Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом – природа».
рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по экологическому воспитанию
в старшей группе «Наш дом – природа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_nash_dom_priroda.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 « Ласточка».
Рабочая программа по экологическому воспитанию
в старшей группе «Наш дом – природа».
Воспитатель: Мельникова Т. Г.
г. Новоалтайск 2015
1.Пояснительная записка
Охранять природу - значит охранять
Родину.
М.Пришвин.
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.
Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Материал программы «Природа – наш дом» ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы. Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.
1.2. Цель и задачи рабочей программы:
Цель: формирование начал экологической культуры(правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Задачи:
-формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;
-накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
-создание условий для полноценного экологического воспитания;
-воспитание любви к природе через прямое общение с ней.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования; - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.
Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование.
Периодичность занятий – 1 раз вмесяц.
Продолжительность занятий –25минут.
Организация образовательного процесса.
Организация образовательного процесса предусматривает: - игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры); - творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой); - экскурсии; - исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами); - прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты; - развлечения; - проектирование решения проблемы; - познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); - чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы; - трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Планируемый результат
-умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;
- осознанное отношение ко всем животным,
- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
- экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
2.Содержание программы
месяц | № по порядку | ТЕМА | Цели и задачи | Пространственное планирование |
Октябрь | 1 | Что такое природа? | Сформировать понятие «природа» и «не природа» (природа-это то, что существует вне зависимости от человека; не природа –это то, что создано руками человека). Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу. Д.и. «Природа – не природа». | Комплект карточек «Природа –не природа»; игрушки; природный материал; мяч. |
ноябрь | 2. | Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья?» | Раскрыть осенние явления в неживой природе: температура воздуха, сокращение светового дня; состояние растений; зависимость существования растений от условий внешней среды (короткий световой день). Умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль. | Аудиозаписи «времена года»; шума ветра; репродукции картин; рисунки осеннего и летнего листа; волшебное дерево; засушенные листья; бумага и краски. |
Декабрь | 3. | Какие бывают птицы (перелетные, зимующие птицы). | Рассказать о перелетных и зимующих птицах: - причины отлета птиц; - классификация птиц на зимующих(синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь…) в зависимости от характера корма и возможностей его добывания; Как помочь птицам в зимних условиях. Д.и. «Кто что ест». | Комплект карточек «Птицы»; таблица – модель; иллюстрации лета и осени. |
Январь | 4. | Жизнь растений зимой. | Рассказать: - о состоянии растений поздней осенью и зимой; - способах приспособления растений к изменившимся условиям существования ( не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя); - как можно помочь им зимовать ( не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли). | Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего деревьев. |
февраль | 5. | Вода – источник жизни. | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | Глобус; звуки воды (аудиозапись), банка с водой, два стакана( один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской(соленой) водой. |
МАРТ | 6. | Вода. Что мы знаем о воде? Основные свойства воды. | Выявить: - свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы); - где встречается вода. Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды( жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед. Д.и. « Какой бывает вода». | Прозрачные сосуды разной формы и величины; глоьус; таблица; соль, сахар, песок( два стакана), ложка, стакан с молоком, салфетки; конверт с загадками. Комплект карточек « Волшебница – вода», рисунок на логику ребенка, по два стаканчика, салфетка, блюдце со льдом; банка с водой; чайник с кипящей водой; стекло, лед. |
АПРЕЛЬ | 7 | Круговорот воды в природе. | Рассказать о круговороте воды в природе, важности этого явления для всех живых существ на планете. Закрепить знания о различном состоянии воды в природе. | Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями. |
МАЙ | 8 | Викторина о воде. | Вспомнить с детьми изученный материал; совершенствовать умение быстро и четко отвечать на вопросы. | Медали; конверты с заданиями. |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Дронова Т.Н. программа «Радуга».
2.Попова Т. Н. программа «Мир вокруг нас».
3. Затеева Е.В. программа «От родного порога».
4. Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве.
5.Рыжова Н.А. наш дом – природа: Почва – живая земля (блок занятий «Почва»).
6.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.- метод. Комплект по экологическому образованию дошкольников.
7.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.
8. Николаева С. Н. «Юный эколог».
9. Ермолаева В.Г. « Четыре времени года».
10. .Шорыгина Т.А. « Стихи о родной природе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по познавательному развитию ( экологическое воспитание) в старшей группе " В царстве природы""
конспект занятия...
Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группе
Рабочая программа кружка "Росток" для старшей и подготовительной группы на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом – природа».
Будущее дошкольников зависит от образовательной культуры. Экологическое воспитание и образование дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....
Рабочая программа развития и воспитания детей старшей группы срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Пояснительная запискаРабочая программа старшей группы разработана на основе комплексной программы «Детский сад 2100».Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определ...
Рабочая программа по экологическому воспитанию детей 6-7 лет "Сохраним природу вместе"
Рабочая программа по экологическому воспитанию детей 6-7 лет "Сохраним природу вместе"...
Рабочая программа по экологическому воспитанию в средней группе "Юный эколог"
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.При построении системы работы обратили особое вним...