программа по развитию познавательной активности посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Талипова Елена Николаевна

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников. Реализация программы предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательно-экспериментальную, познавательно-интеллектуальную, социальную, игровую. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и экспериментированию; развитие у детей воображения, познавательной активности. Программа развития познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования рассчитана на 2 года, разделена на несколько блоков: 1 раздел: экспериментирование с песком. 2 раздел: экспериментирование с воздухом; 3 раздел : экспериментирование с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_talipova_e.n._mbdou_no27_2.doc696 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Паспорт программы        

Краткое содержание программы        

Пояснительная записка        

Цель и задачи программы (Целевой раздел)        

Концептуальные основы        

Принципы и подходы к формированию программы        

Основное содержание программы (Содержательный раздел)        

Этапы и механизм реализации программы(Организационный раздел)        

Механизм реализации программы        

Условия реализации программы.        

Результативность программы        

Заключение        

Литература        

Приложения Педагогический мониторинг        


Паспорт программы

Название программы

  «Хочу все знать» - развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Основание для разработки программы

 - Закон «Об образовании» (Статья 14 п.5) «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно»

- Закон «Об образовании» (Статья 9 п.1)

«Образовательная программа определяет содержание образования

определенного уровня и направленности»

- Закон «Об образовании» (Статья 14 п.5)

- Закон «Об образовании» (Статья 12 п.4)

- Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении  ( - - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении")

- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ № 1155 от 17.10.2013) 

-   КОММЕНТАРИИ К ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г.) 

-   ПЛАН действий по обеспечению введения ФГОС ДО 

-   Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзора) № 01-52-22/05-382 от 07.02.2014

-   Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13) 

-   Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда (СанПиН 2.4.1.3147-13) 

 -   Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования

- Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы»

-  Устав МБДОУ;

 - Программа «Развития ДОУ»;

Заказчики  программы

совет педагогов

родители

Автор программы

Талипова Елена Николаевна воспитатель МБДОУ ДСКВ №27

Целевые  группы

количество детей: 20, возраст: 5–7лет

Организация исполнитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 «Филиппок» (далее – МБДОУ ДСКВ № 27)

Адрес организации исполнителя, телефон/факс

улица Дружбы Народов, дом 22а, город Нижневартовск Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия. Телефон/факс - (3466) 43-88-10 E-mail: dskv27@mail.ru 

География

МБДОУ ДСКВ № 27

Сроки реализации

2 года

Цель

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи

  • Формирование познавательной активности, мотивационно-потребностной сферы детей, положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности;
  • Развитие у детей воображения, исследовательских умений (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать), познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • Формирование умения детей задавать вопросы, способность к прогнозированию, развитие у детей представлений о химических, физических свойствах и явлениях веществ;

Краткая аннотация

 Раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников.  Реализация программы предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательно-экспериментальную, познавательно-интеллектуальную, социальную, игровую.

Предполагаемый результат

  • Повышение уровня познавательной активности, мотивационно-потребностной сферы детей, положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности;
  • Увеличение показателя у детей воображения, исследовательских умений (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать), познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • Сформированы умения детей задавать вопросы, способность к прогнозированию, развитие у детей представлений о химических, физических свойствах и явлениях веществ.


Краткое содержание программы

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников.  Реализация программы предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательно-экспериментальную, познавательно-интеллектуальную, социальную, игровую. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и экспериментированию; развитие у детей воображения, познавательной активности. Программа развития познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования рассчитана на 2 года, разделена на несколько блоков: 1 раздел: экспериментирование с песком. 2 раздел:  экспериментирование с воздухом; 3 раздел : экспериментирование с водой. Такой подход является залогом эффективного усвоения материала и устойчивого интереса детей к процессу обучения и развития познавательной активности. Тематическое планирование составлено с учетом регионального компонента, способствует эффективному усвоению детьми знаний по указанным направлениям. Все темы связаны между собой логически, приурочены к календарным событиям и вместе представляют целостную систему развития познавательной активности дошкольников. Технология реализации программы предусматривает задачи, формы работы, сопутствующие темы, также представлен мониторинг, работа с педагогами и родителями. На каждом занятии отводится время на решение интеллектуальных задач, а при организации различных видов деятельности в центрах развития ребенка (художественно-эстетический, музыкально-театральный, речевой, экологический, игровой, конструктивный двигательный и т.д.) создается необходимая развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая эффективно реализовать содержание системы дидактических игр и упражнений.

