Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей игре в шахматы
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Дополнительная образовательная программа для обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.docx | 131.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок»
Утверждаю: И.о.заведующего МБДОУ ДСКВ № 64 Приказ №_______ от «_____»_____________2015г. ____________________Н.В. Тур |
Программа дополнительной образовательной услуги
по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста
Автор:
Фертилюк Е.И.
воспитатель
Нижневартовск, 2015
Оглавление
1.Паспорт программы.........................................................................................4
2.Пояснительная записка...................................................................................7
2.1.Организационно-методическое обеспечение программы.........................9
3.Содержание программы……………………………………………….......11
3.1.Календарно-тематическое планирование...................................................12
4.Контроль за реализацией программы......................................................16
5.Список литературы...................................................................................17
- Паспорт программы
1. Наименование дополнительной бесплатной образовательной услуги | Программа дополнительной бесплатной образовательной услуги по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста |
2. Основание для разработки программы |
|
3. Заказчик программы | Родительская общественность; Коллектив МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок». |
4. Организация исполнитель программы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок», (далее – МБДОУ ДСКВ № 64) |
5. Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет |
6. Составители программы | Воспитатель I квалификационной категории Фертилюк Е.И. |
7. Цель программы | Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы; развитие специальных способностей ребенка, развитие ключевых компетенций посредством игры в шахматы. |
8. Задачи программы |
|
9.Ожидаемые результаты | По итогам освоения программы дети будут:
|
10.Срок реализации программы | 1 год |
- Пояснительная записка.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней.
Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков- сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Основные проблемы развития шахмат в детских садах:
. нехватка квалифицированных тренерских кадров;
. недостаточное число шахматного инвентаря и мест для занятий.
Цель программы: Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы; развитие специальных способностей ребенка, развитие ключевых компетенций посредством игры в шахматы.
Задачи:
Образовательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Общеразвивающие:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций.
Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию.
Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства.
Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.
Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Эстетическая:
Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шахмат в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическая:
Осуществлять всестороннее физическое развитие воспитанников.
Принципы построения программы:
- Игровой характер занятий и упражнений;
- Использование разных видов упражнений;
- Соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и организации занятий;
- Осуществление связи с родителями.
2.1. Организационно - методическое обеспечение программы
Образовательная услуга по шахматам организована на базе МБДОУ ДСКВ №64 «Пингвинёнок» г. Нижневартовска в целях:
- расширения спектра образовательных услуг;
- всестороннего удовлетворения образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; на интерактивной доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шахматных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Условия реализации программы:
Для кружка созданы все необходимые условия: учебный кабинет оснащен столами и стульями, ноутбуком и интерактивной доской, шахматами - 1 комплект на 2 детей, обучающие компьютерные программы: "Шахматная школа для начинающих", "Шахматы в сказках".
Кабинет отвечает Санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г. №91.
Состав детей формируется с учётом их желания и удовлетворения образовательных потребностей, а также запросов родителей воспитанников.
Учебный план
№ | Дети старшего дошкольного возраста | Продолжительность занятия | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год (сентябрь – май) |
1 | Дополнительная образовательная услуга «Шахматы» | 30 минут | 1 | 4 | 36 Май: 3 неделя – мониторинг; 4 неделя - итоговые мероприятия |
3.Содержание программы
1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
2. Шахматы – спорт, наука и искусство. История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.
3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.
Сравнительная ценность фигур. Размен.
Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.
4. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.
5. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.
6. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.
7. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.
8. Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.
9. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
10. Соревнования, турниры (по отдельному графику)
11. Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных
12. Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.
