Проект по петербурговедению "Времена года в Санкт-Петербурге"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Доброва Ирина Владимировна
  • Расширить и закрепить знания детей о сезонах, умения и навыки, полученные детьми в соответствии с рекомендациями программ.
  • Привлечь родителей к активной, систематической помощи детям в процессе их развития соответственно рекомендациям общеобразовательной программы для детей младшего дошкольного возраста; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_peterburgovedeniyu.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Перспективное планирование по Петербурговедению

Тема проекта:

Возрастная группа: младший возраст

Вид проекта: длительный (учебный год в младшей группе).

Длительность проекта: осень-весна.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Актуальность проекта:  

  • Предполагаемый результат:  Формирование у детей целостного образа окружающего мира в рамках проекта «ВРЕМЕНА ГОДА В Санкт-Петербурге».
  •  Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной, продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности ребёнка.
  • Создание продуктов детской творческой деятельности для итоговых мероприятий:  выставки детских работ (тематические рисунки, аппликации, коллективное конструирование по темам «Летний сад», «Русские народные сказки» и др.

* индивидуальные книжки-раскраски «Времена года»

* альбом «Мои впечатления» с рисунками детей по временам года в Санкт-Петербурге

Цель проекта:

  • Расширить и закрепить знания детей о сезонах, умения и навыки, полученные детьми в соответствии с рекомендациями программ.
  • Привлечь родителей к активной, систематической помощи детям в процессе их развития соответственно рекомендациям общеобразовательной программы для детей младшего дошкольного возраста;

Задачи проекта:

  • Дать детям знания, умения и навыки по всем разделам общеобразовательной программы в соответствии с рекомендациями для детей младшего дошкольного возраста.
  • Вызвать у детей интерес и желание изучать сезонные изменения, взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя различные виды деятельности.
  • Развивать творческие способности и креативные возможности каждого ребёнка с помощью формирования у детей практических навыков в развитии связной речи и других психических функций, умений по различным видам изодеятельности.
  • Вызывать потребность внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, прививать чувство единения с природой, ответственности за свои поступки.
  • Используя консультативно - рекомендательные мероприятия, вызвать у родителей желание принимать активное участие в педагогическом процессе.

Итоговые мероприятия:

1.Конкурс детских рисунков

2. Тематический музыкальный досуг  “Весна-красна”.

2. Презентация проекта.

 посещения родителей с детьми:

- осеннего парка в Санкт-Петербурге (сентябрь-октябрь)

-зимнего парка в Санкт-Петербурге (декабрь-февраль)

 - весеннего парка в Санкт-Петербурге (март-май)

Содержание педагогической работы в рамках реализации проекта «Времена года»

  1. Физическое развитие

Образовательная область «Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

  • Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение дня, используя подвижные, спортивные, народные игры, подобранные в соответствии с сезоном.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  • Расширять представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье. Учить активному отдыху на природе.
  1. Образовательная область «Физическая культура»

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

  • Закреплять умение, проявляя творческие способности, придумывать варианты игр, учитывая сезонные возможности.
  • Проводить физкультурные праздники, связывая их содержание с сезонными народными традициями.
  1. Познавательно - речевое развитие

Образовательная область «Познание»

Сенсорное развитие

  • Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Закреплять умение выделять характерные детали предметов и явлений в окружающем мире и природе. Сравнивать увиденное, анализировать, находя сходства и различия.

Развитие психических функций

  • Дальнейшее развитие всех видов восприятия. Формирование умения учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. Совершенствование характера и способов обследования предметов, способности обобщать.
  • Развитие всех видов внимания, памяти, творческого воображения, фантазии

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

  • На примере выполнения творческих работ с использованием различных видов и приёмов изо-деятельности, конструирования из природного материала и разнообразного конструктора развивать умение видеть конструкцию предмета и видеть его основные части. Примером являются работы детей: «Ёлочные украшения», «Верба», «Подснежники».
  • Закреплять навыки коллективной работы. Развивать умение создавать конструкции, объединяя общей темой. Примером являются работы детей: «Летний сад», «Памятники в тумане», «В феврале зима с весной встречаются впервой».