Все это способствует развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

Таким образом, у детей развивается воображение, исследовательские умения (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать), познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; формируется познавательная активность, мотивационно-потребностная сфера детей, положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности; формируется умение детей задавать вопросы, способность к прогнозированию, развитие у детей представлений о химических, физических свойствах и явлениях веществ.


Пояснительная записка

Познавательная деятельность наряду с игровой, имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимые для этого условия.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к  познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В.Дыбина, O.Л  Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных 

интересов , развитие продуктивной  и творческой деятельности, расширение взаимодействия.

 Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

А с введением федерального  государственного  стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

 - уметь видеть проблему и ставить вопросы;

 - уметь доказывать;

 - делать выводы;

 - высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и  наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Эксперимент в детском саду похож на игру, на маленькое чудо, которое может сделать каждый ребенок. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.  Через экспериментирование ребенок познает и осваивает окружающий мир. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, делает сам. Любое исследование построено на спонтанном желании изучать окружающее. Для поддержания познавательного интереса наиболее эффективное средство – максимальное снижение ограничений на детские исследования. Для того чтобы у детей развивался познавательный интерес, они должны иметь  бесконечно много возможностей для свободной полной фантазии, конструктивной деятельности и общения. Исследовательская деятельность ребенка универсальна и реализуется во всех видах взаимодействия ребенка с миром, в любой предметной среде. Расширение сферы знаний служит основой для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Главным мотивом исследовательского поведения является любознательность, познавательная потребность. Любознательность является наиболее яркой чертой детей дошкольного возраста. Непосредственный интерес к окружающему обеспечивает особую готовность к усвоению знаний. Развитие познавательного интереса определяется не только богатством знаний, но и возможностью самостоятельно использовать их для решения новых задач, т.е. позволяет сформировать исследовательские умения. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

 Цель и задачи программы

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи:

  • Формирование познавательной активности, мотивационно-потребностной сферы детей, положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности;
  • Развитие у детей воображения, исследовательских умений (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать), познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • Формирование умения детей задавать вопросы, способность к прогнозированию, развитие у детей представлений о химических, физических свойствах и явлениях веществ;

Концептуальные основы

Концепция программы — найти признание и отклик в сердце ребёнка, быть понятной и созвучной детской природе, стать путеводной звёздочкой для ребёнка в дошкольном детстве и подготовить к успехам в школе и в жизни, то есть воспитать успешность, развить познавательную активность детей и пробудить в каждом ребёнке искорку исследователя.

Различные аспекты познавательной активности детей рассматривались во многих исследованиях Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид  ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Исследовательский подход к обучению представлен, в частности, в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М.В. Кларин, 1994). Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения, как обучения, при котором ребенок становится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.

Принципы и подходы к формированию программы

  • Принцип развивающего обучения. Суть заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения и необходимые навыки, но и происходит развитие всех психических процессов.
  • Принцип воспитывающего обучения - отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение -две стороны единого процесса формирования личности.
  • Принцип гуманизации педагогического процесса – В основе этого принципа лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения.
  • Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
  • Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.
  • Принцип наглядности имеет важное значение в обучении детей дошкольного возраста. Это объясняется прежде всего, что мышление ребенка имеет преимущество наглядно-образный характер.

Практическая значимость программы: технология работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования включает в себя работу с родителями (консультации, родительские собрания, выставки, досуги); с воспитателями (консультации, открытые просмотры мероприятий, круглый стол); с детьми (комплекс непосредственно образовательной деятельности, игры, подборка литературы).

Новизна и практическая значимость разработанной мною программы заключается в следующем: разработана технология развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Определены критерии и показатели познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; выявлены и практически обоснованы педагогические условия, позволяющие совершенствовать систему развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая эффективно реализовать содержание программы.