3.1 Календарно-тематический план к рабочей программе по шахматам первого года обучения
2015-2016 учебный год
№ занятия | Тема занятия | Кол - во часов | Оборудование и наглядные пособия | Дата |
Вводное занятие. Основы техники безопасности. | 1 | Плакаты, буклеты. | сентябрь | |
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. | 1 | Плакаты, буклеты. Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | сентябрь | |
Горизонталь, Вертикаль. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | сентябрь | |
Диагональ. Центр. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | сентябрь | |
Повторение программного материала. | 1 | Занимательные задания. Рабочая тетрадь. Шахматная доска, шахматы. | октябрь | |
Знакомство с фигурами. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Видео - занятие. | октябрь | |
Расстановка фигур. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Игровые задания. | октябрь | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | октябрь | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. Занимательные задания. | ноябрь | |
Ладья. Ход. Ход ладьи. Взятие. | 1 | Интерактивная доска. Шахматная доска, шахматы. Рабочая тетрадь. | ноябрь | |
Повторение программного материала. | 1 | Дидактические игры. Занимательные задания. Рабочая тетрадь. | ноябрь | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | ноябрь | |
Слон. Ход слона, взятие. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь. | декабрь | |
Ладья против слона. Термин “стоять под боем”. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | декабрь | |
Повторение программного материала. | 1 | Дидактические игры. Занимательные задания. Рабочая тетрадь. | декабрь | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | декабрь | |
Работа по проекту.. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. Занимательные задания. | январь | |
Ферзь. Ход ферзя, взятие. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | январь | |
Ферзь против ладьи и слона. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | январь | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | февраль | |
Повторение программного материала. Шахматный турнир. | 1 | Занимательные задания. Рабочая тетрадь. Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Шахматные часы. | февраль | |
Конь - легкая фигура. Ход коня, взятие. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | февраль | |
Конь против других фигур. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | февраль | |
Пешка. Ход пешки. Место пешек в начальном положении. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | март | |
Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | март | |
Превращение пешки в различные фигуры. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | март | |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | март | |
Повторение программного материала. Учебные турниры. | 1 | Занимательные задания. Рабочая тетрадь. Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Шахматные часы. | март | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | апрель | |
Король. Ход короля, взятие. Короля не бьют. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | апрель | |
Шах ферзем, ладьей, слоном. | 1 | Видео - занятие. Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | апрель | |
Шах конем, пешкой. Защита от шаха. | 1 | Видео - занятие. Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | апрель | |
Цель игры. Мат ферзем, ладьей. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | май | |
Мат слоном, конем, пешкой. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | май | |
Мат в один ход. Простые примеры. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | май | |
Итоговая аттестация. Заключительное. Внутрикружковый турнир. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Шахматные часы. | май | |
Итого: | 36 | |||
4. Контроль за реализацией программы
В целях оперативного реагирования на процессы, происходящие в ходе реализации дополнительной образовательной услуги необходимо осуществлять систематический контроль по всем направлениям деятельности, который представлен следующим образом:
Заведующий – общее руководство и социологический мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа и его выполнение, мониторинг кадрового обеспечения при реализации программы.
Заместитель заведующего по методической и воспитательной работе – отслеживание соответствия состояния и результатов реализации дополнительной образовательной услуги ФГОС, эффективность реализуемой программы и ее выполнение, предметно-развивающая среда, уровень развития детей в соответствии с целями и предполагаемыми результатами.
Заведующий хозяйством – мониторинг материально-технического обеспечения дополнительной образовательной услуги.
Старшая медсестра - отслеживание состояния здоровья воспитанников, влияния дополнительного образования на физическое состояние воспитанников.
Педагог-психолог – система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития детей, слежение за системой коллективно-групповых и личностных отношений.
Отслеживание реализации дополнительной образовательной программы фиксируется в групповой диагностической карте по выполнению вариативной части образовательной программы ДОО.
Контроль выполнения программы осуществляется на основании системы мониторинга, разработанной в ДОО.
5. Список литературы
- Березин В. Азы шахмат. М. 2013.
- Ласкер Э.Учебник шахматной игры. М. 2011.
- Лобач П. Методика преподавания шахмат, Саратов. 2013.
- Шахматы. Энциклопедический словарь. М 1990.
- Сухин И. Волшебные фигуры. Для детей 2-5 лет М. 1994.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или там клетки черно - белые чудес и тайн полны (Часть 1 - 2), Обнинск: Духовное возрождение, 2014.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или там клетки черно - белые чудес и тайн полны (Рабочая тетрадь, часть 1 - 2), Обнинск: Духовное возрождение, 2014.
- Костьев А. Уроки шахмат. М.: ФиС, 1984.
- Гришин В. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991.
Программа дополнительной образовательной услуги
по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...
Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»
Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»...