Инновационная карта педагогического работника
материал на тему

Байгулова Светлана Сенаргалиевна

Тема "Игровая деятельность как средство социализации дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

муниципального образования городской округ «Охинский»

информационно – методический отдел

        

Тема:   «Игровая деятельность как средство социализации дошкольника»

                                                                                 Автор опыта:

Байгулова Светлана Сенаргалиевна, воспитатель                                                                        

                               МБДОУ детский сад №7  «Журавушка» г. Охи                                                                                

Сахалинская область

г. Оха

2015 г.

Содержание

Заявка …………………………………………………………………………..

Информационная карта передового педагогического опыта ………………

Список литературы …………………………………………………………..

Приложение № 1. Мониторинг сформированности игровых умений у детей младшего дошкольного возраста ……………………………………..

Приложение № 2. Критерии оценки …………………………………………

Приложение № 3. Фотоматериалы предметно-развивающей среды ……...

Приложение № 4. Перспективное планирование игр ………………………

Приложение № 5. Работа с родителями …………………………………….

Информационная карта передового педагогического опыта

Ф.И.О.

Байгулова Светлана Сенаргалиевна  

Учреждение (почтовый адрес, телефон, e-mail)

МБДОУ д/с № 7 «Журавушка», г. Оха, ул. 60 лет СССР, 15/1;  2-04-62

Стаж работы в должности

18 лет

  1. Тема передового педагогического опыта

Игровая деятельность как средство социализации дошкольника

  1. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, другое)

Важным фактором является создание определенных условий для возникновения и развития игры, обогащая жизненный опыт, предметно-игровую среду, предлагая различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками

  1. Идея изменений (в чём сущность ППО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, другое)

Игровая деятельность является важным средством формирования социальной компетентности ребенка.

Социальная компетентность – это умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение общаться и взаимодействовать, умение определять эмоциональные состояния других людей. Организация игровой деятельности имеет ряд особенностей, способствующих созданию оптимальных условий для ее реализации. В частности, она определяет поэтапные задачи:

1. Помочь ребенку получить первоначальные представления об окружающем мире, мире взрослых

2. Создать условия для создания и развития игровой деятельности

3. Содействовать овладению навыками общения: умению договариваться. Действовать сообща, сотрудничать.

  1. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски)

Трудоёмкость заключалась в организации универсальной предметно-игровой среды, способной удовлетворить требования детей разного пола, сделать ее разнообразной по содержанию.

  1. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы), включая личностно-профессиональные качества педагогов и достигнутый им уровень профессионализма

1. Изучить литературу по данной теме и детально пересмотреть  методики проведения и организации игровой деятельности

2. Выделить виды игр и этапы педагогического руководства

3. Составить перспективное планирование игровой деятельности

4. Разработать  рекомендации для родителей в виде консультаций, бесед по организации игровой среды в домашних условиях.

5. Привлечь к работе психолога, логопеда, медицинского работника

  1. Публикации (если есть)

нет

  1. Результат изменений (использование предлагаемых способов обучения и воспитания)

Представленный педагогический опыт дал устойчивый положительный результат. Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, показала, что дети играют с желанием, умеют создать игровую обстановку, используют в игре предметы-заместители, умеют договариваться между собой, оценивать свои и чужие поступки, играть по определенным правилам.

  1. Описание инновационного опыта педагога

Алгоритм:

Что я делаю? (использую… технологию, метод и т.д. в соответствии с указанной темой.

Для чего это делается? (Цель)

Как это делается (технология)

Описание опыта может быть развёрнуто в приложении в текстовом варианте и наглядно показано в формате презентаций и т.д.

Важно!

Соответствие теме и технологичность описания опыта – обязательны!

Описание опыта – это не автобиография

Цель: Способствовать развитию игровой деятельности  

для успешной социализации дошкольника

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  • Создать условия для возникновения и развития игры, обогащая жизненный опыт, предметно-игровую среду.
  • Составить перспективное планирование игровой деятельности
  • Разработать  рекомендации для родителей в виде консультаций, бесед по организации игровой среды в домашних условиях.

Ведущая педагогическая идея опыта:

   Разнообразие игр, заданий и упражнений, создание развивающей среды является эффективным, влияет на результативность, повышает интерес к игровой деятельности.

Технология опыта:

Первым этап работы – изучение литературы по теме «Игровая деятельность детей младшего дошкольника», детальный пересмотр методики проведения и организации игровой деятельности, выделяя виды игры и этапы руководства.

Второй этап – диагностический, где поставлена цель и намечены критерии оценки (Приложение 1,2).

Третий этап – создание предметно-игровой среды (Приложение 3).

Задача – привлечь родителей к приобретению игровых модулей  для организации сюжетно-ролевых игр, дидактических игр и игрушек, которые соответствуют возрасту и влечениям детей.

Четвертый этап – составление перспективного планирования игровой деятельности (Приложение 4).

Игры проводились в течение всего дня с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, играя одну из второстепенных ролей. Для повышения самооценки и оценки сверстников для непопулярных детей использовалась похвала за положительное поведение в игре, за бережное и уважительное отношение к игре товарищей; выявлялись и обсуждались их положительные качества, увлечения. Чтение рассказов, сказок, разыгрывание проблемных ситуаций развивает у детей умение видеть проблемы со стороны, понимать и разрешать их.

В конце учебного года, проведя повторное диагностирование, пришли к выводу:

  • Научились играть сообща
  • Брать на себя роль и взаимодействовать со сверстниками
  • Самостоятельно подбирать атрибуты для игры

Следующий этап работы – развивать игровую деятельность с детьми 4-5 лет, усложнив параметры и критерии оценки, согласно возрастным особенностям.

Задача – для развития интереса, любознательности и желания играть, внести новые атрибуты, игрушки, книги, костюмы, пополнить содержание игровых зон.

Методы и приемы:

  • Показ образца взаимодействия с партнером и предметами, взяв на себя главную или второстепенную роль
  • Роль советчика
  • Введение новых ролей
  • Расширение представлений об игровом образе, о разнообразии ролевого поведения
  • Экскурсии по детскому саду, наблюдение за транспортом и трудом взрослых
  • Посещение театральных и цирковых представлений на базе детского учреждения
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание иллюстраций.

Для обучения  игре по правилам проводились подвижные и дидактические игры, обращая внимание на честность и умение адекватно относиться к проигрышу, умение оценивать свои и чужие поступки.

Работа с родителями:

  • Акцентировать внимание на совместные с детьми наблюдения  и беседы при посещении аптеки, магазина, парикмахерской, кафе и т.д.
  • Предложить консультации и индивидуальные беседы по организации игровой среды в домашних условиях (Приложение 5).

К концу учебного года проведено повторное обследование детей 4-5 лет.

Результаты диагностики:

  • Играют с желанием
  • Умеют создать игровую обстановку
  • Используют в игре предметы-заместители
  • Умеют договариваться между собой, оценивать свои и чужие поступки
  • Играть по определенным правилам

С детьми, которые из-за болезни плохо посещали детский сад, работа по социализации будет продолжена на следующий учебный год.

Процесс социализации начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ребенок усваивает нормы и образцы поведения, учится взаимодействовать, строить отношения сначала в семье, потом в коллективе сверстников. Задача педагогов и родителей помочь детям.

Игра – это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка.

Экспертное заключение

(заполняется экспертом при обобщении)

Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

   

Байгулова Светлана Сенаргалиевна, воспитатель

Тема работы: «Игровая деятельность как средство социализации дошкольника»    

МБДОУ детский сад №7  «Журавушка» г. Охи                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная карта педагогического работника ( воспитателя) по оценке результативности профессиональной деятельности

Индивидуальная  карта педагогического работника ( в данном случае) воспитателя по оценке результативности профессиональной деятельности отражает те показатели, по которым  воспитателю целесо...

Семинар педагогических работников "Билингвальное образование дошкольников как одно из условий реализации ФГОС д/о Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»

Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспек...

Информационная карта педагогического работника

Информационная карта педагогического работника...

Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности

Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности...

Форма 14 4.3. Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности

Представлена  исследовательская работа Педагогические условия воспитания интереса к обучению  в школе у детей 6-7лет. Воспитание интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста о...

Семинар "«Проектирование индивидуальной траектории развития педагогических работников в условиях инновационной среды»

Актуальность профессионального роста педагогических работников и необходимость инновационных изменений связаны со значительными реформами в образовании РФ. Главная задача федерального проекта "Уч...

Наличие публикаций, иллюстрирующих инновационный опыт педагогического работника

Наличие публикаций, иллюстрирующих инновационный опыт педагогического работника...