Основное содержание программы

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

  • теоретические: анализ и синтез философской, психолого-педагогической и методической литературы;
  • эмпирические: изучение нормативных документов в области патриотического воспитания дошкольников, наблюдение, беседа, рассказы, метод анализов продуктивной деятельности, педагогический мониторинг, статистические методы обработки данных.

Этапы и механизм реализации программы:

ЭТАПЫ

1этап (подготовительный)

Июнь - август 2010г.

2 этап

(основной)

сентябрь 2010г.

- апрель 2012г.

3 этап

(заключительный)

май - июнь 2012г.

МЕХАНИЗМ

  • Подбор, изучение и краткий анализ психолого - педагогической, методической литературы по познавательной активности детей.
  • Формулировка цели, задач.
  • Подбор инструментария для осуществления педагогического мониторинга.
  • Создание предметно - развивающей среды.
  • Разработка, поиск и систематизация материала, разработка технологии реализации проекта с детьми.
  • Разработка планирования работы с родителями и педагогами.
  • Апробация методик, технологий и средств обучения.
  • Корректировка планирования.
  • Пополнение предметно-развивающей среды.
  • Внедрение программы в практику работы.

  • Обработка методических, практических материалов.
  • Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов.
  • Обобщение материалов проекта.
  •  Анализ данных, полученных в результате реализации проекта.
  • Оформление программы.

1этап (подготовительный)

Июнь - август 2012г.

  • Подбор, изучение и краткий анализ психологической, методической и педагогической литературы по теме.
  • Подборка инструментария для осуществления педагогического мониторинга.
  • Определение цели, задач, предполагаемых результатов.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Разработка, поиск и систематизация материала, разработка планирования с детьми и родителями.

2 этап (основной)

сентябрь 2012г. - апрель 2014г.

  • Апробация методик, технологий и средств обучения.
  • Корректировка планирования.
  • Внедрение образовательной программы в практику работы с детьми старшей группы.

3 этап

(заключительный)

май - июнь 2014г.

  • Проведение анализа и теоретического обоснования данных, полученных в результате реализации программы.
  • Определение эффективности выполнения программы, обобщение опыта работы.
  • Разработка рекомендаций для педагогов по применению и реализации программы.


Механизм реализации программы

Формы обучения:

  • Специально организованное занятие.
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия.
  • Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
  • Индивидуальные формы работы. Дети показывают знания, полученные на занятиях.
  • Домашние формы работы. Под руководством и контролем дети выполняют некоторые виды работ дома в рабочих тетрадях.

Основной  формой работы являются занятия - путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Алгоритм занятий:

- мотивация;

- подготовительная беседа;

-практическое экспериментирование;

- анализ деятельности.

  • На занятиях предусматривается следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная беседа, подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента)

Виды занятий:

  • Ознакомление с новым материалом;
  • Комбинирование ( повторение ранее изученного материала и знакомство с новой темой)
  • Закрепление.
  • Контрольные и учетные.

Особое внимание на занятиях уделяется глубокому, осмысленному пониманию программного материала, взаимосвязи теоретических и практических вопросов, способности ориентироваться в сложной, нестандартной ситуации, умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

Примерная структура занятия  - экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  •  Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • игровые,
  • показ способа действия,
  • объяснения, совет,
  •  указание,
  • вопросы,
  • контроль.

При анализе и оценки действий детей, обязательно нужно использовать методы стимуляции и мотивации:

  • похвалу работе ребенка,
  • сладкие призы,
  • вопросы педагога, помогающие подвести  детей к постановке проблемы,
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность,
  • вопросы, стимулирующие  детей к коммуникации: « Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»

Методы контроля и самоконтроля:

  • Устные;
  • Индивидуальные;
  • Фронтальные;

Практические

  • Сравнение свойств материалов.
  • Экскурсии, наблюдения.
  • Опыты.
  • Моделирование.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Экспериментирование.

Словесные:

  • Беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Заучивание стихотворений 
  • Развлечения
  • Загадывание загадок.

Наглядные:

  • Схемы проведения к опытам.
  •  Таблицы.
  • Иллюстрации  природных и физических явлений.
  • Организация выставок.
  • Сбор фотоматериалов.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Информационные стенды.
  • Личный пример взрослых. 

