Тема: «Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента».
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово
Тема: «Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента».
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе и культуре.
В «Концепции модернизации российского образования на период 2010 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего
« обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
В рамках образовательной программы МК ДОУ детского сада №2 «Огонек», в соответствии с приоритетным направлением нашего учреждения – художественно-эстетическое развитие детей – был определен к реализации региональный компонент на основе авторской программы Р.М.Литвиновой «Региональная культура - как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:
- сформировать у детей элементарные представления о родном городе, крае;
- пробудить в детях чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
- развивать бережное отношение к культурному наследию Ставропольского края, познакомить детей с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры Ставропольских поэтов, композиторов, писателей и художников;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, ориентироваться в ближайшем природном окружении и отражать его в своей деятельности (художественно-творческой, музыкальной и др.);
- обобщить и систематизировать знания детей о творческом наследии Ставропольского края как части культуры России;
- воспитывать уважение к культуре других народов, населяющих Ставропольский край;
- формировать представление о себе как о будущих гражданах России;
- способствовать своевременной и гармоничной социализации ребенка;
- подготовить наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию детей старшего дошкольного возраста.
Положительно воспринимая инновационные преобразования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, осознавая роль и
МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово
ответственность педагога в решении поставленных задач, с целью совершенствования личного опыта я включилась в работу в составе творческой группы «Эстетика». Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 20 лет назад, поэтому постоянной заботой наших педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Такую возможность дает метод проектов. Он позволяет уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе, мною была выбрана технология педагогического и детского проектирования, разработан долгосрочный педагогический проект «Воспитание художественно-эстетических и патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством региональной культуры Ставрополья». Тип данного проекта можно охарактеризовать как информационно – практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с историческими и культурными событиями края или родного города, нашли свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини- музеев, выставок и композиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей.
Проектную деятельность по краеведческому образованию я начала с личных вопросов: Что я уже знаю об этом? Что хочу знать? Что надо для этого сделать? Повышению моей культурологической компетентности как педагога способствовало профессиональное самообразование.
Углубить и расширить знания о родном городе, городе Ставрополе, людях прославивших наш край мне помогли методические пособия Р.М.Литвиновой «Региональная культура: художники, писатели, композиторы», «Казаки на Ставрополье», З.Я. Сидоренко «Литература Ставрополья», В.В.Круглов «Ставропольеведение», А.В.Дронов «Родные просторы», информация интернета.
На подготовительном этапе также изучила отношение родителей подготовительной группы к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса. Использовала анкеты «Ваше отношение к патриотизму», «Знаете ли Вы свою «малую Родину». В опросе приняли участие 25 семей воспитанников подготовительной группы. Большинство родителей согласились с тем, что
МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово
дети обязательно должны узнать и оценить свою «малую Родину» место, где они родились и растут, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. Отвечая на вопросы художественно-эстетического и патриотического воспитания в семье, родители охотно делились своими знаниями об Ипатовском композиторе и музыканте Шиянове Н.В., о значении Кавказских Минеральных Вод как здравницы страны и пр. С помощью родителей была создана тематическая библиотека, экспозиция репродукций картин П. Гречишкина «От Маныча до Кавказа», буклетов «Минеральные воды - город-труженик», «Ессентуки - жемчужина Кавминвод.
В ходе основного этапа происходило проектирование и организация образовательного процесса с детьми. Планируя педагогический процесс по теме, я исходила из достижений и трудностей, интересов и потребностей детей, учитывала их психологические особенности (эмоциональное восприятие окружающего, образность мышления). Разработала годовой план мероприятий в рамках реализации проекта «Воспитание художественно-эстетических и патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством региональной культуры Ставрополья» (приложение 1). Взаимодействие педагога и ребенка в данном образовательном процессе предполагает грамотный отбор содержания и методов работы. Наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжетными и дидактическими играми, развлечениями, художественным творчеством), план основного этапа представлен несколькими блоками, которые включают в себя мероприятия разнообразных организационных форм.
С целью активизации и вовлечения каждого ребенка в творческую работу над проектом использую методику группового сбора – методику включения детей в совместное со взрослыми планирование тематических проектов, мини -проектов. Во время проведения группового сбора обеспечиваю комфортное и конструктивно- деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании; стимулирую и поддерживаю инициативы детей относительно выбора тем, материалов, форм и способов действия. Предлагаю детям свои идеи по содержанию и видам деятельности. Заинтересовываю их и тем самым решаю образовательные задачи на том материале, который актуален для детей. Таким образом, подводя детей к выбору некоторых тем регионального компонента, были предложены и в совместной деятельности с детьми разработаны мини-проекты: «День сказки»- в этот день с самого утра можно воплотиться в сказочных персонажей или героев легенд; «День путешествий»- путешествовать по карте Ставропольского края с остановкой в известных городах, используя наборы открыток, предметных символов (маркеров) городов, игровые макеты. В совместной партнерской деятельности с детьми разработали творческий проект «Декоративно- прикладное искусство и история костюма народов Ставропольского края», собрали материал для мини-музея, подготовили презентацию.
МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово
В течение года были организованы и проведены открытые занятия, досуги и конкурсы с использованием ИКТ, например: музыкальный конкурс «Ипатовская кадриль», литературная викторина и конкурс чтецов по произведениям Ставропольских поэтов (А.Екимцев, Л.Епанешников, Е.Иванова, И.Кашпуров др.).
В рамках тематического блока «Творцы прекрасного» провела компьютерную презентацию «Художественное наследие Н. А. Ярошенко»; творческое занятие «Золотая осень Ставрополья в картинах художника П. Гречишкина»; комплексно-тематическое занятие - беседу «Творчество художника В.Кленова»; занятие по декоративному рисованию «Морозные узоры ущелья».
Цикл интересных и увлекательных мероприятий был проведен по реализации тематического блока «Казаки на Ставрополье»: беседа «Кто такие казаки»; интерактивное музыкальное занятие «Казачьи посиделки», музыкально-спортивное развлечение «Казачьи игры и забавы»; разучили с детьми подвижные и сюжетные игры, хороводы и музыкальные композиции: «Иголка, нитка и узелок», «Снежинки, ветер и мороз», «Ляпка», «Кувшинчик», «Гори, гори ясно», «Всадники», «Хоровод с подснежниками». Предметно –развивающая игровая среда пополнилась наглядным и игровым материалом: собрали материал для мини-музея казачьей одежды, мини-музей «Государственная символика», «Куклы наших бабушек».
Особое внимание уделила приобщению родителей к деятельности по воспитанию художественно-эстетических и патриотических чувств у детей посредством региональной культуры. Организовала родительские собрания по теме «Патриотическое воспитание в семье», «Путешествие в мир живописи», беседы о целях, задачах и важности проекта, консультации: «Познавательная деятельность в ДОУ», «Бабушкин сундучок». Для того, чтобы родители принимали активное участие в жизни и деятельности группы, дала им задания по сбору народных и казачьих игр, потешек, шуток, прибауток. Кроме того им предлагалось создать фотоальбом «Один день нашей семьи». Родители приняли участие в интеллектуальной викторине «Знатоки региональной культуры», игре-конкурсе «Как на нашем на дворе…» с использованием народных игр-забав и спортивных развлечений; совместно с детьми оформили семейные презентации на тему: «Мы вам расскажем» о посещении музеев, выставок, театров, и других мест города и края.
Подводя итоги проделанной работы, отметила, что интерес родителей к тому, чем заняты их дети в детском саду, значительно повысился (с 60% до 80%). По итогам проекта была проведена диагностика знания детей и родителей региональной культуры с помощью методик «Россия – Родина моя», «Прогулка по родному городу», «Мой край – многонациональная семья», «История моего города», «Кто такие казаки». Результаты
МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово
мониторинга по освоению материала регионального компонента детьми подготовительной группы на конец учебного года следующие :
С целью распространения опыта подготовила:
- выступление на педсовете по теме: «Фольклор в развитии игрового творчества дошкольников»;
- консультацию для воспитателей на тему: «Виды проектов и основные этапы работы над ними»
- оформила папку – передвижку для родителей;
- открытый показ - презентацию для родителей ««Культура, декоративно- прикладное искусство и история костюма народов Ставропольского края».
Сформировать осознанное трепетное отношение к своей «малой Родине» за несколько месяцев, конечно, нельзя. Однако я считаю, что данный проект дал детям новые знания, научил их различать понятия «город», «край», рассказал о мероприятиях направленных на сохранение культуры и истории родного города и края. Так, по крупицам они будут понимать то, как важно ценить художественное, литературное и музыкальное наследие, формировать в себе черты гармонично развитого человека с богатой внутренней культурой, высоким нравственным потенциалом, хорошим эстетическим вкусом и умение видеть и создавать прекрасное вокруг себя.
МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово
Приложение №1
План мероприятий в рамках реализации проекта «Воспитание художественно-эстетических и патриотических чувств
у детей дошкольного возраста посредством региональной культуры Ставрополья»
Название темы | Содержание работы | Методы и формы реализации | Сроки реализации | Итоговые мероприятия |
«Уголок России - отчий дом» | Дать представление о родном крае как части России, об истории зарождения и развития своего края, города, села, о символике города (герб, гимн) |
Наблюдение за природой, слушание музыки, разучивание стихов.
