеются выраженные нарушения в структуре деятельности,  самоорганизации, обусловленные недостатками мотивации и несформированностью устойчивого интереса, которые являются  одними из компонентов познавательной активности. Поэтому, для успешного развития познавательной активности, необходимо возбудить интерес, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Однако, благодаря органическому воздействию природы у детей с общим недоразвитием речи существует возможность устанавливать, отражать объективно существующие в ней связи. Отсюда возникает возможность, опираясь на познания существенных связей, формировать у детей с общим недоразвитием речи, систематизированные, соответствующие действительности представления, способствующие развитию познавательной активности. А предметная «исследовательская» деятельность в уголке природы и на участке, свойственная ребенку, развивает и закрепляет активное познавательное отношение к   природному миру.

Как известно, в дошкольном возрасте, основные средства образных форм сознания - это сенсорные эталоны, символы, знаки (наглядные модели, схемы, планы).  Это и вызывает необходимость моделирования в процессе познания объектов  природы. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей и обеспечивающая успешное усвоение представлениями об особенностях объектов природы.

Таким образом, моделирование в процессе познания объектов природы у дошкольников с общим недоразвитием речи, способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию.

Актуальность проблемы позволила сформировать цель работы.

Цель исследования: создание условий для формирования познавательной активности   у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему формирования познавательной активности   у детей с среднего возраста общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования.

2.Выявить уровень познавательной активности у детей среднего возраста с общим недоразвитием речи.

3.Разработать систему работы по формированию познавательной активности у детей среднего возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования.

4.Выявить эффективность разработанной системы работы по развитию познавательной активности у детей среднего возраста с общим недоразвитием речи   посредством технологии моделирования.

В соответствии с выдвинутыми целью, задачами исследования его экспериментальная часть включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для решения поставленных задач на констатирующем этапе были использованы следующие методы исследования: наблюдения (методика, разработанная Д.П. Годовиковой) для выявления уровня развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, метод математической и статической обработки данных.  

Как показывают результаты диагностики, высокий уровень познавательной активности по данной шкале характерен для 10% средних дошкольников с общим недоразвитием речи обеих групп. Это означает, что уровень интереса к внутренним свойствам предмета, к понятиям и опосредованности поиска, т.е., к самоорганизации детей не достаточный.

На формирующем этапе была разработана и реализована система работы по развитию познавательной активности детей среднего возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования. В данной системе работы: на первом этапе происходит накопление впечатлений, выделение того или иного объекта из окружающего природного мира и на этой основе обнаружение простейших связей, отношений, зависимостей; делаются предположения по поводу своих действий, необходимых для решения стоящей перед дошкольниками познавательной задачи.

На втором этапе происходит первичное упорядочивание полученных впечатлений об объекте природы, их систематизация, проверка вновь обнаруженных фактов, определение их места в системе уже имеющихся знаний. В группе были  организованы и проведены НОД, дидактические игры, проекты по лексическим темам: «Деревья», «Цветы», «Комнатные растения», «Деревья и кустарники», а также  разные познавательные действия с объектом: наблюдения, сравнения, эксперименты, с использованием технологии моделирования.

На третьем этапе, осуществляется дальнейшее упорядочивание и структурирование представлений дошкольников об объекте природы: выявление более сложных отношений, связей и закономерностей, которые невозможно обнаружить, оставаясь лишь на уровне восприятия.  

По итогам повторной диагностики, познавательная активность детей среднего возраста с общим недоразвитием речи возросла (высокий уровень характерен для 20% детей группы А и 10% среднего возраста дошкольников группы Б). Анализ сравнения результатов показывает положительную динамику в изменениях уровня развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования. Основным показателем познания служит увлеченность познавательной деятельностью как в центре природы группы и детского сада, так увлеченное проявление самостоятельности при выборе средств, способов действий, постоянное стремление к получению новых представлений о разнообразном мире природы.

Литература:

1. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1986. - №1. – С.29.

2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.[Текст] / С.Н.  Николаева – М.; Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.  

3. Основы специальной психологии: Учебное пособие студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.; Издательский центр «Академия», 2002. – 408 с.  

4. Венгер, Л.А. Развитие способностей к наглядному моделированию. [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. - №2. – С.24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по развитию познавательной активности посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников. Реализация программы предполагает интегративный подход – ...

Конспект ООД по теме: "Медведь - дикое животное" в рамках реализации опыта "Формирование познавательной активности посредством моделирования"

В конспекте представлен учебный материал по ознакомлению детей подготовительной группы с условиями жизни диких животных – бурых медведей, питанием, используя элементы экспериментирования и моделирован...

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во мно...

Развитие познавательной активности и любознательности у детей 4-5 лет посредством многофункциональных дидактических пособий

 Одним из целевых ориентиров ФГОС ставит развитие познавательной активности и любознательности у дошкольников. Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется пои...

Содержание работы по развитию у детей познавательной активности посредством педагогической интеграции

В статье раскрывается содержание работы по развитию у детей познавательной активности посредством педагогической интеграции...