Метод драматизации:

  • Ребенок или воспитатель  берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.

Количество групповых занятий и часов по программе

Возрастная группа

Количество занятий

Количество минут в неделю

Количество в учебном году

Старшая группа

28

25 мин

12 часов

Подготовительная группа

42

  1. неделя 30 мин

2 неделя 60 мин

21 часов

Работа с детьми

1 раздел:  Экспериментирование  с  песком.

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Песочный конус»

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).

Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями  каждой песчинки исчезает,  мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.

Эксперимент 3. «Волшебный материал»  

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания.  Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Эксперимент 4. «Где вода?»

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством  воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.

Эксперимент 5. «Ветер»

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган- дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему (т.к.песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться  друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).

2 раздел :  Экспериментирование с воздухом.

Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Поиск воздуха»

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).

Эксперимент 2. «Живая змейка»

Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвещанный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не  опускается  вниз, т.к.ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

Эксперимент 3. «Реактивный шарик»

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают выод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Эксперимент 4. «Подводная лодка»

Предложить детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выводят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он   вытесняет воду из под стакана и всплывает.

Эксперимент 5. «Сухой из воды»

Предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить  лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя  стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая  стакан  взрослый  предлагает  определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

Эксперимент 6. «Свеча в банке»

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и неё задувая ее.  Вместе с детьми проделать следующее:  зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Эксперимент 7. «Почему не выливается?»

Предложить детям перевернуть стакан с водой,  не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку – открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. причина – воздушное давление).

3. Раздел Свойства воды

Раздел свойства и качество снега, льда. Вода один из главных источников жизни на Земле.  Воды на планете очень много , суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода,  в значительно меньших количествах,  имеется на суше: в озерах, прудах, в водопадах, реках, ручьях, родниках, болотах, лужах.

Цель: Дать знания детям о том,  где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. О необходимости  воды, для всего живого на земле. Как человек использует воду, как она работает на человека. О различных состояниях воды, о круговороте воды в природе.

Эксперимент 1 «Тонет, не тонет» В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы).

Эксперимент 2 «Подводная лодка из яйца». В  одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

Эксперимент 3 «Цветы лотоса» Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее,  и лепестки распускаются)

Эксперимент 4 « Подводная лодка из винограда» Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется,  виноград будет тонуть и всплывать)

Эксперимент 5 «Капля шар» Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. ( пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков)

Эксперимент 6 « Можно ли склеить бумагу водой?» Берем два листа бумаги,  двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. ( Вода обладает склеивающем действием)

Эксперимент 7 « Чем пахнет вода»? Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. ( Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены), но если она чистая, то она запаха не имеет.

Эксперимент 8 «Есть ли у воды вкус?» Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) , но чистая вода не имеет выраженного вкуса.

Эксперимент 9 «Испаряется ли вода»? Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в пар. Это особое газообразное состояние воды. При нагревании жидкость превратится в газ)

Эксперимент 10  «Делаем облако» Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако, а когда на крышке банки воды становиться слишком много, она начинает стекать вниз, так получается дождь.

Эксперимент 11 «Жесткая или жидкая»? Зимой, перед прогулкой наливаем в баночку воду и выносим ее на улицу, после прогулки видим, что жидкая вода превратилась в жесткий лед, рассмотреть через увеличительное стекло снежинки на прогулке, занести снег в группу, посмотреть как он тает и превращается в воду.

             Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического  применения экспериментов в процессе обучения  позволяет ребенку моделировать в своем сознании  картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей,  и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят  творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое  экспериментирование носит безопасный характер

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей  сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов  начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный  результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и  спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом. При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.  Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью  наводящих вопросов направить рассуждения в нужное  русло. Однако такой стиль поведения будет  эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и  наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их  проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не  навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Итак, анализ психолого-педагогической  литературы позволяет говорить о следующих особенностях детского экспериментирования:

- экспериментирование  понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

- экспериментирование является методом обучения , если применяется для передачи детям новых знаний;

- экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;

- экспериментальная  работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с  природными явлениями, с основами  математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;

- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.;

- детское экспериментирование, по мнению Н.Н.Поддъяков претендует на роль   ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.                     

