Конспект НОД " Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект Игровая совместная деятельность
Конспект Зимующие птицы
Конспект НОД Путешествие по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_igrovaya_sovmestnaya_deyatelnost.rar | 548.62 КБ |
konspekt.doc | 55.5 КБ |
konspekt_nod_puteshestvie_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе по теме:
«Зимующие птицы»,
проведённый с использованием личностно ориентированной, игровой, здорово-сберегающей технологий и информационно коммуникационной технологии
Составлен воспитателем МБДОУ детский сад №8комбинированного вида ст. Старощербиновская,
Левенец Ольгой Юрьевной.
Задачи:
Развивающие:
-развивать интерес к художественной литературе,
-развивать слуховое и зрительное восприятие, слуховое внимание, память,
-развивать тонкую моторику пальцев.
Обучающие:
-закрепить и пополнить знания детей о зимующих птицах,
-совершенствовать умение диалогической и монологической речи детей.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
-воспитывать любовь и бережного отношения к природе;
-воспитывать культуру практической познавательной деятельности;
-воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга.
Методы:
-метод пояснения;
-метод положительной оценки детей;
-показ слайдов
Приёмы:
-художественное слово (сказка);
-активизация речевой активности детей;
-оценки ответов детей;
-упражнение детей в мелкой моторике рук.
Материал и оборудование:
-разрезные пазлы на 3 или 6 частей «Зимующие птицы»,панно зимнего леса, карточки с изображением контура птиц, физкультурное оборудование(обруч для пролезания, ткань имитация снега, кочек), аудиозаписи музыкального сопровождения, проектор, экран, ноутбук, презентация, аудиозапись сказки.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Ольга Юрьевна.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята я хочу, с вами отправится в зимний лес, вы пойдёте со мной.(Приём, мотивирующий детей, к началу образовательной деятельности).
Дети: Да.
(В группе проведено зонирование для проведения непосредственно образовательной деятельности).
Звучит музыка (звуки ветра, метели, вьюги).
Воспитатель: Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали?
Дети: Звуки зимы.
Воспитатель: Как вы думаете, какие бывают зимы (Приём,активизирующий мыслительную память детей).
Дети: Зима бывает холодная, снежная, морозная. (Воспитатель обобщает ответы детей, хвалит их)
Воспитатель: Ребята, помогите мне разгадать загадку.
«Грудка ярче, чем заря у кого? (Приём, использования художественного слова)
Дети: У снегиря.
Воспитатель:Ребята я вижу здесь заснеженные сугробы давайте присядем на них и послушаем сказку о снегире. (Приём ввода в воображаемую ситуацию)
(На слайдах появляется соответствующее изображения иллюстрации к сказки)
Было это давно, когда снегири были похожи на обычных воробьёв. Пёрышки их были серо-голубыми. Однажды, морозным зимним днём снегири поспорили о том, что лучше - лето или зима. Все снегири говорили, что лето лучше, летом много корма. И только самый молодой снегирь говорил, что лучше зимой. В лесу ягодки рябины, в поле зёрнышки щавеля. Люди для птиц кормушки готовят, а в них кладут: семечки, крошки хлебные. Поэтому зимой жить, лучше, говорит молодой снегирь. И все снегири согласились с ним.
Разговор птиц слышал Дед Мороз. Подошёл он к молодому снегирю и говорит: - Молодец! За смелость твою награжу всех снегирей красивым нарядом. Будите вы теперь не просто серыми птичками, а красногрудыми снегирями, по нему вас теперь каждый узнает. Сказал так Дед Мороз, стукнул своим посохом и стали снегири красногрудыми.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? В какое время года прилетают снегири?
Дети: Снегири прилетают зимой.
Воспитатель: Каких ещё птиц мы можем увидеть зимой?(Приемы, выявляющие имеющие у детей знания).
Дети: Сороку, ворону, воробья, синицу.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Их называют зимующие.
Звучит музыка (звуки зимы).
Воспитатель: Ребята вы слышите, какой ветер, какая вьюга. (Приём для дальнейшего ввода в воображаемую ситуацию). И ко мне прилетела волшебная снежинка, она нас приглашает в зимний лес. Ребята давайте подуем на неё, посмотрите на снежинку, она полетела вправо, а давайте ещё сильнее подуем, теперь она полетела в левую сторону. Пойдёмте за ней. В лес ведёт узенькая тропинка (Детиидут по ней). Вот какие сугробы намела зима! (переступают через кочки) А вот дерево упало, заслонило дорогу. (Пролезают под дугу). (Использование приёмов здоров – сберегающих технологий: гимнастика для глаз; развитие речевого дыхания).Ну, вот мы и пришли в зимний лес. (Далее используетсяприём игровой технологии).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь птиц. (Слайд)
Снежинка привела нас к фотографиям. Но был сильный ветер, и он разорвал фотографии на несколько частей. Ребята кто хочет из вас собрать фотографии из 6 частей, а кто из 3 частей.(Далее используется дидактическая игра сложи птичку. Приём дифференцированного задания с учётом ЗАР каждого ребёнка. Личностно –ориентированная и игровая технологии).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите птицы одинаковые между собой?
