Самообразование
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Методическая тема:«Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»
Актуальность темы:Развитие познавательно-речевой деятельности является одной из актуальных проблем умственного развития ребёнка особенно в настоящее время. Организация познавательно-речевого развития ребёнка–это гарантия успешного обучения в школе.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.
Бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Современный ребенок в старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий педагогический процесс.
Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4 «Ляйсан»
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
План межаттестационного саморазвития
воспитателя
Ерохиной Евгении Викторовны
2013 - 2017 гг.
ЛИЧНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА
Ф.И.О. педагога: Ерохина Евгения Викторовна
Дата рождения: 10.03.1988год
Образование (когда и какое учебное заведение окончено): Среднее – специальное Бугульминский педагогический колледж . Квалификация "Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области охраны и укрепления здоровья детей" специальность" Дошкольное образование"
Регистрационный номер № 6340
Дата выдачи 27.05.2011год
Специальность по диплому: «Дошкольное образование»
Общий педагогический стаж: 4 года
Педагогический стаж: 4 года
Квалификационная категория, дата присвоения: нет
Курсы повышения квалификации: ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» по проблеме «Современные образовательные технологии обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах».
г. Казань, 2012 год, 72 часов
Регистрационный № 5679
КФУ Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по проблеме «Совершенствование коммуникативной компетентности(в области изучения татарского языка) воспитателя ДОУ», г. Казань, 72 часа, 2013год
Методическая тема:«Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»
Актуальность темы:Развитие познавательно-речевой деятельности является одной из актуальных проблем умственного развития ребёнка особенно в настоящее время. Организация познавательно-речевого развития ребёнка–это гарантия успешного обучения в школе.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.
Бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Современный ребенок в старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий педагогический процесс.
Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Задачи познавательно-речевой деятельности дошкольников:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт дошкольника в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения у детей об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
5. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Источники самообразования: методическая литература, педагогические советы, семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, открытые занятия коллег, сеть Интернет, общение с коллегами.
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход | |
Теоретический этап Сентябрь - декабрь 2013 г. | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии и аннотаций. | Составление алфавитного и электронного каталога литературы по теме; картотеки дидактических игр и упражнений; картотеки сюжетных картин. | ||
Практический этап Январь 2014 г. | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. | Обучение детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». | |
Февраль – март 2014 год. | Развитие речи и личности дошкольника при помощи сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». | |
Апрель – май 2014 г. | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Показ родителям на родительском собрании открытого мероприятия воспитателя и детей по работе над составлением рассказов по картинам. | |
Сентябрь – октябрь 2014 г. | Работа с загадками. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». | |
Ноябрь – декабрь 2014 г. | Составление загадок. | Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. | Тематическое занятие «В мире загадок» | |
Январь 2015 г. | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. | Открытый просмотр организованной образовательной деятельности для воспитателей ДОУ. | |
Февраль – март 2015 г. | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. | |
Апрель – май 2015 г. | Работа над пересказами с использованием опорных схем. | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | Проведение тематического занятия. | |
Сентябрь – октябрь 2015 г. | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | Д./игры: «Найди звук», «Картина — корзина», «Едем, летим, плывем», «Что вы видите вокруг?», «Скажи, какое», «Найди точное слово», «Высокий — низкий», «Это правда или нет?», «Найди другое слово», «Назови одним словом» | |
Ноябрь 2015 г. | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Осень». | Конкурс чтецов группы на тему: «Осень». | |
Декабрь 2015 г. | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. | Открытый просмотр для воспитателей ДОУ. | |
Обобщающий этап 2016 г. | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад)» | Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей. | Показ сказки «Теремок (на новый лад)» детям младшей группы. | |
Февраль 2016 г. | Обучение сочинению сказок | Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | Тематическое занятие «В мире сказок» | |
Март – апрель 2016 г. | Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок». | Учить детей сочинять сказку по модели – схеме. | ООД для родителей. | |
Май 2016 г. | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. | Тематическое занятие «Здравствуй, лето!» | |
Сентябрь - декабрь 2016 г. | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Познакомить родителей с играми ( дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей.Д./игры: «У кого какая мама», «Назови какие», «Зайчик и дождь», «Лето». | |
Январь - март 2017 г. | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | Тематическое занятие «Зимние забавы» | |
Март-май 2017 г. | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. | Тематическое занятие «Скоро в школу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...