Работа с родителями.

            Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит отношение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Основные задачи работы с родителями:

  • формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  • Предоставлять членам семей возможности делать выбор и принимать решение.


Условия реализации программы.

Ресурсное обеспечение программы.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
-книги познавательного характера, атласы;
-тематические альбомы;
-коллекции
-мини-музей (тематика различна, например
"Часы бывают разные:",  "Изделия из камня".

-материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина" ;
- природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
-сито,воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
-клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

-карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Результативность программы

Целью моего обследования является установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой.

В обследовании приняли участие 22 ребенка (10 мальчиков и 12 девочек)  в возрасте 5-7 лет.

 Мною были определены показатели и подобраны  диагностические методики.

Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования. Выделены структурные компоненты деятельности  экспериментирования и те характеристики,  которые определяются как «ряд  навыков деятельности».

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

Видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения,  отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.   Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Оценивается по следующим критериям: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.

 Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В  этом случае я выделила такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей  формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности  экспериментирования  необходимости исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях- то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления, во взаимодействии человека с окружающим миром.

Разработанная методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг,  уголок  изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям  осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл.  (приложение)

Данные по методике «Маленький исследователь»

Таблица 2

Фамилия, имя ребенка

Количественная обработка  (баллы)

Качественная обработка

1.

  Даша  С.

3

Чтение книг

2.

  Артем П.

1

Игровой уголок

3.

 Ришат М.

4

Экспериментирование

4.

 Стас С.

3

Чтение книг

5.

 Кирилл М.

3

Чтение книг

6.

 Оля К.

1

Игровой

7.

 Вася Г.

1

Игровой

8.

 Настя М.

2

Изодеятельность

9.

Оля С.

2

Изодеятельность

10.

 Ангелина М.

4

Экспериментирование

11.

 Лера К.

1

Игровой уголок

12.

Эллина Ш.

1

Игровой уголок

13.

 Максим К.

2

Изодеятельность

14.

 Вова З.

1

Игровой

15.

 Руфина Б.

2

Изодеятельность

16.

Настя Э.

1

Игровой уголок

17.

 Вика К.

4

Экспериментирование

18.

 Дима К.

2

Изодеятельность

19.

 Артем С.

1

Игровой уголок

20.

Женя Р.

3

Чтение книг

Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в  группе распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (40%)

2 место – уголок  изодеятельности (25%)

3 место – чтение книг (20%)

 4 место -  экспериментирование (15%)  

Т.е. экспериментирование заняло последнее место,

На основании индивидуальных карт обследования и наблюдения   за степенью овладения экспериментальной деятельностью показали, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью.  Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.  Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к  примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание.

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проведено анкетирование воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрала ответы на вопросы анкеты.

Основой послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича)

                            Анкета «Изучение познавательных интересов»

                                                                                                                   

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается  в уголке  познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б)  когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем?  как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше  баллов – потребность выражена слабо.

Полученные данные отражены в таблице «Изучение познавательных интересов»

Данные анкеты «Изучение познавательных интересов»

                                                                                                            Таблица 5

Количественная обработка (баллы)

Качественная обработка

1.

18

Потребность выражена умеренно

2.

15

Потребность выражена слабо

3.

22

Потребность выражена сильно

4.

19

Потребность выражена умеренно

5.

16

Потребность выражена умеренно

6.

21

Потребность выражена слабо

7.

18

Потребность выражена умеренно

8.

25

Потребность выражена сильно

9.

21

Потребность выражена умеренно

10.

19

Потребность выражена умеренно

11.

21

Потребность выражена умеренно

12.

20

Потребность выражена умеренно

13.

20

Потребность выражена умеренно

14

19

Потребность выражена умеренно

15.

21

Потребность выражена умеренно

16.

18

Потребность выражена умеренно

17.

20

Потребность выражена умеренно

18

19

Потребность выражена умеренно

19.

15

Потребность выражена слабо

20.

21

Потребность выражена умеренно

Из вышеприведенных результатов видно, что:

      10%  детей – познавательная потребность выражена сильно.

      75%  детей – познавательная потребность выражена  умеренно.

       15% детей – познавательная потребность выражена слабо.

Для определения уровня знаний о неживой природе  составила следующие вопросы:

  1. Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги;  из резины; из металла; из пластмасса.
  2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?

На основании  индивидуальных карт  обследования   вывела общий уровень знаний каждого ребенка. В   итоге  получилось:

Высокий уровень – 10%

Средний уровень – 45%

Низкий уровень –   45%

По результатам выявленного  уровня знаний о неживой природе установлено, что отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают  об  их назначении.  Дети  плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.            

Таким образом, по результатам выявлено, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности;   дети мало проявляли интерес к поисковой  деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен  недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.

Результаты показали, что всех детей можно разделить на 3 группы по уровню сформированности  детского экспериментирования.

  Первая группа (5 детей) – 34% . Познавательное отношение к экспериментальной деятельности устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает предположения о способах их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Планирует предстоящую экспериментальную деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход экспериментальной деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи, достигнут или нет результат. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

    Вторая группа (7 детей)  – 46%. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств.  Может формулировать выводы по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

    Третья группа (3 детей) – 20%. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только подсказки взрослого. Принимают участие в планирование экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовит материал для эксперимента. Не всегда способен сформулировать вывод, необходимо подсказка взрослого или пример сверстников.

     Таким образом, оказалось, что наибольшие различия между дифференцированных групп связаны с оценкой следующих параметров осуществляющих экспериментальную деятельность воспитанников. Дадим характеристику детей каждой группы, по следующим  параметрам:

        Познавательная активность,

        Видеть проблему и выдвигать гипотезу,

        Оценка результатов.

  На втором этапе  исследовала сферу интересов в экспериментальной деятельности детей. Все результаты были представлены в таблице:

Результаты выбора детьми оборудования из уголка

экспериментирования   (в баллах)

 

Фамилия, имя ребенка

Оборудование из уголка экспериментирования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее арифметическое

5,46

3,2

 6,73

3,4

5,4

3,2

6,2

6,33

5,1

 

     По итогам исследования можно определить сферу интересов в экспериментальной деятельности детей. Все интересы в  процессе осуществления экспериментальной деятельности оказалось связанной с выбором того или иного материала для осуществления деятельности экспериментирования и способов действия с ними. В связи с этим было выявлено 3 категории материалов экспериментальной деятельности по степени проявления к ним познавательного интереса воспитанников и активности экспериментирования с ним:

  I группа материалов (среднее арифметическое от 6,2 до 6,73): природный материал, красители: пищевые и непищевые, медицинские материалы.  Оказалось, что дети предпочитают экспериментировать больше всего с природным материалом (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.).

  II группа материалов (среднее арифметическое от 5,1 до 5,46): приборы-помощники, технические материалы, прочие материалы.

  III группа материалов (среднее арифметическое от 3,2 до 3,4): разнообразные сосуды из различных материалов,  утилизированный материал, разные виды бумаги.

   На третьем этапе  исследовала педагогическую компетентность родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.

   Для этого проводилось анкетирование родителей и воспитателей. Целью данных анкет было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей, изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии детского экспериментирования дошкольников. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком.

     Кроме того, на данном этапе эксперимента изучались особенности педагогической компетентности воспитателей. Изучение вопросов первого вида (направленные на изучение условий и формы организации детского экспериментирования) показало, что в группе создаются условия для организации детского экспериментирования. Вопросы второго вида (направленные на изучение проблем детского экспериментирования, методов и приемов их решений) показали, что интерес ребенка к экспериментированию поддерживается различными методами и приемами, такими как:  проявление заинтересованности, расспрашивание; оказание эмоциональной поддержки, одобрение, сотрудничества, привлечение к новым объектам. Вопросы третьего вида (направленные на изучение особенностей индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию) показали, что воспитатели смогли разделить группу на подгруппы и описать их особенности, но недостаточно подробно. Таким образом, анкетирование показало, что по развитию экспериментальной деятельности работа ведется, но на недостаточно хорошем уровне. Это позволило приступить к созданию условий  развития экспериментальной деятельности дошкольников, учитывая их уровень развития.

Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической  работы по развитию познавательного интереса у детей  дошкольного возраста. Поэтому  мною разработаны занятия с использованием экспериментов с неживой природой  для детей старшего дошкольного возраста.( приложения)

Итоговая диагностика сформированности познавательно интереса у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе работы  по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, проводимой с сентября 2010 по май 2012 используя  в обучении экспериментирование, видно, что первоначальные результаты диагностики изменились.

При повторном проведении диагностики детям были предложены аналогичные задания.

Для того чтобы выявить предпочитаемый вид деятельности  использовала методику «Маленький исследователь». Результаты исследования предпочитаемого вида деятельности показали, что предпочтения детей распределились  следующим образом:

                                                                                  Таблица 5

Виды деятельности

 Количество баллов (в% соотношении)

На начало эксперимента

На конец эксперимента

Экспериментирование

15%

39%

Чтение книги

20%

23%

Изодеятельность

25%

22%

Игровая

40%

16%

  Таким образом, по результатам  представленным в сводной таблице   видим, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования (в 2,5 раза). Экспериментирование, как вид деятельности,  стал для детей одним из любимых.  (Приложение 1)

Познавательная деятельность  в процессе экспериментирования  каждого ребенка  оценивались по следующим показателям  (по десятибалльной системе):

- положительное отношение к экспериментированию;

-проявление инициативы, самостоятельности;

- исследовательские умения;

- проявление любознательности;

- умения задавать вопросы;

Полученные данные отражены в таблице «Индивидуальная карта показателей познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Индивидуальная карта показателей познавательной деятельности детей                                        старшего дошкольного возраста

                                                                                                                    Таблица 6

Положительное отношение к экспериментированию

Проявление инициативы,

самостоятельности

Исследовательские

Умения

Проявление любознательности

Умения задавать вопрос

Количество баллов

Уровень

1

10

10

7

9

8

44

В

2

8

7

6

8

7

36

В

3

10

7

7

8

7

39

В

4

6

7

6

5

5

29

С

5

6

6

6

7

8

33

В

6

10

9

8

8

9

44

В

7

9

6

7

7

6

35

В

8

7

6

6

5

6

30

С

9

10

8

8

7

8

44

В

10

10

7

8

        9

9

43

В

11

6

6

5

7

5

29

С

12

6

7

5

7

5

30

С

13

6

8

7

8

9

38

В

14

9

7

8

8

6

38

В

15

10

7

9

8

9

43

В

16

8

8

8

7

7

38

В

17

10

9

7

7

8

41

В

18

7

8

7

7

6

35

В

19

6

8

7

8

7

36

В

20

10

7

8

8

9

42

В

Уровни развития познавательной активности:

В   (высокий уровень)  - 80%;      С  (средний уровень) – 20%.

Данные таблицы показывают, что после проведения формирующего эксперимента уровень познавательной активности повысился.

Для выявления уровня  знаний предметов и объектов неживой природы по окончании формирующего эксперимента, были составлены вопросы в соответствии с разделами программы по детскому экспериментированию. Результаты оценивались на основании показателей уровня овладения детьми программой «Детство» по разделу: «Предметный мир» и показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, предложенной авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н.

1.Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.

2. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)-покажи.

3. Сравни свойства песка, глины, почвы.

4. Расскажи о свойствах магнита.

5. Сравни  свойства стекла и пластмассы, их назначение.

6. Сравни свойство дерево и железо, их назначение.

9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

10.Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Высокий уровень: Ребёнок  составляет развёрнутый рассказ на вопрос воспитателя. Ответ полный со всеми пояснениями, хорошо проводит сравнительный анализ между свойствами предметов. Знает назначение предметов и объектов окружающего. Видят 2-3 звена причинно следственных связей. Могут подтвердить свои ответы опытом или рассказом как его провести.

Средний уровень: дети составляют рассказ с помощью наводящих вопросов. Знают несколько свойств и назначений предметов и объектов действительности. При сравнении объектов находят в большинстве только различия. Видят 1-2 звена причинно - следственных связей. Затрудняются подтвердить свои ответы практическим способом.