Рассматривание репродукций, иллюстраций с изображениями городских пейзажей
| Сентябрь | Музыкально- литературная композиция, создание мини-музея «Государственная символика» |
Литературное и музыкальное наследие | Познакомить детей с литературным наследием Ставрополья: сказки и легенды, поэзия казачьей народной мудрости, стихи и рассказы (Е.Екимцев, Г.Н.Пухальская), Произведения гостей Северного Кавказа (М.Ю.Лермонтов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и др.) Формировать представление о музыкальной жизни Ставропольского края как части русской национальной культуры (композитор И. Пятко) |
Рассматривание иллюстраций к сказкам, слайдов, портретов авторов. Познавательные беседы.
моделирования проблемных ситуаций в сказке, элементы психогимнастики, драматизация сказки
Чтение книг о легендах. Рассматривание иллюстраций
«Кому что нужно?»- воспитывать интерес к труду взрослых; закрепить знания об орудиях труда. | Октябрь | Организация выставки детского творчества Концерт для малышей « Мы любим петь и танцевать» |
«Творцы прекрасного»- художествен-ное наследие, архитектура, декоративно-прикладное искусство родного края. | Познакомить с произведениями художественного искусства Гречишкина, П.М.Кленова В.Г. Ярошенко Н.А. и др. Архитектура (памятники выдающимся людям Ставрополья). Воспитывать эстетический вкус, умение не только видеть, но и понимать произведения искусства |
Просмотр видеокассеты «Музей П. М.Гречишкина.
«Музеи Ставрополя: краеведческий, литературный и изобразительного искусства»- познакомить дошкольников с музеями Ставрополя. Рассматривание слайдов с изображением музеев, видео зарисовки культурных ценностей музеев Ставрополя | Ноябрь Декабрь | Поход в Музей, художественную школу. Просмотр компьютерной презентации «Творцы прекрасного». Выставка детского творчества, создание картинной галереи в ДОУ |
Жемчужины Кавказских Минеральных Вод | Познакомить дошкольников с жемчужинами края -городами - курортами (Кисловодск, Пятигорск, Железноводск) с их парковой зоной. Показать многообразие и красоту природных богатств, их значение для укрепления здоровья людей |
| Январь |
Игра «Путешествие» (просмотр компьютерной презентации) |
«Удивитель-ное рядом»- в скульптурной мастерской природы | Познакомить детей с интересными памятниками природы, располагающимися на территории Ставропольского края |
| Февраль | Создать игровые макеты, альбом интересных мест края |
Многонацио-нальный край | Формировать представление о народах, населяющих территорию края. Раскрыть особенности национальных обычаев, музыки, танцев, одежды, традиций (русские, туркмены, армяне, грузины, ногайцы, греки и др.) Воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу края |
| Март | «Как на нашем на дворе…» -народные игры-забавы, спортивные развлечения |
Казаки на Ставрополье | Формировать понятие об истории возникновения казачества на Ставрополье, знакомить с обрядами и обычаями, песенным творчеством, народными играми казаков. Знание различных видов и жанров, выразительных средств искусства народов Ставропольского края и казачества |
«Инсценировка «Казачьей свадьбы» - познакомить детей с одним из обычаев казаков. | Апрель
| Инсценировка казачьих обрядов, «Казачьи посиделки», «Мини - музей казачьей одежды» Презентация |
Я и мой родной город Ипатово | Формировать представления об истории родного города, возникновение названия, о его местоположении на географической карте. Знать красивые места города, учреждения социально-культурного назначения (Парк, Музей и др.) |
| Май | Литературно- музыкальный вечер « Ипатовская кадриль» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование предметно-развивающей среды в рамках реализации регионального компонента
Проектирование пространственной предметно- развивающей среды в рамках реализации регионального компонента....
Инновационные педагогические технологии в практике работы ДОУ. Технология организации «Мобильные выставки» содержащие региональный компонент.
Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не побывал на выставке. Кого-то привели мама или папа, учитель или старший друг, но, как правило, посещение первой выставки остается в н...
Тема: "Педагогические условия, необходимые для эффективной реализации регионального компонента" выступление на педсовете.
Ознакомила ворспитателей на педсовете с педагогическими условиями, необходимые для эффективной реализации регионального компонента....
Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО
Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО...
Обобщение опыта. Тема: «Создание образовательного пространства для реализации регионального компонента у дошкольников».
Обобщение опыта.Тема: «Создание образовательного пространства для реализации регионального компонента у дошкольников»....