Дети: Разные.
Воспитатель: Что же объединяет птиц? Подвести детей к ответу, что тело птиц покрыто перьями, есть крылья. Ребята расскажите мне про ворону. Какая она?(Далее используется приём активизации диалогической речи детей)
Дети: Большая, хитрая, чёрная, важная.
Воспитатель: А это птичка. Кто она?
Дети: Воробей.
Воспитатель: Какой он.
Дети: Маленький, шустрый, быстрый, серенький.
Воспитатель: Молодцы, вы все справились с заданием.(Приём словестного поглаживания).
Воспитатель: Ребята, а чем же питаются наши птицы?
Дети: Зёрнышками, хлебными крошками, ягодами.
Воспитатель: Вы правильно ответили. А сейчас я дополню ваши знания.
Дети, посмотрите на слайд, голуби питаются зёрнышками, семечками. (Слайд).
А любимое лакомство синичек, кусочек сала (слайд).
Рассмотрите, как снегири клюют семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины (слайд).
Дети, обратите внимание на этом слайде хорошо видно, чтовороны питаются очистками, остатками пищи (слайд).
Взгляните на этот слайд. Воробьи питаются хлебными крошками (слайд).
Молодцы, вы внимательно рассматривали слайды. Теперь вы будете больше знать о том, чем питаются зимующие птицы: маленькие, шустрые воробьи, большие, чёрные вороны, хитрые, проворные синички, серые, нахохлившиеся от холода голуби. (Используется приём образца речи воспитателя насыщенный словами прилагательными).
Воспитатель: Ребята, сейчас нас ждёт очень интересная деятельности, но чтобы её хорошо выполнить мы с вами потренируем наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика:(элемент здорово-сберегающей технологии).
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
(Дети сжимают, разжимают кулаки)
Мы расскажем. Две синицы, воробей.
(Дети загибают поочередно два пальца)
Шесть щеглов и снегирей
(Дети загибают поочередно шесть пальцев)
Дятел в пёстрых пёрышках
(Дети хлопают в ладоши)
Всем хватило зёрнышек.
(Дети показывают раскрытые ладони)
(Воспитатель обращает внимание детей на панно)
Воспитатель: Ребята, перед вами зимний лес,но в нём совсем пустынно. Злая вьюга прогнала зимующих птиц. Подойдёмте и оживим зимний лес! Давайте возьмем силуэты птиц, которые я приготовила для вас, и вместе украсим их.(Располагаю детей за столиками, и синхронно моему пояснению дети выполняют практическое задание).
Воспитатель: Дети! Постепенно наносите клейстер на детали аппликации и посыпайте их разноцветным пшеном.Кто из вас хочет сделать синичку, тот на контуре птицы посыпаешь грудку жёлтым пшеном, кто хочет сделать снегиря, посыпает грудку пшеном, окрашенным в красный цвет, а кто сороку, должен крылья сороки посыпать пшеном, окрашенным в белый цвет, ну а грудку воробья вы должны посыпать окрашенным в серый цвет. (Приём индивидуализации образовательной деятельности, учёт пожелания детей при конкретном выборе задания)
Продолжайте, и вот так вы заполните всю основу контура выбранной вами птички. Лишнее пшено стряхиваем в тарелочку.(Дети выполняют задание, воспитатель оказывает помощь, осуществляя дифференцированный подход к детям, ориентируясь на ЗАР и ЗБР. (Приём личностно - ориентированной технологии).
Воспитатель:Ребята, молодцы Какие красивые птички у вас у всех получились! Катя, аназови, какая птичка у тебя получилась, а у тебя Серёжа?(Дети перечисляют названия зимующих птиц: воробей, голубь и т.д.). А сейчас возьмем своих птичек и оживим наш волшебный, и молчаливый лес. Прикрепите каждый свою птичку на дерево. Посмотрите, сколько птиц прилетело и каждая, нашла своё место.(Слайд с голосами птиц).
Ребята, вы слышите гомон зимующих птиц, это они вас благодарят за то, что вы прогнали вьюгу и метель, и они смогут зимовать в этом лесу.
Воспитатель: Дети, вам понравилось общаться со мной? И мне очень понравилось, вы такие умелые и знающие дети! У меня к вам будет одна очень важная просьба. Исполните? Когда сейчас вы пойдете на прогулку, возьмите с собой зерен и хлебных крошек, и заполните ими кормушку на вашем участке, и накормите зимующих птиц. (Прием практика – ориентированной направленности детей на заботу о зимующих птицах; прием постепенного перевода детей от непосредственно – образовательной деятельности к деятельности в ходе режимных моментов на прогулке).
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности для детей в старшей группе по познавательному развитию «Путешествие по окружающему миру».
Воспитатель: Левенец
Ольга Юрьевна
Цель:
- закрепить знания детей об окружающем мире;
- воспитывать активную деятельность, деятельную любовь к природе;
- расширять их знание об охране родной природы;
Материал и оборудование:
- мультимедийная оборудование;
-плакаты «Природа»;
- карта Краснодарского края;
- макеты: подводное царство, казачий двор, река.
Образовательные области:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Предварительная работа:
Чтение литературы о родном крае, рассматривание иллюстраций о растительном и живом мире Кубани, беседы о климате Кубани.
Ход:
- Дети сегодня нам пришло письмо от девочки по имени Гармония (читаем письмо).
«Милые мои ребята, я знаю, что вы живёте дружной семейкой в детском саду. Я очень часто наблюдаю за вами, за вашей работой, что вы выполняете в группе, и я поняла, что вы все любите природу. Я решила предложить вам, отправиться в путешествие по окружающему миру. Для этого прислала вам небольшую посылку. Это мой портрет, а это волшебная книга-карта, которая поможет вам в путешествии».
- Ребята, окружающий мир такой большой, что в нём легко заблудиться, но не бойтесь, дорогу вам будут показывать маленькие гномики (слайд 1).
- Это я, Гармония-девочка, мне очень нравиться, когда все существа на земле живут в ладу между собой и не нарушаются законы природного равновесия. Помните, я рассказывала вам о том, как дружить с природой.
- Это гномик «Воздушный пузырёк», он такой лёгкий, что летает, обгоняя облака. Когда он устаёт, то присаживается на веточки дерева или на облачко и качается из стороны в сторону, как на качелях. «Воздушный пузырёк» живёт в стране Голубого неба и познакомит вас с её секретами (слайд 2).
- Ребята, а это Лесовечёк, он живёт в дупле дерева среди Старого Дремучего Леса. Он – следопыт, знаком со всеми лесными обитателями и хранит их тайны, Лесовичок поделиться с вами тем, что знает о загадочном Мире Леса (слайд 3).
- Это « Знаток» - он самый любознательный из гномов. Он знает всё на свете, но не любит об этом попусту болтать. Вместе с ним мы можем узнать многое о крае, стране, о планете, где живём (слайд 4).
- Ребята, а это « Домовичёк», он живёт у каждого в квартире. По ночам, когда никто не видит, он выходит из своего уютного уголка и своим волшебным зонтиком навивает детям свои прекрасные сны (слайд 5)
- А это, дети, « Капелька» - живёт с весёлым водяным народцем. Он жизнерадостный гномик, любит сказки, игры, превращения. От « Капельки» мы узнаём о чудесном Мире Воды (слайд 6).
- Ребята, ну а это последний гномик « Строитель» искусственный мастер своего дела. Он научит вас создавать прекрасный Окружающий мир.
Дом и город твоей мечты, где царят красота, радость, любовь.
- Дети мы с вами знаем, что живём в прекрасном мире. Это окружающие вас растения, животные и люди, дома и машины, воздух и вода, солнце и небо, звёзды и планеты. Ребята, а вот когда вы дома, что для вас окружающий мир? (ответы детей)
- Окружающий мир – это дом, комната, вещи в доме, мама и папа.
- А когда вы вышли погулять, что такое окружающий мир?
- Шумная улица. Природа, площадка для игры, друзья.
- Ребята насекомые и птицы, деревья и травы, камни и капли дождя, мы с вами – это всё маленькие частицы окружающего мира. Окружающий мир очень важен для каждого из нас и каждый из нас тоже важен для всего мира. Он разнообразен и изменчив. Давайте сравним маленький камешек и листочек, яркий цветок и каплю воды, чем они отличаются?
- Одни предметы живые, другие неживые.
- Давайте рассмотрим картину, что прислала нам девочка Гармония (слайд 7). Разделите, пожалуйста, нарисованные предметы на живые и неживые.
А сейчас поиграем с вами в дидактическую игру « живые и неживые предметы».
Цель: учить детей различать живое и неживое, классифицировать предметы.
- Ребята, отгадайте загадки:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Невидимка он и всё же
Без него мы жить не можем.
(воздух).
По полю рыщет,
Поёт, да свищет,
Деревья ломает,
Пыль поднимает.
(ветер)
- Правильно, ребята, это воздух и ветер.
- И эти загадки, вот об этом гномике, и зовут его волшебный пузырёк.
Он вместе с такими же гномиками - невидимками живет в стране Голубого неба. Он самый легкий из всех гномов.