Проектная деятельность. Развивать проектную деятельность всех видов:

  • В исследовательской проектной деятельности учить получать знания, используя различные источники информации (экспериментальная и исследовательская деятельность, печатные издания, фотоальбомы, иллюстрации и живописные полотна, аудио- и видеозаписи на тему «Времена года»)
  • Способствовать творческой проектной деятельности группового и индивидуального характера
  • Развивать речь детей побуждая их к обсуждении проектных ситуаций («Прогулка по лесу», «Как мы выручим Весну» и др.) Помогать детям выражать ситуацию в образной форме (альбом с работами детей «Наши впечатления», самостоятельные рисунки ребёнка в книжке-раскраске «Времена года»)

Формирование элементарных математических представлений

  • Видеть составные части множества, в котором предметы отличаются определёнными признаками (год – времена года – месяцы)
  • Дать детям элементарные представления о времени (последовательность времён года, месяцев.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

  • Предметное и социальное окружение
  • Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности в различные времена года
  • Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства. Особое внимание уделять произведениям народного творчества, связанным с темой «Времена года. Быт и деятельность людей в разные времена года».
  • Ознакомление с природой
  • Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • Расширить и уточнить знания детей о растениях луга, поля, леса. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, сезонные изменения в жизни растений.
  • Расширять знания о зимующих птицах в Санкт-Петербурге.
  • Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»

  • Формирование словаря
  • Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем, соответствующих содержанию проекта «Времена года».
  • Опираясь на игры, игровые приёмы и пособия, разработанные для выполнения проекта «Времена года», совершенствовать у детей навык составления рассказов по картине и серии картин по заданному или коллективно составленному плану.

Образовательная область «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

  • Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений
  • Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
  • Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе
  • Пополнять литературный багаж произведениями народного и авторского творчества: сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Художественно-эстетическое развитие

  • Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Развитие продуктивной деятельности

  • Рисование
  • Совершенствовать умение изображать предметы природы, окружающего мира по памяти и с натуры.
  • Совершенствовать технику рисования с помощью различных приёмов, материалов и средств рисования.
  • Учить замечать изменения цвета предметов в природе (состояние погоды, период времени года)
  • Лепка
  • Аппликация

Развитие детского творчества

  • Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведения искусства, художественно-творческой деятельности.
  • Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепки и аппликации.
  • Продолжать развивать коллективное творчество. Примером являются работы детей: «Летний сад», «Памятники в тумане», «В феврале зима с весной встречаются впервой».

Приобщение к изобразительному искусству

  • Расширять знания детей об изобразительном искусстве. Продолжать знакомить с произведениями живописи, связанными с природой в Санкт-Петербурге.

Образовательная область «МУЗЫКА»

Развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству

  • Дальнейшее формирование к слушанию музыки. Продолжать знакомства с произведениями композиторов и народного творчества .
  • Совершенствовать умения согласовывать движения с музыкой, чётко воспринимая темп и ритм музыки. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами танцевальных и общеобразовательных движений.
  • Продолжать знакомить с особенностями народных танцев, хороводов.

Социально-личностное развитие

Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Развитие игровой и театрализованной деятельность

  • Используя варианты народных и сезонных развлечений учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с элементами соревнований.
  • Совершенствовать у детей навыки игры в настольно-печатные игры. Учить самостоятельно придумывать новые варианты игры к уже знакомым играм по теме «Времена года».
  • Стимулируя творческие способности детей во время театрализованных игр учить как с помощью взрослых, так и самостоятельно подбирать атрибуты для реализации поставленной цели. Развивать желание использовать в играх знание произведений фольклорного и художественно-литературного творчества, связанных с народными традициями и сезонными изменениями в природе и жизни людей.

Образовательная область «ТРУД»

Развитие трудовой деятельности

  • Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе
  • Закреплять умение создавать поделки из природного материала, принимая участие в его заготовке (сбор шишек, желудей и т.д.) по теме “Времена года в Санкт-Петербурге”
  • Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим.
  • Расширять представления детей о труде взрослых, его значении для общества.

Образовательная область «БЕЗОПАСНОСТЬ»

  • Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способа поведения в них.

Планирование мероприятий

Месяцы

Образовательная область

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Тема: «Санкт-Петербург – мой город родной»

Беседы: «Санкт-Петербург” – мой город родной»; «Моя улица».  

Просмотр альбома «Мой любимый город Санкт-Петербург», составление коллажа «Мой город».

Дидактические игры:

«Расскажи мишке о нашей улице»; «Кому что нужно для работы».

