Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом – природа».
рабочая программа (старшая группа) на тему

Будущее дошкольников зависит от образовательной культуры. Экологическое воспитание и образование дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_nikitinoy_l.i.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19  « Ласточка».

Рабочая программа по экологическому воспитанию

в старшей группе «Наш дом – природа».

                                                                           Воспитатель: Никитина Л. И.

г. Новоалтайск 2014

1.Пояснительная записка

Охранять природу -  значит охранять                      

 Родину.

                                                                                                                                М.Пришвин.

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.

     Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

      Материал программы «Природа – наш дом» ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы.  Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.

1.2.  Цель и задачи рабочей программы:
Цель:
 формирование начал экологической культуры(правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Задачи: 
-формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;
-накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
-создание условий для полноценного экологического воспитания;
-воспитание любви к природе через прямое общение с ней.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования; - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.

Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование.

Периодичность занятий – 1 раз вмесяц.

Продолжительность занятий –25минут.

Организация образовательного процесса.

 Организация образовательного процесса предусматривает: - игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры); - творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой); - экскурсии; - исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами); - прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты; - развлечения; - проектирование решения проблемы; - познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); - чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы; - трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

 Планируемый результат

-умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;

 - осознанное отношение ко всем животным,

 - познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;

 - экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

2.Содержание программы

месяц

№  по порядку

ТЕМА

Цели и задачи

Пространственное     планирование

Октябрь

1

Что такое

природа?

Сформировать понятие «природа» и «не природа» (природа-это то, что существует вне зависимости от человека; не природа –это то, что создано руками человека). Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Д.и. «Природа – не природа».

Комплект карточек «Природа –не природа»; игрушки; природный материал; мяч.

ноябрь

2.

Осенняя сказка  «Почему осенью желтеют листья?»

Раскрыть осенние явления в неживой природе: температура воздуха, сокращение светового дня; состояние растений; зависимость существования растений от условий внешней среды (короткий световой день).

Умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

Аудиозаписи «времена года»; шума ветра; репродукции картин; рисунки осеннего и летнего листа; волшебное дерево; засушенные листья; бумага и краски.

Декабрь

3.

Какие бывают птицы (перелетные, зимующие птицы).

Рассказать о перелетных и зимующих птицах:

- причины отлета птиц;

- классификация птиц на зимующих(синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь…) в зависимости от характера корма и  возможностей его добывания;

Как помочь птицам в зимних условиях.

Д.и. «Кто что ест».

Комплект карточек «Птицы»; таблица – модель; иллюстрации лета и осени.

Январь

4.

Жизнь растений зимой.

Рассказать:

- о состоянии растений поздней осенью и зимой;

- способах приспособления растений к изменившимся условиям существования ( не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя);

- как можно помочь им зимовать ( не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли).

Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего деревьев.

февраль

5.

Вода – источник жизни.

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Глобус; звуки воды (аудиозапись), банка с водой, два стакана( один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской(соленой) водой.

МАРТ

6.

Вода. Что мы знаем о воде? Основные свойства воды.

 Выявить:

-  свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы);

- где встречается вода.

Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды( жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед.

Д.и. « Какой бывает вода».

Прозрачные сосуды разной формы и величины; глоьус; таблица; соль, сахар, песок( два стакана), ложка, стакан с молоком, салфетки; конверт с загадками.

Комплект карточек « Волшебница – вода», рисунок на логику ребенка, по два стаканчика, салфетка, блюдце со льдом; банка с водой; чайник с кипящей водой; стекло, лед.

АПРЕЛЬ

7

Круговорот воды в природе.

Рассказать о круговороте воды в природе, важности этого явления для всех живых существ на планете. Закрепить знания о различном состоянии воды в природе.

Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями.

МАЙ

8

Викторина о воде.

Вспомнить с детьми изученный материал; совершенствовать умение быстро и четко отвечать на вопросы.

Медали; конверты с заданиями.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Дронова Т.Н.  программа «Радуга».

2.Попова Т. Н.  программа «Мир вокруг нас».

3. Затеева Е.В.  программа «От родного порога».

4. Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве.

5.Рыжова Н.А. наш дом – природа: Почва – живая земля (блок занятий «Почва»).

6.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.- метод. Комплект по экологическому образованию дошкольников.

7.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.

8. Николаева С. Н. «Юный эколог».

9. Ермолаева В.Г. « Четыре времени года».

10. .Шорыгина Т.А. « Стихи о родной природе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группе

Рабочая программа кружка "Росток" для старшей и подготовительной группы на 2014-2015 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом – природа».

Рабочая программа по экологическому воспитаниюв старшей группе «Наш дом – природа»....

Рабочая программа развития и воспитания детей старшей группы срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Пояснительная запискаРабочая программа старшей группы разработана на основе комплексной программы «Детский сад 2100».Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определ...

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей 6-7 лет "Сохраним природу вместе"

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей 6-7 лет "Сохраним природу вместе"...

Рабочая программа по экологическому воспитанию в средней группе "Юный эколог"

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.При построении системы работы обратили особое вним...