- Ребята. А как вы думаете, почему этого гномика называют Невидимкой?
- Дети, вам не кажется, что подул ветер?
- Нет.
- А я слышу. Может это Воздушный пузырёк к нам в гости прилетел? Давайте его поищем. Как вы думаете, где он мог спрятаться?
- Да вот же он, присел на ветку лианы (слайд 8).
- Здравствуй, Воздушный пузырёк! Мы очень рады видеть тебя у нас в гостях. Ребята, он приглашает нас поиграть в игру – имитацию « Деревья и ветер» (дети превращаются в различные деревья, а Воздушный пузырёк играет с ними).
Физ. Минутка
- У меня есть волшебная палочка - превращалочка. Она может превращать вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики – чики – чикалочка
Игра превращалочка
Вокруг себя повернись,
И в деревья превратись.
Наши ноги – это корни
Наше туловище – ствол
Наши руки – это ветви,
Наши пальцы – это листья!
Звучит музыка (дети превращаются в различные деревья, а Воздушный пузырёк играет с ними).
- Дети, давайте познакомим гномика с природой нашей группы (звенит колокольчик).
- Ребята, я принес вам ниточки (конверты с листочками) от таких же колокольчиков, как этот. Эти колокольчики находятся в разных местах группы, а чтобы они зазвенели, вы должны правильно выполнить задание (дети выбирают свои конверты и ориентируясь по группе, находят задание: лепят птиц и животных Кубани, рисуют растительный и животный мир, выполняют аппликацию на тему: « Птицы на ветках».
-- Ребята, давайте расскажем гномикам о том, что мы знаем о природе.
- Что это за шар такой красивый у вас? (слайд 9)
- Ну, конечно, это наш земной шар.
- Почему он висит в цветочках? (потому что он чистый и красивый).
- Почему на нем синие, белые и разноцветные цветы?
- Умницы, синие цветы – это моря и океаны. Белые – Арктика и Антарктида, крайние точки земного шара. А разноцветные – это Россия, Африка, Америка, Австралия.
- А кто это у нас такой грустный?
- Умница, Илья, это чучело «Чуча», оно плохое, загрязняется наш земной шар. Вот, посмотрите, сколько у него мусора в кармане (дети рассматривают глобус).
- Ребята. Кто может показать, где мы живем?
- В каком крае мы живем? Как называется наша станица? Назовите столицу нашего края.
- Умницы, это город Краснодар. Краснодар - столица нашей маленькой Родины.
- Ребята, а назовите мне растительный мир нашего края. Какие деревья вы знаете?
- Давайте проверим, правильно ли Катенька назвала ( подходят к карте Краснодарского края, рассматривают иллюстрации фруктовых и других деревьев).
- А ещё какие растения у нас живут?
- Умницы, кустарники, лекарственные травы, цветы. Ещё у нас выращивают: свеклу, пшеницу, рожь, ячмень, просо.
- А какие животные у нас живут? ( лиса, заяц, дикий кабан, енот ).
- Дети, а у нас гномики спрашивают, есть ли у нас моря и океаны?
- Правильно, океанов нет. А вот моря в нашем крае есть (Азовское, Чёрное).
- Дети, а у нас, в станице, есть моря? А как называется наша река?
- Правильно, ребята, Ея. А рыбы в нашей реке водятся? Назовите их (тарань, окунь, щука, карась, карп, сазан, красноперка).
- Ребята, гномикам очень понравилось у нас в группе, а ещё им понравился наш окружающий мир. Они решили остаться у нас и погостить подольше, поближе познакомиться с животными и растительным миром нашего края.
- Ребята, а что же это у вас за поделка, спрашивает Гармония?
- Правильно, это мы делаем « Казачий край» (здесь саманная изба, амбар, мельница, телега). А как раньше, в старину, называли забор?
- Умница, Денис, изгородь.
- Дети, а теперь давайте пригласим гномиков вместе с нами сделать аппликацию « Подводный мир реки Ея» (дети называют обитателей водного мира станицы, самостоятельно выбирают рыб и птиц, вырезывают их, разукрашивают и наклеивают на плакат). Работы дети складывают в конверты и отправляют гномику Знатоку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Знатоки зимующих птиц"
Конспект открытого занятия....
Конспект НОД "Зимующие птицы"
Данный материал содержит стихи, малоподвижные, речевые игры и упражнения, разнообразные виды работы с детьми по теме "Зимующие птицы". Конспект подробный. ...
Конспект занятия "Зимующие птицы"
На занятии дети знакомятся с основными представителями зимующих птиц Астраханского края....
Конспект занятия "Зимующие птицы"
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия «Зимующие птицы»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...
Конспект НОД "Зимующие птицы"
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей, формирование отзывчивости, любови к природе, птицам, желание помогать им. Задачи: 1.Расширить, закрепит...