Сюжетно-ролевые игры:

«Трамвай»; «Мы едем, едем, едем… ».

Чтение:

Н.  Саконская «Песенка о метро»; С.  Михалков «Кремлевские звезды».

Прослушивание аудиозаписей с песнями о Санкт-Петербурге.

Подвижная игра «Медведь и пчелы», хороводная игра «Ой, ребята, тарара»

Посещение осеннего парка

Октябрь

Тема: “Деревья, листья, плоды”

Беседа «Как узнать ель (елку? ».

Сюжетно-ролевая игра «Мои зеленые друзья», игра-драматизация «Путешествие в лес».

Игровое развлечение «Семена-крылатки».

Дидактические игры:

«Угадай с какого дерева лист или плод»; «Назови ласково»; «Узнай листик», «Деревья»

Чтение Т.  Эгпер «Путешествие в лесу: Елки на горке», «Сказка о том как Маринка в лесу побывала».

Разучивание стихотворения Е.  Александровой «Елочка».

Рисование «Рисуем веточки хвойных деревьев»

Подвижные игры:

«У медведя в бору»; «Раз, два, три, к дереву беги».

Выставка поделок из природного материала (совместная работа детей с родителями) 

Ноябрь

Тема: «Транспорт: наземный и подземный»

Формы и методы работы с детьми:

Беседа «Машины на нашей улице».

Дидактические игры:

«Собери машину»; «Домино о транспорте»; «Найди и назови»; «Покажи мишке, как нужно осторожно катать кукол на машине».

Рисование «Разноцветные колеса».

Просмотр иллюстраций с изображениями различного вида транспорта, картины «Играем в поезд».

Сюжетно-ролевые игры:

«Транспорт»; «Поездка в лес на поезде»; «Строительство».

Музыкально-игровое упражнение «Поезд».

Прослушивание песен:

«Песенка друзей»; «Машина».

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобили»; «Трамвай»; «Цветные автомобили».

Познакомить детей с различными видами транспорта в Санкт-Петербурге. Едим в Санкт-Петербургский зоопарк.

Декабрь

Тема: “Любимый праздник Новый год в Санкт-Петербурге”

Беседы:

«Кто такой Дед Мороз? »; «Традиции наряжать елку»; «Как в вашей семье будут отмечать праздник».

Дидактические игры:

«Магазин новогодних игрушек»; «Послушай и расскажи»; «Выложи снежинку» (мозаика) .

Театрализованная игра «Снегурочка».

Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие в зимний лес»; «Семья. Встречаем Новый год».

Подвижные игры:

«Два Мороза»; «Кто самый меткий».

Чтение:

Русские народные сказки «Снегурочка», «Рукавички»; Л.  Воронкова «Снег идет».

Продуктивная деятельность: аппликация с элементами рисования «Праздничная елочка».

Просмотр видеозаписей мультфильмов «Дед Мороз и серый волк», «Письмо».

Прослушивание аудиозаписей песен о Новом годе, елке.

Прогулки с детьми по красиво украшенным улицам города. Посещение новогодних  праздников на улицах города.

Январь

Зимующие птицы

Беседы:

«Пернатые гости у нашей кормушки»; «Воробьи и голуби», по картине «Наши птицы».

Дидактические игры:

«Чья тень? », «Кто лишний? »; «Кто из птиц улетел? ».

Игра с разрезанными картинками «Сложи птичку», лото «Птицы».

Чтение:

В.  Зотов «Синицы» из книги «Лесная мозаика»; потешка «Сорока-сорока»; В.  Стоянов «Воробей».

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сюжетно-ролевые игры:

по мотивам стихотворения А.  Барто «Синицы»; «Детский сад»; «Делаем кормушки».

Продуктивная деятельность «Слепим кормушку для птичек».

Рисование «Следы на снегу».

Подвижные игры:

«Ворона»; «Воробушки и автомобили»; «Птички летают».

Просмотр фотоиллюстраций «Зимующие птицы в нашем краю».

Просмотр видеозаписи «Зимующие птицы наших мест»

Наблюдение за птицами в зимнем парке

Февраль

Тема: «Зимние забавы»

Беседы:

«Зимние забавы»; «Что нам нравится зимой»; «Игры детей зимой»; «Почему детям не холодно».