Низкий уровень: Ребенок составляет короткий  рассказ с помощью воспитателя. Знают небольшое количество свойств и назначений предметов и объектов действительности. Затрудняются провести сравнительный анализ между свойствами предметов. Понимают простейшие одночленные причинно – следственные связи. Не могут практически подтвердить свои высказывания.

На основании индивидуальных карт обследования  вывела общий уровень знаний каждого ребенка   и общий уровень знаний детей о неживой природе.

Высокий уровень – 40%

Средний уровень – 60 %

Низкий уровень -  0

Видно, что у детей  имеются широкие представления о свойствах и качествах различных материалов и их назначении. (Приложение 2)

Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки  и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,  осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);

- знания детей о неживой природе.

                                                         

                                                                                                  Диаграмма 1

Данные по методике «Маленький исследователь»

 Начало года

Заключение

На основе анализа психолого– педагогической и познавательной литературы, я сделала вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые  эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления  и производить с ними  простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, Но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.


Литература

1.Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах ) Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд.3-е.М., «Советская Энциклопедия»,1987.

3.Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.,1994.

7.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в  детском  саду. М., 2004.

9.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.

10.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

11.Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.

12.Махмутов М.М.Проблемное обучение.-М.:1975

23.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.


Приложения


Педагогический мониторинг

по выявлению познавательной активности детей посредством экспериментальной деятельностью

Сроки проведения педагогической диагностики: сентябрь, май.

                                                                                                                 

Показатели

Диагностические методики

Отношение детей к экспериментальной   деятельности

Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности.

Уровни сформированности экспериментальной деятельностью

Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей  овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.).

Уровень развития любознательности, познавательной активности

Анкета для воспитателя «Изучение познавательной инициативы».

Уровень экологических знаний предметов и объектов неживой природы

Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой

Показатели уровня овладения  детьми экспериментальной деятельностью                                                                                                           

уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целепола

гание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных  задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения.

 Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает  гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.

Требования к уровню подготовки

Воспитанник должен

К концу 1 года обучения

К концу 2-го года обучения

Знать

элементарные научные сведения о различных природно-климатических зонах, условия жизни на Земле;

свойствах веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

основных видах и характеристиках движения, причинах и способах их измерения (скорость, направление, траектория);

правила техники безопасности при проведении физических опытов.

элементарные научные сведения о некоторых физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество),

об особой форме энергии - электричестве, материалах, проводящих электрический ток; о способах познания свойств света (преломление, отражение света), о распространении звука в воздухе, воде, твердых телах, отражение звука – эхо;

правила техники безопасности при проведении физических опытов.

 

Уметь

пользоваться измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром, часами.

- экспериментировать с магнитом, лупой;

-самостоятельно изготавливать простейшие приборы для экспериментирования: линзу, измерительную ленту, мерный сосуд;

-распознавать звуки с закрытыми глазами.

Навыки

работать с различными материалами;

работать с различными инструментами.

работать с различными материалами;

работать с различными инструментами;

самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования.

Результаты обследования заносятся в таблицу

Этапы обучения

Приемы

Навыки исследовательской деятельности

Мотивация деятельности

- создание развивающей среды;

- проблемные ситуации;

Устойчивый интерес

- интрига и сюрпризные моменты

Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога

1 этап

Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети совместно с педагогом осуществляют решение проблемы

- наводящие вопросы;

- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;

- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве

Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов

2 этап

Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент

- проблемные вопросы;

- пополнение уголка новыми материалами и предметами;

- приемы межличностного общения и сотрудничества

Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

- работа воспитателя по указанию целей;

- допущение неточности в действиях воспитателя;

3 этап

Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно детьми.

- изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;

 Талипова Елена Николаевна                 воспитатель МБДОУ ДСКВ №27 «Филиппок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»

В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...

Коррекционно- развивающая программа по развитию познавательной сферы «Школа будущих отличников» (Старший дошкольный возраст)

Коррекционно- развивающая программа  по развитию познавательной сферы «Школа будущих отличников» (Старший дошкольный возраст)...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...

План по самообразованию: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.09.2020. - 30.05....

Авторская программа «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Космические дали»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.Ас...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»

Козырева Л.Г.  План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ» НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ .ГОД

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ...