роль устного народного творчества в развитии детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Читаем детям раннего возраста дома и в детском саду.
Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, важнейший источник развития выразительности детской речи и ее обогащения. Она является важным средством формирования личности ребенка. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Воспитательная функция литературы осуществляется силой воздействия художественного образа. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.
Детям раннего возраста нужно читать коротенькие стишки А. Барто, С. Маршака, сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». С полутора лет начинается знакомство с К. Чуковским и его неисчерпаемым наследием малопонятных и от этого, наверное, столь привлекательных для детей сказок. «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит» – дети очень любят эти произведения, постоянно просят перечитывать их, пока не запомнят наизусть. Именно в этом возрасте начинается знакомство с русской народной сказкой, сказками В. Сутеева и другими.
Очень важно детей с первых лет жизни знакомить с произведениями устного народного творчества. Начинать знакомство следует с песенок, потешек, попевок, закличек, песен о природе. Рассказывать только прозаические произведения (сказки, рассказы, повести).
На основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях, происходит раннее восприятие звуковой культуры речи. Эти художественные произведения передают богатство родного языка. Они решают такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарат, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний - в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов.
Народная речь отличается образностью. Блестящим примером образности языка является язык сказок. Сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Волшебная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Путешествие в мир сказки развивает фантазию детей, творческие способности, побуждает их к сочинительству. Именно волшебная сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Волшебная сказка отражает культурное наследие человечества.
В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, сказки, стихи и ритмические строчки из сказок, для того, чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Запоминание стихов и сказок оказывает большое внимание на развитие словаря ребенка. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. Для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значение.
Малые жанры фольклора: Детские песенки, потешки: "Идет коза рогатая...", "Кошкин дом", "Жили у бабуси...", "Пальчик-мальчик...", "Сорока, сорока...", "Водичка, водичка...", "Сидит белка на тележке...", "Уж ты, радуга-дуга...", "Гуля, гуля...", "Петушок, петушок...", "Вот и люди спят...", "Поехали, поехали...", "Наша Маша маленька...", "Дождик, дождик...", "Скок-поскок...", и д.р.
Русские народные сказки: "Коза-дереза", "Петух да собака" (обр. К. Ушинкого), "Лисица и тетерев" (обр. Л.Н. Толстого), "Колобок", "Теремок", "Репка" (обр. К. Ушинского), "Курочка Ряба" (обр. К. Ушииского), "Соломенный бычок", "Лисичка-сестричка и волк" и д.р.
Литературные сказки: А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", Чуковский "Муха-цокотуха", "Федорино горе", "Мойдодыр", Э. Успенский "Крокодил Гена и Чебурашка".
Стихотворные произведения: А. Майков "Голубенький, чистый...", А. Плещеев "Травка зеленеет...", А. Пушкин "Ветер по морю гуляет...", А. Блок "Зайчик", Д. Хармс "Кораблик", "Веселые чижи", А. Барто "Игрушки", В. Берестов "О чем поют воробушки", "Веселое лето", "Песочница", "Карусель", "Юла", С. Маршак "Сказка о глупом мышонке", "Мяч", Э. Мошковская "Мчится поезд", "Гав! Гав!", И. Токмакова "Как на горке", Н. Саконская "Где мой пальчик?», Э. Успенский "Тигр вышел погулять".
Произведения русской и зарубежной классической литературы - А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, Ш. Перро и других.
Рассказы: Л. Толстой "Нашли дети ежа", "Спала кошка...", "У Вари был чиж...", "Пришла весна...", "Птица свила гнездо...", "Тетя дала Варе меду…", "Была у Насти кукла...", К. Ушинский "Петушок с семьей", "Уточки", "Коровка", Н. Калинина "Про жука", "Как Саша и Алеша пришли в детский сад"; В. Сутеев "Под грибом", "Три котенка", "Кто сказал "мяу" и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
читаем детям дома и в саду | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Читаем детям раннего возраста дома и в детском саду.
Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, важнейший источник развития выразительности детской речи и ее обогащения. Она является важным средством формирования личности ребенка. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Воспитательная функция литературы осуществляется силой воздействия художественного образа. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.