Дидактические игры:

«Времена года»; «Когда это бывает? »; «Назови зимний вид спорта».

Сюжетно-ролевые игры:

«Автобус»; «Магазин спорттоваров»

Чтение:

Н.  Носов «Ступеньки»; Л.  Воронкова «Снег идет».

Подвижные игры:

«Бегите ко мне»; «Найди свой цвет».

Спортивное развлечение «Зимние радости».

Пальчиковая игра «Кулак – кольцо, кулак - ладонь».

Продуктивная деятельность:

аппликация «Снеговик»;

лепка «Снеговик с метлой».

Просмотр иллюстраций на тему «Зимние забавы».

Катание с детьми на коньках, лыжах, катание с горки.

Март

Тема: «О любимых мамах»

Беседы:

«Как ты помогаешь маме? »; «Где работают наши мамы? »; «У наших девочек тоже праздник».

Составление коллажа «Корзина цветов для наших мам».

Дидактические игры:

«Назови ласково»; «Профессии наших мам».

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»; «Детский сад».

Чтение:

Г.  Виеру «Почему 8 марта в магазинах толчея», «Мамин день»; М.  Ивенсон «Кто поможет».

Подвижные игры:

«По ровненькой дорожке»; «Белые снежинки».

Просмотр видеозаписи мультфильма «Я маму обидел».

Прослушивание аудиозаписей с песнями о весне, маме, бабушке.

Выставка портретов “Моя любимая мамочка”.

Апрель

«Вода, вода»

Беседы:

«Водичка, водичка»; «Где живет капелька»; «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой».

Дидактические игры:

«Плавает – не плавает»; «Какая бывает вода? ».

Экспериментирование:

«У воды нет вкуса»; «Капельки»; «Лед – твердая вода»; «Встреча с ручейком».

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья. Купаем дочку»; «Семья. Стираем белье».

Чтение:

потешки «Водичка-водичка», «От водицы – до водицы», «Дождик, дождик»;

В.  Сутеев «Кораблик».

Просмотр видеозаписей мультфильмов «Заяц Коська и ручеек», «Беги, ручеек».

Подвижные игры:

«Ручеек»; «Море волнуется».

Рисование «Море волнуется».

Прогулка по весеннему Санкт-Петербургу

Май

Тема: «Цветущая весна»

Беседы:

«Какие краски у весны? »; «Весна-красна».

Дидактические игры:

«Какой, какая, какое? »; «Времена года», лото «Основы безопасности на природе».

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья. На прогулку в парк»; «Путешествие в весну».

Подвижные игры:

«Ручеек»; «Весна, приди».

Чтение:

В.  Бианки «Когда наступает весна»; Л.  Агричева «Одуванчик»; С.  Маршак «Весенняя песенка».

Прослушивание аудиозаписи с произведениями П. И.  Чайковского.

Просмотр видеозаписи фильма «Цветущая весна».

Просмотр иллюстраций о весне.

Аппликация (коллективная) «Новое платье у березки».

Лепка (коллективная) «Цветущая весна».

Музыкальный досуг с участием родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по Петербурговедению "Почему город Санкт-Петербург называют "столицей мостов?"

Проект по Петербурговедению в подготовительной группе "Почему город Санкт-Петербург называют "столицей мостов?"...

Проект на тему ""Любимый город Санкт-Петербург

Паспорт проекта «Любимый город Санкт-Петербург»Вид проекта: информационно-творческийПродолжительность проекта: февраль-май Участники проекта:Дети старшей  группы, воспитатели, ...

Проект на тему: «Мой город Санкт - Петербург»

тема проекта   «Мой город -  Санкт - Петербург»             тип проекта  творческий (оформление мини - музея),        ...

Блок №9 проекта "Моя Россия" - "Мой город -Санкт-Петербург"

Цель: ·        Углубить знания детей о родном городе;·        Приобщить детей к истории и культуре родного города – Санкт-Петербур...

ПРОЕКТ для подготовительной группы Тема: «Санкт-Петербург — мой город родной»

ПРОЕКТдля подготовительной группыТема: «Санкт-Петербург — мой город родной»                            ...

проект в средней группе "Мой Санкт-Петербург"

Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой родной город, любить его. А еще они должны ...

Стенд - История празднования Нового года в Санкт-Петербурге

Материал для стенда по теме - История празднования Нового года в Санкт-Петербурге...