Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста
консультация на тему
Материал может быть использован при подготовке к пед. совету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx | 15.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль устного народного творчества в воспитании детей
дошкольного возраста
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.
Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.
Малые жанры
1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.
2) Потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».
3) Прибаутки. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.
Детский фольклор — своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.
4) Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.
Крупные жанры
1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.
2) СКАЗКИ. Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку.
Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.
Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.
Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:
1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.
2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.
4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки...
Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста
Роль устного народного творчества в воспитании детей докольного вораста и какие виды и жанры я использую в своей работе....
Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста
Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста...
"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"
В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...
Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста
В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...
Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста
С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходи...