«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей».
Автором предложены: 1. Литературные произведения, иллюстрации, творческие задания для детей. 2. Формы работы с детьми, позволяющие оценить результаты. Методические материалы могут быть использованы для воспитателей детских садов при организации проведения занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_imya.odt | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Моё имя»
Цель: формировать положительное отношение к именам
Задачи:
Обучающие познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
познакомить с историей возникновения имен;
пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах).
Развивающие
развивать познавательный интерес к своему имени;
активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;
Воспитательные воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
выставка художественной литературы, детские альбомы «О моем имени»,
Предварительная работа беседы о происхождении имён, фамилий, отчества
беседы о дне Ангела рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей «О моем имени»; чтение художественной литературы в группе: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали» «Чудесное имя», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле»;
заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».
Словарная работа: святые, именины.
Работа с родителями:
Мастер-класс для родителей на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени» с заданиями: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; рассказать о жизни святого имя которого ребёнок носит.
Чтение с детьми дома: Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город».
Чтение книги Добрый мир с 66 №4
Методические приемы и методы:
словесные : вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;
наглядные: оформление выставки художественной литературы по теме
практические : представление результатов совместной с родителями исследовательской деятельности - альбомов «О моем имени»
игровые: динамическая пауза-игра «Эстафета имен»
Педагогические технологии:
интерактивная (постановка проблемной ситуации в виде загадки в начале занятия, ее разрешение. Постановка проблемы побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание).
Здоровье сберегающая (проведение динамической паузы в виде игры с мячом для профилактики утомления, развития двигательных навыков и навыков взаимодействия между детьми).
технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания)
Ход занятия:
Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)
Умницы, правильно рассказали.
Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Об этом моя загадка:
И мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.
Чтобы егоузнать, надо вслух сказать
Что это? (Дети: Имя.)
Как вы думаете, как появились имена?
Это произошло случайно? (Ответы детей)
Из книжек (обращение внимания на выставку) мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
- Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?
- А если я спрошу: “Илья, тебе здесь нравится?”?
- Верно, Илья сразу поймёт, что нам важно именно его мнение.
Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)
Возможные варианты:
По внешним признакам (Чернава, Кудряш…)
По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок…)
По очереди рождения в семье (Первой,Вторуня, Пятой, Осьмой…)
По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка…)
По христианским праздникам (Постник, Мясоед…)
По времени и месту появления (Суббота, Зима, Вешняк, Дорога…)
По профессии родителей (Рыбак, Муковоз, Кожемяка…)
Какие самые необычные имена вам встретились при чтении литературы дома с родителями?
Некрас, Немил, Дурак, Ненаш
Почему в далёкие времена давали такие имена?
(Такие имена давались не потому, что человек имел такие качества, а для того, чтобы обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел).
Совершенно верно. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение. Об этом пословицы и поговорки «Без имени ребёнок – чертёнок», «С именем – Иван, без имени – болван»
Творческое задание:
Интересно, какие имена были бы у нас в те времена?
Предполагаемые ответы детей:
Настя – Молчунья (мало разговаривает)
Света – Снегурочка (родилась зимой),
Ваня – Первой (старший в семье)…
Шло время… Появилась новая традиция: имя человеку давали во время крещения по специальной книге, которую называют месяцесловом. В книге в каждый день записаны имена святых, которых в этот день вспоминают. Святые - это особенные люди. Они жили правильной жизнью, никого никогда не обижали, всегда помогали бедным и тем, кто обращался к ним за помощью.
30 сентября вспоминают святых Веру, Надежду, Любовь, а у девочек с именами Вера, Надя и Люба - именины.
Динамическая пауза.
Игра «Эстафета имен». Все встают в круг. Ведущий берет мяч, передавая мяч соседу, произносит имя, остальные называют это имя ласково и передают мяч (Света - Светлана — Светик,. Настя – Настюша, Настенька, Анастасия и т.д.)
- Сейчас, когда ребёнок появляется на свет, кто даёт ему имя?(Родители).
- Вы знаете, почему родители назвали вас таким именем?
(Дети рассказывают свои истории, показывая альбомы «О моем имени», сделанные дома с родителями. Воспитатель хвалит).
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя” (Ответы детей)
Почему мы должны оберегать свое имя? (Ответы детей).
Если человек за свою жизнь делал много добрых дел, заботился сначала о людях, а потом о себе, его имя остается в памяти людей, его именем или фамилией называют города , села, улицы, площади
Что это были за люди, мы будем знакомиться в дальнейшем. А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.
Подведение итогов:
Что нового вы сегодня узнали?
Что больше всего понравилось?
Литература:
- Шевченко Л.Л. Добрый мир — ИД «Московия», 2011.
- Суслова А.В.. О русских именах. –С-П.:Азбука, 2010.
- Вартаньян Э.А., Занимательно об именах.- М.:Просвещение, 2009.
- Горбаневский М.В., В мире имен и названий.- М.: Знание, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православной культуры» выполнила: воспитатель СП ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск «Детский сад №6» Ситнова .М.В. 2013г.
Актуальность выбранной темы.Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под миров...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
Статья о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детямначальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не з...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе краеведческого материала
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возрастана основе краеведческого материалаДуховно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста имеет особую значимость в современном обществе. В...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) «ДОБРЫЙ МИР» в соответствии с ФГОС
Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает треб...