Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему
Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_v_vospitanii_detey_rannego_vozrasta.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста.
Устное народное творчество- богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества все свои чувства, где оцениваются жизненные позиции, уважительное отношение к труду, любовь и забота к друг другу. Мы по-новому стали относиться к старинным праздникам, родной истории, фольклору, в котором народ любой национальности оставил накопленный опыт жизни, где заложены основы нравственных ценностей. Каждой народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
В концепции дошкольного воспитания отмечается: « Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности:- игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и другое. Организация этих видов должности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самостоятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов».
Согласно критериям оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ:
1)Создать условия для развития эмоционального общения детей со взрослыми.
2)Организация эмоциональных и подвижных игр , способствующих совместным положительным переживаниям («Ладушки» , «Сорока – Сорока», «Едем –едем» и другие.
3) Создать условия для развития речи детей.
4)Поддерживать речевую инициативу детей .
5)Играть с детьми в речевые игры, дать послушать детские песенки, поддерживать звукоподражание.
6)Читать детям книжки, показывать и называть картинки, рассказывать сказки и истории, вместе повторять стишки и песенки.
7)Стимулировать запоминание детьми сказок, песенок.
Фольклор- устное народное творчество, существующее в виде: потешек, загадок, песен. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранне и отображает новые социальные изменения.
Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значения придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребёнком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».
Песенки, сказки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.
Потешки, сказки, загадки, пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Таким образом, педагоги и психологи считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Колыбельные песни, по мнению народа, - спутник детства Они, на ряду с другими жанрами, заключают в себе мощную силу ,позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт , того содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего тех предметов, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Например «Заинька».
Народные песенки, потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Задачи:
- Знакомить детей с устным творчеством.
- Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
- Учить потешки
- Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и тому подобное.
Уровень речевого развития повысится, если в систему работы по развитию речи будут включены фольклорные произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста»
Рекомендации родителямвоспитателя Никитиной Елены Вячеславовны«Использование элементовустного народного творчествав воспитании детей раннего возраста» В воспи...
Устное народное творчество в воспитании детей раннего возраста
План самообразованияТема: «Социализация дошкольника через театрализованную деятельностьПриоритетное направление в 1 младшей группе:«Устное народное творчество в воспитании...
Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста
Материал может быть использован при подготовке к пед. совету...
Проект "Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста"
Проект: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»Актуальность:Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь вн...
роль устного народного творчества в развитии детей раннего возраста
Читаем детям раннего возраста дома и в детском саду.Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, важнейший ист...
«Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»
Проект«Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»....
Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста
С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходи...