Программа дополнительной образовательной услуги «ЛОГОРИТМИКА» (для детей 3 – 4 лет).
рабочая программа (младшая группа)

Гронь Ульяна Сергеевна

Программа по логоритмике для педагогов ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №87»

                                                                 

                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО:

                                                                                                   Заведующий МБДОУ

                                                                                                  «Детский сад комбинированного вида

                                                                                                   с группами для детей с нарушениями

                                                                                                   опорно-двигательного аппарата№87»

                                                                                                    _______________А.Н.Сафина

                                                                                                    принято на педсовете №1 от «27» 08 2015 г.

                                                                                                    Вводится в действие на основании

                                                                                                     приказа № 62 от «29»  09    2015 г.

Программа дополнительной образовательной услуги

«ЛОГОРИТМИКА»

(для детей 3 – 4 лет).

Срок реализации  1 год.

                                                                 Руководитель:

        Тимергалиева Ульяна Сергеевна

                                                                                    музыкальный руководитель  

Республика Татарстан

г.Нижнекамск

2015 год.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Список детей

3. График работы кружка «Логоритмика»

4. Пояснительная записка

5. Учебно-тематический план

6. Содержание изучаемого курса

7. Диагностика неречевых психических функций

8. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

9. Список литературы

Пояснительная записка

                                                                                 Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,

                                                                                 что  есть  в  жизни  - это  красивая речь

                                                                          и  свободное  движение  под  музыку.

                                                                          И  ребенка можно    этому   научить.

                                                                                                                 А. И. Буренина.

Речь – одна из важных сторон развития ребенка.  Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто  это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь  слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями  («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Направленность программы: тематическая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение  детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

     Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в:

     – принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.

     – формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.

     – методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуальные консультации родителей.

     Цели программы:

- развивать музыкально-речевые способности у детей 3-4 лет;

- преодолеть речевые нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение;

- воспитать эмоционально-волевые качества личности ребенка.

     Задачи:

образовательные: 

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой.

воспитательные:

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

коррекционные: 

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

     Отличительные особенности  данной образовательной программы   от уже существующих в этой области заключается в том, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного  представления  о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье,  развитии коммуникативных способностей.

     Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 3 до 4 лет.

     Срок реализации образовательной программы  - 1 год.

     Форма занятий – групповая. Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку.

     Занятия проводятся во вторую половину  дня, один раз в неделю. Продолжительность занятия 15 – 20 минут. Тема берется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. 

     Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Ожидаемые  результаты:

     Воспитанник будет уметь:

- ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

- правильно выполнять артикуляции звуков;

- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,  петь протяжно, подвижно, передавая характер музыки;

- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

- подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.

     Воспитанник способен проявлять бережное отношение к природе и животным; уважение к культуре и традициям родного края, труду людей; также будет сформированно правильное речевое и физиологическое дыхание.

Способы проверки знаний, умений и навыков детей:

1. Вводная диагностика - октябрь.

 2. Итоговая диагностика - май.

Форма подведения итогов: 1 раз в квартал итоговое занятие.

Структура  логоритмического занятия

1.Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2.Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

 

Тематический план

№ п/п

Тема занятия

Продолжительность занятий (в минутах)

теоретическая часть

практическая часть

1

Солнышко и дождик

8

7

2

Осенние листья

8

7

3

Осень в лесу

10

10

4

Веселый огород

11

9

5

Репка

12

8

6

Осенние подарки

8

7

7

До свиданья, птицы

10

10

8

Холодно

8

7

9

Зима в лесу

7

8

10

Дед Мороз спешит на елку

12

8

11

Украшаем елочку

8

12

12

Наступает Новый год

11

9

13

Снеговик

9

6

14

Кошка и котята

8

7

15

Котята и щенок

8

7

16

У бабушки в гостях

10

10

17

Как снеговики солнце искали

8

7

18

Армейская карусель

8

7

19

Как цыплята солнце будили

12

8

20

Новая столовая

8

7

21

В гости к нам пришли матрешки

7

8

22

Весеннее солнышко

11

9

23

Весенняя капель

8

7

24

Прилетайте, птицы

11

9

25

Весенний ручеек

11

9

26

Кораблик

8

7

27

Утренние лучи

8

7

28

Петушок и его семья

11

9

29

Колечко

8

7

30

Бобровый пруд

8

7

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

     Дидактический материал: дидактические карточки, музыкальные произведения, песни, танцы, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.

     Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др.

Список литературы

•        Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

•        Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;

•        Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;

•        Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;

•        Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;

•        Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

•        Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

•        Радынова О.П.  Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. -  М.: Просвещение Владос, 1994;

•        Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;

•        Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;

•        Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;

•        Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей игре в шахматы

Дополнительная образовательная программа для обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы...

Программа дополнительной образовательной услуги «Говоруша» для детей 3-4 лет

«Говоруша» - развитие речи детей по методике Н.В.Рыжовой...

Программа дополнительной образовательной услуги - квиллинг для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Всегда  найдется дело для умелых рук,Если хорошенько посмотреть вокруг.Мы чудо сотворить сумеем самиВот этими умелыми руками». Бумажная филигрань – старинная  техника...

Программа дополнительной образовательной услуги - квиллинг для детей подготовительной к школе группы

Бумажная филигрань стимулирует  у детей развитие внимания, восприятия, воображения и мелкую моторику, что является основой для их дальнейшего умственного развитияУже в дошкольном возрасте дети ра...

Презентация к программе дополнительной образовательной услуги "Логоритмика"

Логоритмика пользуется большим спросом во всем мире, в том числе и в нашей стране, поскольку позволяет в игровой форме решать насущные проблемы детей дошкольного возраста, а именно:1. Формировать навы...

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей основам хореографии

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей основам хореографии...

Программа дополнительной образовательной услуги по приобщению детей дошкольного возраста 5-6 лет к русской народной культуре "Краса России"

В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом в...