Детям раннего возраста нужно читать коротенькие стишки А. Барто, С. Маршака, сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». С полутора лет начинается знакомство с К. Чуковским и его неисчерпаемым наследием малопонятных и от этого, наверное, столь привлекательных для детей сказок. «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит» – дети очень любят эти произведения, постоянно просят перечитывать их, пока не запомнят наизусть. Именно в этом возрасте начинается знакомство с русской народной сказкой, сказками В. Сутеева и другими.
Очень важно детей с первых лет жизни знакомить с произведениями устного народного творчества. Начинать знакомство следует с песенок, потешек, попевок, закличек, песен о природе. Рассказывать только прозаические произведения (сказки, рассказы, повести).
На основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях, происходит раннее восприятие звуковой культуры речи. Эти художественные произведения передают богатство родного языка. Они решают такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарат, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний - в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов.
Народная речь отличается образностью. Блестящим примером образности языка является язык сказок. Сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Волшебная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Путешествие в мир сказки развивает фантазию детей, творческие способности, побуждает их к сочинительству. Именно волшебная сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Волшебная сказка отражает культурное наследие человечества.
В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, сказки, стихи и ритмические строчки из сказок, для того, чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Запоминание стихов и сказок оказывает большое внимание на развитие словаря ребенка. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. Для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значение.
Малые жанры фольклора: Детские песенки, потешки: "Идет коза рогатая...", "Кошкин дом", "Жили у бабуси...", "Пальчик-мальчик...", "Сорока, сорока...", "Водичка, водичка...", "Сидит белка на тележке...", "Уж ты, радуга-дуга...", "Гуля, гуля...", "Петушок, петушок...", "Вот и люди спят...", "Поехали, поехали...", "Наша Маша маленька...", "Дождик, дождик...", "Скок-поскок...", и д.р.
Русские народные сказки: "Коза-дереза", "Петух да собака" (обр. К. Ушинкого), "Лисица и тетерев" (обр. Л.Н. Толстого), "Колобок", "Теремок", "Репка" (обр. К. Ушинского), "Курочка Ряба" (обр. К. Ушииского), "Соломенный бычок", "Лисичка-сестричка и волк" и д.р.
Литературные сказки: А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", Чуковский "Муха-цокотуха", "Федорино горе", "Мойдодыр", Э. Успенский "Крокодил Гена и Чебурашка".
Стихотворные произведения: А. Майков "Голубенький, чистый...", А. Плещеев "Травка зеленеет...", А. Пушкин "Ветер по морю гуляет...", А. Блок "Зайчик", Д. Хармс "Кораблик", "Веселые чижи", А. Барто "Игрушки", В. Берестов "О чем поют воробушки", "Веселое лето", "Песочница", "Карусель", "Юла", С. Маршак "Сказка о глупом мышонке", "Мяч", Э. Мошковская "Мчится поезд", "Гав! Гав!", И. Токмакова "Как на горке", Н. Саконская "Где мой пальчик?», Э. Успенский "Тигр вышел погулять".
Произведения русской и зарубежной классической литературы - А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, Ш. Перро и других.
Рассказы: Л. Толстой "Нашли дети ежа", "Спала кошка...", "У Вари был чиж...", "Пришла весна...", "Птица свила гнездо...", "Тетя дала Варе меду…", "Была у Насти кукла...", К. Ушинский "Петушок с семьей", "Уточки", "Коровка", Н. Калинина "Про жука", "Как Саша и Алеша пришли в детский сад"; В. Сутеев "Под грибом", "Три котенка", "Кто сказал "мяу" и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста.
Русский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков –осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколен...
Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста
Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста...
Влияние устного народного творчества на развитие детей раннего возраста.
Данная статья разработана для педагогов и родителей....
"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"
В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...
Опыт работы "Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста"
Цель моего опыта - выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.Задачи:Знакомить детей с устным народным творчеством.Учить внимательно слушать, и запоминать худо...
Роль русского народного творчества в развитии детей раннего возраста
В статье рассматриваются ключевые аспекты ознакомления детей раннего возраста с русским народным творчеством : устным, музыкальным, декоративно - прикладным. Подчеркивается основополагающая роль...
Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста
В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...